Послание написано из уз (1, 13). Из того, что при ап. Павле был Тимофей, ясно, что эти узы первые, а не вторые, когда Тимофея не было; следовательно, послание написано около 63 или в начале 64 года из Рима.
Отличительные черты Послания
Послание к Филиппийцам во многом автобиографично. Ап. Павел раскрывает свою душу перед Церковью в Филиппах, преподает ряд увещаний, похвал, благодатных воспоминаний, а также высказывает ряд сокровенных мыслей о Христе.
Богословское содержание Послания составляет возвышенная христология, учение о Христе как центре духовных устремлений христианина. Верующие должны воплощать в себе образ Христа, Который Сам воплотил в Своем подвиге волю Отца. В этой связи ап. Павел излагает учение о кенозисе (самоуничижении) Христа.
Апостол предостерегает филиппийцов от опасности распространения ересей, учит почитать все тщетой ради познания Христа (3, 2-16), удаляться врагов креста Христова (3, 17-19), напоминает о неминуемости второго славного пришествия Господа и воскресения (3, 20-21).
РАЗДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛАНИЯ
Значение уз ап. Павла (1, 1-26)
После приветствия и преподания благословения (1, 1-3), ап. Павел выражает искреннее и сердечное благодарение Богу за успех благовествования среди филиппийцев и молится о их непрестанном усовершенствовании "даже до дня Иисуса Христа" (1, 6). Он молится о том, чтобы любовь филиппийцев "еще более возрастала в познании и всяком чувстве" (1, 9). Истинное познание выражается не в теории, а в духовной жизни, поэтому Апостол и молится, чтобы филиппийцы "были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности" (1, 10-11).
Ап. Павел был обеспокоен тем, что филиппийцы неправильно мыслили о скорбях его, о его заключении в узы, впадали в малодушие и уныние. Апостол извещает, что его узы послужили к еще большему успеху благовествования: теперь Евангелие сделалось известно всей претории (1, 12-13) (претория - дворец главных городских начальников и судей. С ними, а также их отрядом телохранителей ап. Павел в Риме имел тесные контакты), верующие воодушевились, "ободрились узами" Апостола, начав "безбоязненно проповедовать слово Божие" (1, 14). Апостол замечает, что некоторые проповедуют "не чисто", думая увеличить тяжесть уз" его (1, 16). Это, скорее всего, были иудействующие, которые, зная нерасположение римлян к иудейству (римляне в то время христианство почти не отличали от иудейства), проповедовали Христа с тем, чтобы вызвать еще большую ненависть к ап. Павлу. Но Апостол и такой проповеди радуется, так как она, хотя и усугубляет тяжесть его уз, в то же время распространяет весть о Христе (1, 18-19).
Что касается своей будущей судьбы, то Апостол воодушевлен только одним желанием: прославлением Христа и уверен, что "ныне, как и всегда, возвеличится Христос... жизнью ли то или смертью. Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (1, 20-21), т.е. если жить - то со Христом и для Христа, а если умертвят, то и мученичество послужит прославлению Христа.
Апостол даже затрудняется, что избрать: жизнь или смерть. Его влечет и то и другое: "Имею желание разрешиться и быть со Христом, это несравненно лучше. А оставаться во плоти нужнее для вас" (1, 23-24), для дела проповеди.
Оба желания имеют один мотив - любовь ко Христу, иначе они были бы безнравственны (1 Кор. 13, 3). Но любовь ко Христу выражается в любви к ближним, поэтому Апостол предпочитает жизнь со всеми ее тяготами и скорбями. Поэтому он даже хвалится крестом Господа, которым он распялся для мира (Гал. 6, 17) и с радостью носил язвы Господа на теле своем (Гал. 6, 17).
Ап. Павел выражает твердую уверенность, что будет освобожден от уз и встретится со своими друзьями в Филиппах (1, 25; 2, 24). Действительно, искренняя молитва с верой исполнилась: Апостол был освобожден и посетил Филиппы (около 85 г.).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 237.