Ввиду появления среди колоссян лжеучения гностических сект, ап. Павел всесторонне раскрывает учение о Христе как предвечном, совечном Отцу и воплотившемся в конце времен Сыне Божием, в Котором освящается, обновляется и примиряется все сотворенное. Христос - единый Владыка мира, единый Посредник между Богом и людьми, единый Спаситель мира, Глава Церкви и источник жизни. Только в Нем "мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов" (1, 14).
а) Иисус Христос - Сын Божий и Бог (1, 13-15)
Говоря о призвании Богом язычников от власти тьмы к "участию в наследии святых во свете" (1, 12), Апостол называет это "наследие" Царством Сына Божия (1, 13), т.е. Царством Христовым. Как Сын Божий Христос в то же время есть и Бог истинный: Он "есть образ Бога невидимого" (1, 15) ("наследие святых" есть, прежде всего, обетование Израилю быть наследником Царствия Божия; но это также и все верующие христиане, истинно "святые" и наследники ранее уготованного "наследия"). Это значит, что Христос как Сын Божий единосущен Богу Отцу; в то же время Он есть видимый "образ Бога невидимого". В отношении предметов неодушевленных образ не обязательно может быть одной природы с первообразом, но и в отношении существ одушевленных, тем более в приложении к совершенной личности Сына Божия, "образ" означает единодушие Богу Отцу по рождению от Него. Христос как "образ Божий" отличен лишь по явлению вовне, по личным свойствам, но тождественен с Личностью Отца и Духа Святого по сущности.
"Назван он образом Бога невидимого для того, чтобы дать уразуметь, что Он есть Бог, Который в Нем мысленно видится" (еп. Феофан).
На вопрос ап. Филиппа: "покажи нам Отца", Господь отвечает: "видевший Меня видел Отца" (Ин. 14, 9). Это не значит, что Бог невидимый во Христе стал видим. Божество и во Христе оставалось прикровенным, но в Нем Оно во всей полноте стало соприсущно человечеству: "в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (2, 9), оставаясь невидимой.
б) Иисус Христос - Творец мира видимого и невидимого (1, 16)
Все тварное бытие - мир физический и мир духовный - от Христа получило бытие: "Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано" (1, 16).
Таким образом, Христос не только выше всех чинов ангельских, во они сами от Него и ради Него получили бытие, ради полноты славы Его. "Престолы, господства, начала, власти" -это четыре чина небесных духов, названия которых приспособлены к земным понятиям и служения которых образно отражены в этих названиях. Исчисление чинов ангельских по Апостолу такое же, как и позднее подробно было раскрыто у св. Дионисия Ареопагита: 1) престолы, херувимы и серафимы; 2) власти, господства, силы; 3) архангелы, ангелы и начала.
Сам же Иисус Христос - "рожденный прежде всякой твари" (1, 15), но не в том смысле, что Он рожден первый из тварей по времени, а в том, что Он рожден вне порядка рождения тварного; значит, и Сам не тварной природы, значит, Он рожден от Бога. Поэтому Он и единодушен с Отцом, от Которого Его отличает только личное свойство - вечная рождаемость.
в) Иисус Христос - Промыслитель мира (1, 17)
"И Он есть прежде всего, и все Им стоит" (1, 17). Этим указана высочайшее свойство Христа Спасителя - промышление о сотворенном Им мире, т.е. мир не сам собою стоит, не в себе самом имеет начало самодвижения, и не представлен сам себе; но "Им стоит", "ибо все из Него, Им и к Нему" (Рим. 11, 36).
г) Иисус Христос - глава Церкви (1, 18-19)
Далее ап. Павел говорит о Богочеловеческом достоинстве Христа, о том, что Он и как человек имеет во всем главенство и первенство. Прежде всего "Он есть глава тела Церкви" (1, 18). Как глава Он первым в Церкви все совершает: "Он начаток, первенец из мертвых" (1, 18), т.е. первенец из воскресших, победивший смерть; Он первый плод в Церкви, ради которой Он принес Себя в жертву. Хотя и до Христа в Библии описываются воскресения мертвых, но воскресшие умирали снова, а Христос стал победителем смерти навсегда, ставши источником и нашего воскресения.
д) Примирение с Богом во Христе (1, 20-23)
Во Христе как искупителе мира (1, 14) достигнуто примирение с Богом всего тварного мире, и земного и небесного. "Кровию креста Его... в теле Плоти Его, смертью Его" (1, 20, 22). Примирение совершилось не в призрачном теле Иисуса Христа, как учили колосские теософы (докеты), а в реальной человеческой Его плоти ("в теле Плоти Его").
Примирение "земного и небесного" (1, 20) надо понимать как примирение земного с небесным, так как после грехопадения человека ангелы негодовали на людей за оскорбление Бога. Примирение человека с Богом одновременно примиряло его и с ангелами, которые теперь относятся к нам как старшие братья, покровители и хранители.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 240.