Научив верующих преодолению страстей: гнева, похоти и др., ап. Павел указывает теперь на главного врага нашего спасения - диавола и множество его слуг - бесов, с которыми и должен вести непрестанную духовную брань истинный воин Христов. Но для этого нужно укрепиться Господом и могуществом силы Его, облечься во всеоружие Божие (6, 10-11): т.е. стяжать благодать Божию. Основная брань христианина происходит в его собственной душе с силами ада: "Наша брань не против крови и плоти, но против начальства, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (6, 12).
Здесь Апостол указал и градацию духов тьмы: у них существует иерархия по типу добрых ангелов, только в обратную сторону - по степени удаления от Бога и ожесточения во зле.
"Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите шит веры... и шлем спасения возьмите и меч духовный, который есть слово Божие" (6, 14-17) (два года кесарийских уз, конвоирование в Рим и два года заточения в Риме дали Апостолу повод со всей точностью изобразить христианина в духовном всеоружии по типу вооружения римского солдата).
Как пояс дает свободу движению, так истина освобождает дух; как броня защищает от тяжелых ударов меча, так оправданный пред Богом неуязвим для нападений диавола. Воин носил особого рода обувь; так умиротворение души и примирение ее с Богом облегчает шествие христианина в мире. Главное оружие христианина, которое рекомендует взять Апостол, это вера: "паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого (искушения лукавого уподобляются стрелам, обмотанным паклей, которые римские солдаты поджигали перед заправлением в лук), и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие" (6, 16-17).
В качества же особенного, всегда действующего источника силы Апостол рекомендует непрестанную молитву как за себя, так и за "всех святых", т.е. друг за друга (6, 18). Этот стих содержит учение Апостола о молитве. Как указывает еп. Феофан, здесь можно отметить пять свойств молитвы:
1. разнообразие ("всякою молитвою и прошением");
2. неотступность ("во всякое время");
3. духовность ("духом", т.е. молитва, совершается умом и сердцем);
4. со всяким терпением ("со всяким постоянством и молением");
5. общность (молитва "о всех святых", о Церкви).
В заключение (6, 19-24) Апостол просит молиться о нем, зная, что самая сильная молитва - церковная, которая может освободить его от уз и вновь дать ему возможность проповедовать, что вскоре и исполнилось. Апостол извещает о посольстве к ефесянам Тихика с данным посланием (6, 22), преподает благопожелания мира и любви с верою и свое апостольское благословение.
Вопросы для повторения Послания к Ефесянам
I. 1. Когда и кем основана Церковь в Ефесе?
2. Как подразделяется Послание и какова его главная тема?
3. Как говорит ап. Павел о предопределении ко спасению (1, 4)?
4. Какая цель избрания (1, 5-6)?
5. Какую тайну воли Своей открылнам Бог (1, 9-14)?
6. Какую молитву воссылает ап. Павел (1, 15-19)?
7. В чем выразилось величие Иисуса Христа (1, 20-23)?
II. 1. Как раскрылось величие Христа в спасении иудеев и язычников (2, 1-7)?
2. Как совершается спасение (2, 8-9)?
3. Какая роль "добрых дел" в деле спасения (2, 10)?
4. Что собой представляли язычники до уверования (2, 11-12)?
5. Что приобрели язычники во Христе (2, 13-14)?
6. В каком образе изображается Церковь (2, 19-22)?
7. Какую тайну возвещает ап. Павел о язычниках (3, 6-9)?
8. В чем особенно выразилась сокровенность тайны о язычниках (3, 10)?
9. Какую молитву воссылает Апостол (3, 14-21)?
III. 1. Какую лестницу добродетелей указывает ап. Павел (4, 2-3)?
2. Как говорит Апостол о единстве Церкви (4, 4-6)?
3. На чем основан догмат о богоучрежденности церковной иерархии (4, 11-12)?
4. Какие 3 основные обязанности пастыря (4, 12)?
5. Какие 3 основные цели пастыря (4, 13)?
6. От чего предостерегается ап. Павел (4, 14-20)?
7. В чем состоит истина Христова (4, 21-24)?
8. Какие еще нормы поведения дает Апостол (4, 25-32)?
9. Почему нельзя оскорблять ближнего (4, 30)?
IV. 1. Какие 3 главные побуждения к нравственной жизни дает ап. Павел (5, 1-8)?
2. С кем сравнивает ап. Павел грешника (5, 14)?
3. Как и почему называет Апостол настоящие дни (5, 16)?
4. Как рекомендует Апостол проводить христианское веселье (5, 18-20)?
5. Какие наставления женам и мужьям дает ап. Павел (5, 22-32)?
6. В каком прообразе представляет Апостол брак (5, 32)?
7. Какие обязанности родителей к детям и детей к родителям (6, 1-4)?
8. Какие взаимные обязанности рабов и господ (6, 5-9)?
9. Против кого ведут брань христиане (6, 12)?
10. С каким оружием выступают христиане на брань (6, 14-17)?
11. В чем источник силы христиан и какие свойства молитвы (6, 18)?
ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ
(следующим после послания к Ефесянам изучается не послание к Филиппийцам, что соответствовало бы порядку их в каноне новозаветных книг, а послание к Колоссянам, так как оно родственно с посланием к Ефесянам по тематике, а адресаты обоих посланий близки географически)
Основание Церкви в Колоссах
В книге Деяний не упоминается о городе Колоссы: там говорится только, что ап. Павел проходил через Фригию, важным городом которой были Колоссы. Впервые через Фригию Апостол проходил во время второго миссионерского путешествия (Деян. 16, 6). Вторично он был здесь в третье путешествие (Деян. 18, 23) по пути в Ефес. Апостол, конечно, из Ефеса сносился с колоссянами, насаждая веру в их городе. Можно считать поэтому, что основателем Церкви в Колоссах был ап. Павел, но не лично, а через верных сотрудников своих: Епафраса (Кол. 1, 7) и Филимона, у которого была своя домашняя Церковь (Филим. 1, 2).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 225.