Семейные и гражданские обязанности христиан (5, 22 - 6, 9)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) Тайна христианского брака (5, 22-23)

В Первом послании к Коринфянам (7-я гл.) ап. Павел изложил свое учение о семейной жизни и о девстве. Там он отдает предпочтение девству, если оно избирается ради Господа. Здесь же он излагает учение о высоте христианского брака (5, 22-23).

Апостол указывает на Божественное установление брака: "Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть" (Быт. 2, 24). Глубина единства обеих супругов простирается до того, что они утрачивают ограниченные индивидуальные качества и становятся каждый обладателем обоюдной полноты, - они вдвоем составляют одно тело.

Брак также есть таинство, тайна, прообразом которой служит тайна союза Христа и Церкви: "Тайна сия велика; Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (5, 32). Ведь каждый член брачного союза до брака уже является членом тела Христова, т.е. Церкви. Конечно, и супруги, как одно новое существо, "едина плоть", прилепляются Христу. Брак как таинство заключается в том, что благодать Христова, которая соединила человека со Христом в крещении, теперь соединяет, благословляет и освящает супругов во образ союза Христа и Церкви.

Имея в виду это высокое значение христианского брака, Апостол определяет обязанности супругов. Для реальной практической жизни супругов Апостол заповедует женам - послушание, а мужьям - любовь (5, 22-28). Это и понятно: ведь если супружество есть образ союза Христа и Церкви, то и отношение жены к мужу должно быть подобно отношению Церкви ко Христу. Церковь находится в послушании Богу, а Бог доказал Свою любовь к Церкви тем, что отдал Сына Своего Единородного, Который "предал Себя на нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова" (5, 25-26), т.е. крещением.

Тайна новой жизни в Церкви определяет и отношения супругов друг ко другу: Апостол заповедал жене любить мужа как члена единого брачного союза, и бояться как главы своего. Муж же получил обязанность не только любить жену свою, но и устроять ее жизнь (5, 29).

Здесь возникают недоуменные вопросы:

а) а мужья не должны ли повиноваться женам? Да, должны, потому что Апостол всем заповедал повиноваться друг другу в страхе Божием (5, 21). Там, где есть страх Божий, там водворяется обоюдное согласие, мир, любовь и взаимное послушание. Но так как жены склонны тяготиться главенством мужей над ними, то им и напоминается повиновение. А мужья склонны злоупотреблять властью над женами, поэтому Апостол напоминает им о любви;

б) Как понимать "жена да боится" мужа? Как уважение к мужу, соединенное с опасением, как бы не оскорбить его и тем не уменьшить обоюдной любви.

Блаженный Иероним в Вульгате перевел "да чтит" жена мужа (в греческом оригинале употреблено jobhta , от jobew - устрашать, пугать). Ведь жена должна видеть в своем муже но просто сожителя, но Богом поставленного главу, возносясь умом до осознания главенства над собой Христа. Недоумение возникает от забвения о том, что семья есть прежде всего церковная единица.

б) Взаимные обязанности детей и родителей (6, 1-4)

Апостол указывает на обязанность детей слушаться родителей, так как это долг справедливости и одна из первых заповедей Божиих. "Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость" (6, 1) и "это первая заповедь с обетованием" благополучия и долголетия (6, 2, см. Исх. 20, 12).

Характер послушания детей определяется словами: "в Господе", т.е. если воля родителей будет несогласна с волей Божией, то дети могут и должны не послушать их, чтобы не преступать большей заповеди. Свт. И. Златоуст говорит: "Они, родители, после Бога - главные виновники жизни нашей, поэтому они первые имеют право на наше почитание, а потом и все прочие люди".

Обязанность родителей - терпеливо воспитывать детей: "И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (6, 4).

Главный предмет воспитания детей родителями - учение христианской веры в жизни, а также нравственное воспитание с учетом психики детей.

в) Взаимные обязанности рабов и господ (6, 5-9)

Апостол повелевает рабам повиноваться "господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца... как Христу" (6, 5). Христианство ставило задачу освободить людей не от господ по плоти - не от внешнего рабства, а от господ над душой,- от рабства внутреннего. Внешне устройство жизни не входило в прямую задачу христианства, но оно даже службу раба делало средством возрастания и освобождения внутреннего, делало добродетелью. От этого теряется ее унизительный характер, она исполняется не ради человекоугодия или страха, а добровольно; значит и раб - уже раб только по названию, по существу же он раб Христов, а не господина по плоти. Христианский призыв к смирению и послушанию Богу есть вернейший путь к обретению внутренней свободы духа. К тому же Господь каждому воздаст "по мере добра, которое он сделал" (6, 8).

С другой стороны, господам Апостол заповедует поступать с рабами "так же, умеряя строгость", зная, что над всеми есть нелицемерный судия - Господь (6, 9). Каким хочешь над собой иметь Владыку Бога, таким и сам будь по отношению к подчиненным, потому что для Бога нет разницы между рабом и господином, Он сотворил всех одинаковыми.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 201.