Спасение язычников через Церковь (2, 1-22)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Величие Христа как главы Церкви раскрывается и в деле спасения язычников и принятия их в Тело Христово - Церковь, наравне с иудеями. Язычники были ранее "мертвы по преступлениям и грехам" (2, 1), были подчинены "воле князя" бесовского (2, 2), пребывающего, по учению иудеев, в воздушных пространствах, т.е. вплотную с людьми, чтобы совращать их ко греху. Также и иудеи водились похотями плоти и помыслов, "были чадами гнева" (2, 3). И вот из этого, казалось, безысходного состояния, вывел нас Бог, по одной Своей неизреченной милости, "оживотворил со Христом", "воскресил с Ним и посадил на Небесах во Христе Иисусе" (2, 5-6). В лице Христа как Богочеловека Бог уже возвел нас на небеса, но вступаем мы туда по мере проявления в нас новой благодатной жизни ("что в Нем совершилось, то ради всех совершилось, и совершается делом во всех, кои последуют Ему верою. В первом Адаме мы все согрешили и умерли: грех и смерть Адама только развивались во времени... Таким же образом во втором Адаме мы воскрешены и посаждены на небе. В верующих потом только приложение находит совмещенное во Христе" (еп. Феофан, Толк. посл. к Ефесянам, стр. 148)).

Как именно совершается само спасение, Апостол показывает в 8 и 9 стихах второй главы: "Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился". Спасение совершается Богом, по благодати, но и не без нашего участия: "через веру": но и вера не вполне наше достояние, а дар Божий. В каком же смысле вера есть дар Божий? В том, что даже то, во что мы уверовали - Бог непостижимый,- Им же Самим явлено в откровении; и само возбуждение к вере, ее рост, усовершенствование происходит хотя и с нашим произволением, но силой Божией благодати; Св. И. Златоуст, поясняя вышеприведенный стих, говорит: "Вера недостаточна для спасения; но чтобы не спасать нас без нас, Бог требует от нас веры... Вера спасает, но не сама, а через Бога; Бог хочет - и вера спасает" (еп. Феофан, Толк. посл. к Ефесянам; стр. 155).

Ап. Павел говорит о вере, а не делах веры, как нашем участии в деле спасения, "чтобы никто не хвалился" делами своими (2, 9) и не почитал спасение делом собственных усилий. Но Апостол говорит и о том, что одной веры без дел недостаточно: Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (2, 10). Добродетели - это то, что соответствует природе уверовавших, они как бы предопределены верующим, но и их исполнять помогает Бог. Поэтому все спасение - от Бога, по благодати, при нашей вере, выражающейся в добрых делах (здесь уместно вспомнить притчу Спасителя о рабе, который, исполнив все ему порученное, не благодеяния должен за это ожидать, будто сделал что-то великое, а должен лишь сказать: я раб, ничего не стоящий, сделал лишь то, что должен был сделать (Лк. 17, 7-10)).

Но иудеев, считавших себя народом Божиим, имеющим обетование спасения, крайне смущало вхождение язычников в Церковь без предварительного обращения в иудейство через обрезание.

Поэтому Апостол специально раскрывает ефесянам тайну их призвания и единения всех в единой Церкви Божией. До уверования язычники были "без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире" (2, 12). Но, крестившись, они сделались наследниками ранее неведомого им обетования: "а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие далеко, стали близки Кровию Христовой" (12, 13). Кровь Христова смыла преграду между двумя частями человечества: народом Божиим и всеми остальными. Христос образовал Церковь из иудеев и язычников посредством Своего Креста, которым и "разрушил стоявшую посреди преграду" (2, 14). Здесь Апостол имеет в виду бывшую стену в Иерусалимском храме, разделявшую двор язычников от двора израильтян. Такой же стеной разделения мира был закон Моисеев, который упразднен исполнением его в Жертве Христовой. Упраздняя вражду примиряющей жертвой и отменяя "закон заповедей", Христос вводит "учение", т.е. новый закон жизни в духе веры и любви и с поклонением Богу духом и истиною (греческое dogma означает: мнение, решение, постановление и в Св. Писании "не употребляется в смысле позднейшем - христианского "догмата" веры. Поэтому в русском переводе взято слово "учение"). Этот дух жизни во Христе, проникая в ранее разделенные части, созидает единое новое человечество - вселенскую Церковь.

В этом церковном и одновременно Христовом теле язычники стали такими же близкими Богу, как и народ избранный: "уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу" (2, 19). Верующие получают новое гражданство, как бы записываются вместе со святыми мужами Авраамом, Моисеем, Илией и др. в вечный, на небесах пребывающий город Иерусалим, "ему же художник и содетель есть Бог" (Евр. 11, 10). Кроме того что язычники стали "сограждане Святым", они еще и "Свои Богу", как дети Того же Небесного Отца.

Близость между верующими и Богом раскрывается сравнением их с живыми камнями, из которых строится здание Церкви (2, 20-22). Здесь Апостол дает образ Церкви - Небесного града, храма веры. Это здание "утверждено на основании Апостолов и пророков, видевших издали (пророки), а потом вблизи (Апостолы) истину Христа. Но более глубоким основанием является "краеугольный камень" - Христос Господь. Таким образом, Христос есть глава Церкви (1, 22), Он же её основание (2, 20). Само здание растет за счет все новых живых камней - верующих, и целых народов, пока не придет все к совершенству. В этом здании Церкви члены разные, но "слагаются стройно" (2, 21), т.е. все в ней гармонично и организованно.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 232.