Общий строй жизни христианина (4, 1-32)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) Единство веры (4, 1-16)

Нравоучительная часть Послания находится в соответствии с вероучительной. В вероучительной части Апостол изложил учение о единстве Церкви и возглавлении всего во Христе, а здесь в нравоучении он поучает верующих быть в единении духа и жизни, в соответствии с христианским званием. Христианское звание побуждает поступать "со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг Другу, стараясь сохранять единство духа в союзе мира" (4, 2-3). Среди добродетелей Апостол поставил на первом месте смиренномудрие, потому что им искореняется гордость, эгоизм, разделяющие общество. Затем указана кротость как первый плод смирения. На третьем месте указано долготерпение как самый надежный якорь среди испытаний. Венчает все любовь. Где любовь, там и все остальные добродетели.

Наивысшее основание христианской жизни, по Апостолу, есть осознание всеобщего единства в Боге через единство в Церкви. В Церкви как теле Христовом верующие относятся друг к другу как члены в теле, имеют единодушие и единомыслие, ибо все тело церковное животворится одним Духом Святым. Единство Церкви вытекает из единства Христа как главы Церкви. Поэтому есть только одна истинная Церковь, одно вероучение, одно крещение, как и один Бог: "Одно тело и один Дух... один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас" (4, 4-6) ("одно тело и один Дух" (4, 4) - En svma kai En pnwma . Исходя из того, что единство Церкви обязано животворящему Духу Божиему, в русском переводе слово "Дух" надо писать с заглавной, а не с прописной буквы. Западные толковники имеют в виду не Св. Дух, а простой дух жизни, единодушие, но ап. Павел употреблял для этого слово Yuch (см. В. Троицкий. Учение о Церкви, Серг. Посад, 1912, стр. 27)).

Церковь немыслима без иерархии, поставленной Христом: "Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова" (4, 11-12).

Здесь мы видим: 1. иерархический принцип управления: Христос не уравнял всех, но даровал различные дары к различному служению, 2. Богоучрежденность пастырства ("Он поставил"). Через возложение рук это Богоучрежденное пастырство продолжается в истинной Церкви от первых апостолов до сего дня.

Указанные ап. Павлом иерархические степени: апостольство и евангеличество неповторимы, определены условием рождения Церкви. Для дальнейшей жизни Церкви они не являются необходимыми, так как апостолы и евангелисты вложили в Церковь все, что необходимо ко спасению: проповедь жизни и дела Христа, учреждение пастырства, установление таинств. "Пастырями и учителями" теперь являются клирики Церкви: диаконы, пресвитеры и епископы.

Апостол указал здесь (4, 11-12) и три основных обязанности пастырства:

а) "к совершению святых", т.е. к руководству и совершенствованию верующих.

б) "на дело служения", т.е. к совершению различных благодатных служений, освящения верующих таинствами.

в) "для созидания тела Христова", т.е. прилагать к Церкви новых членов через таинства.

В соответствии с этими обязанностями Апостол указал и три цели, к которым пастырь должен вести пасомых (4, 13):

а) достигать "единства веры";

б) достигать "познания Сына Божия", т.е. совершенствоваться в Богопознании;

в) совершенствоваться духовно: прийти "в мужа совершенна, в меру полного возраста Христова".

Апостол предостерегает, чтобы "мы не были младенцами" во Христе, легко "колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения" (4, 14), т.е. всякими заблуждениями и ловкой игрой понятий. Под "ветром учения", по словам еп. Феофана, в наше время можно понимать учения всех верующих, "кои находятся вне истинной веры и Церкви, не исключая и христиан инославных".

б) Облечение в нового человека (4, 17-32)

Излагая положительные правила христианской жизни, ап. Павел прежде всего советует не поступать "по суетности ума своего" который привел язычников к помрачению разума, отчуждению от жизни Божией, невежеству и ожесточению сердца, доходящему иногда до полного бесчувствия и распутства (4, 17-19). Верующие же познали Христа и в Нем познали совершенную истину, "так как истина во Иисусе" (4, 21). Но эта истина не отвлеченного характера, это не теория, а жизнь во Христе, способная преобразить человека. Познание истины во Христе в том и состоит, чтобы "отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительских похотях, обновиться духом ума... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (4, 22-24).

Облечься в "нового человека" значит облечься во Иисуса Христа, ибо Он и есть истинно новый человек. Начало этому "облачению" полагается в крещении, но только тот, кто подражает жизни Христа, кто творит Его заповеди "в праведности и истине", тот действительно облекается в нового человека, о котором и сказал ап. Павел про себя: "уже не я живу, но живет во мне Христос" (1 Кор. 11, 1). Апостол излагает также частные нормы христианской жизни (4, 25-32). Прежде всего он заповедует отвергнуть ложь, говорить истину ближнему своему (4, 25). Далее он увещевает не гневаться на ближнего. Апостол как бы признает естественность гнева, но не дозволяет предаваться ему: "гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем" (4, 26), т.е. скоро прощайте обиды и освобождайте свои души от гнева для молитвы. Апостол внушает не красть, но честно трудиться (4, 28); не говорить гнилых, праздных, злых слов: "никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим" (4, 29).

Апостол призывает не оскорблять "Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления" (4, 30), т.е. в крещении. Всякое оскорбление ближнего есть оскорбление и Св. Духа, живущего в крещенном как храме Своем. Наоборот, надо быть друг ко другу добрыми, сострадательными, прощая обиды, "как и Бог во Христе простил" нас (4, 32).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 223.