Изложив начала духовной жизни христиан и показав, как тяжела духовная борьба, в которой человек может временами падать и восставать, Апостол теперь обращается к "духовным", т.е. предстоятелям общин, и заповедует им не тщеславиться собой, своим совершенством, ибо оно есть плод благодати Св. Духа, а впадших в прегрешение исправлять в духе кротости, снисхождения, долготерпения и любви.
"Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные, исправляйте такового в духе кротости... Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (6, 1-2).
Закон Христов, таким образом, есть закон любви; любовь же есть служение, ношение "бремени друг друга". Апостол предостерегает от самообольщения, самохвальства, зная, сколь изменчиво и непрочно наше духовное состояние, как легко мы теряем его, не укрепляемые благодатью: поэтому "каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом" (6, 4). И усовершившийся в чем-либо должен сравнивать себя не с немощным братом, а с совершенной нормой христианства: "Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен" (Мф. 5, 48). Рассматривая себя так, мы убедимся, что нечем нам гордиться.
Апостол призывает верующих оказывать пресвитерам всякую честь и помощь в их нуждах, давая тем самым повод к обнаружению дел любви и милосердия: "Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим" (6, 6). Суетно и неразумно христианину полагаться на жизнь плотскую, - ведь все, что отдано плоти, посеяно в плоть, оканчивается тлением и исчезает. Только "сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (6, 8).
Ап. Павел призывает пребывать в добре независимо от награды и не унывать, если эта награда приходит не скоро. Награда бывает не в начале рабочего дня, а в конце его: "в свое время пожнем" (6, 9),- говорит Апостол. Нельзя также откладывать делание добра на будущее, ибо в любой момент может случиться так, что даже и при желании делать добро уже будет поздно, ибо время неумолимо идет к концу. "Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (6, 10).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение (6, 11-18) Апостол хочет расположить всех к принятию вышеизложенных наставлений, оградить от влияния лжеучителей, которые все делают ради корысти, лишь бы "не быть гонимым за крест Христов" (6, 12). Лжеучители, совращавшие галатов, отвергали крест как таковой, чем упраздняли для себя весь крестный подвиг Спасителя, уповая на обрезание. Этим они маскировались под иудеев и тем самым избавляли себя от гонений" (действительно, по сообщению блаж. Иеронима, при Юлии Цезаре, Октавиане Августе и Тиверии действовал закон, дозволявший иудеям жить по своим обычаям. Поэтому, кто был обрезан, тот, хотя и веровал во Христа, почитался язычниками за правоверного иудея и не подвергался преследованиям).
В противоположность им Апостол говорит, что он верит в силу креста и им одним хвалится: "я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира (6, 14).
Каким же крестом желает хвалиться ап. Павел? Тем, которым для него мир распят и он для мира (6, 14). Начало такому распятию, миру, т.е. всему земному, временному и греховному: чести, славе, богатству, утехам и т.д. полагается в крещении; затем оно совершается на протяжении всей земной жизни христианина.
Самому же обрезанию, как устраняющему крест Христов, Апостол выносит суровый приговор: "во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь" (6, 15), т.е. новая жизнь во Христе. Во Христе человек как бы пересоздается заново, ибо обновляется, освящается, восстанавливается первозданная чистота его как образа Божия. Все это достигается при жизни по заповедям Христовым и шествовании путем Христовым, что Апостол и подтверждает своей жизнью: "Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем" (6, 17) (в древности рабы получали особые клейма как знак подвластности своему господину. По аналогии с этим ап. Павел указывает на свои язвы за Христа, как клеймо, подтверждающее верность Христу), т.е. раны от побоев, трудов и изнурений за дело Христово.
В конце послания, которое написано собственноручно (6, 11), Апостол преподает апостольское благословение.
Вопросы для повторения Послания к Галатам
I. 1. Что известно об основании Церкви в Галатии?
2. Что составляет повод и цель написания Послания? Какие главные разделы Послания?
3. Чем характерно вступление Послания (1, 1-5)?
4. За что укоряет ап. Павел галатов (1, 6-7)?
5. Какой суд произносит Апостол над лжеучителями (1, 8-9)?
II. 1. Какой источник благовестия ап. Павла (1, 11-12)?
2. Какие биографические сведения привел ап. Павел и зачем (1, 13-24)?
3. Что говорит ап. Павел о встрече с ап. Петром (1, 18-19)?
4. Как встретили ап. Павла "столпы апостолов" (2, 2)?
5. Как вел себя ап. Павел на Апостольском Соборе (2, 4)?
6. Как отозвался ап. Павел о непринципиальном поведении ап. Петра (2, 11-21)?
7. Почему при вере во Христа невозможно надеяться на оправдание от Закона (2, 17-20)?
III. 1. Каким образом показывает Апостол необязательность закона Моисеева в деле спасения (3, 1-14)?
2. Кто суть истинные сыны Авраама (3, 7)?
3. Кто освободил нас от клятвы закона (3, 8-13)?
4. В чем состояло несовершенство закона (3, 15-18)?
5. Зачем дан был закон и на какой срок (3, 19)?
6. Через кого преподан закон, а через кого обетование (3, 19-20)?
7. Чему уподобляется закон (3, 24)?
8. Какие обетования дает вера (3, 26-27)?
9. Имеют ли значение национальные, социальные и другие различия людей в их отношении ко Христу (3, 28)?
IV. 1. С чем и почему сравнивает ап. Павел подзаконных (4, 1-3)?
2. Когда мы освобождаемся от рабства закону (4, 4-6)?
3. Апостол на Рождество Христово (4, 4-7).
4. Какое мы имеем свидетельство нашего сыновства Богу (4, 6)?
5. За что укоряет Апостол Галатов (4, 9-10)?
6. Как возбуждает Апостол Галатов к прежней вере (4, 14-15)?
7. Какое прообразовательное значение было в рождении сынов Авраама (4, 22-25)?
8. Какое пророчество Исаии о свободных чадах Церкви и синагоге дал Апостол (4, 27-29)?
V. 1. Как называет ап. Павел время подзаконное и время новозаветное (5, 1)?
2. Почему при вере нельзя обрезываться (5, 2-5)?
3. На какую веру указывает Апостол (5, 6)?
4. Что является главным принципом христианской жизни (5, 13-14)?
5. Как ап. Павел изображает духовную брань в человеке (5, 16-22)?
6. Где незаметна, где возникает и до каких пределов надо вести духовную борьбу (5, 24)?
7. Как должны относиться духовные к согрешившим (6, 1-2)?
8. Как можно исполнить закон (6, 2)?
9. Как предостерегает ап. Павел от самообольщения (6, 4 - 6, 6)?
10. Нечему неразумно полагаться на плотскую жизнь (6, 8)?
11. Почему надо спешить делать добро (6, 9-10)?
12. Чем хвалится Апостол (6, 12-14)?
13. Что означают слова Апостола: "язвы Господа Иисуса Христа на теле моем" (6, 17)?
ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ
Основание Ефесской Церкви
Город Ефес во времена ап. Падла был главным городом Малоазийской провинции, портом, центром торговли, науки и искусства. В городе был знаменитый храм богини Артемиды. Кроме греков, здесь жили и евреи, имевшие свою синагогу. Первоначальная церковная община была основана ап. Павлом (Деян. 18, 18-21). Около 54 г. Апостол, возвращаясь из второго путешествия, достиг Ефеса, где проповедовал в местной синагоге. Не имея возможности остановиться надолго, он, лишь огласив ефесских иудеев евангельской истиной, отплыл в Иерусалим, оставив продолжать начатое Акиле и Прискилле. Вместе с ними трудился и ученый иудей Аполлос (Деян. 18, 24-26).
Вторично ап. Павел сюда возвратился во время третьего путешествия и пробыл здесь более двух лет (Деян. 19 гл.). Здесь он нашел около двенадцати мужей, крестившихся в Иоанново крещение, но даже не слышавших о даре Духа Святого. Павел крестил их во имя Господа Иисуса, и через возложение рук на них снизошел Дух Святый, так что они получили дар пророчества и говорения языками. Много чудес было совершено в Ефесе Апостолом: на больных возлагали платки и пояс св. Павла - и они исцелялись: злые духи выходили из них. Проповедь об Истинном Боге имела такое сильное действие, что чародеи добровольно сожгли среди городской площади свои книги на сумму 50 тыс. драхм. Но враг воздвиг гонение на Апостола: Димитрий-среброковач возмутил город против Апостола, и св. Павел удалился из Ефеса в Македонию. Ап. Павел еще раз беседовал о ефесскими пресвитерами, но не в Ефесе, а в Милите, куда он заехал лишь для прощания, возвращаясь в Иерусалим (Деян. 20, 16-38).
Из Ефеса ап. Павел написал два послания: Галатам и первое Коринфянам. Здесь же впоследствии был епископом св. Тимофей, а также св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, написавший свое Евангелие и Послания.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 224.