I. ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ (гл. 1-3)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Раскрытие общего плана домостроительства спасения (1, 3-23)

После обычного приветствия Ефесской Церкви (1, 1-2) ап. Павел выражает благодарение Богу Отцу, пославшему в мир Сына Своего спасти верующих, которых Он избрал и предопределил ко спасению прежде создания мира: "Он избрал нас в Нем (во Христе) прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви" (1, 4). Бог "избрал нас в Нем", т.е. всех христиан всех времен и из всех народов через общение со Христом в таинствах.

Ближайшая цель избрания нас состоит в том, "чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви" (1, 4). Святость и непорочность выступают также и как средство к высшей цели -усыновлению (1, 5). Апостол уточняет, что святым и непорочным надо быть "пред Ним", т.е. пред Богом, в очах Божиих, а не во мнении людей, ибо может быть святость показная, внешняя.

Высшей целью нашего избрания Богом является усыновление: Бог, предопределил "усыновить нас Себе" (1, 5), сделал нас и наследниками вместе о Сыном Божиим. Побуждением к этому было единственно "благоволение воли" Его, "в похвалу славы благодати Своей" (1, 6). Усыновление, как и избрание к святости, произошло в предвечном акте воли Божией, независимо от желания человека, хотя и в согласии с ним, по вере в Сына Божия.

"Никто не придет ко Христу, если Отец не привлечет. Но и Отец влечет подающего Ему руку. Ибо сотворить нас Бог мог без нас, а спасти нас без нас не может" (еп. Феофан) (Толк. посл. св. ап. Павла к Ефесянам, М., 1893, стр. 62).

Апостол показывает, какой ценой достигается нам такое обилие "духовных благословений", а именно: "Искупление Кровию Его" (1, 7). Как раньше выкупали пленных за известную плату, так Христос искупил нас из плена князя мира сего за грех прародительский ценою Своей Крови. Уплачена эта цена вечной правде Божией (эта юридическая терминология используется лишь как доступная нашему пониманию аналогия для выражения непостижимой любви Божией к роду человеческому (Ин. 3, 16). Поэтому вернее по-славянски: "О Нем же имамы избавление Кровию Его (1, 7)). Следствие искупления - "прощение грехов" по благодати через веру во Искупителя.

Во Христе Бог "открыл нам тайну Своей воли" (1, 9), которая состоит в том, чтобы соединить прежде разъединенных грехом всех существ: "дабы все небесное и земное соединить под главою Христом" (1, 10). Тайна этой миссии объединения охватывает "всю полноту времен" (1, 10), т.е. от начала устроения спасения в прошлом до его завершения в будущем веке, когда вновь будет восстановлена первоначальная гармония всего космоса. Вся тварь должна через восстановление первоначального совершенства вновь получить доступ к полноте благодати и славы Божией. Но в настоящее время, когда грех еще не истреблен окончательно, возглавление всего тварного осуществилось только в лице Иисуса Христа. Апостол же созерцает уже все соединенным во Христе. Это созерцание и составляет главный предмет послания.

Касаясь конкретно судьбы иудеев и язычников, ап. Павел показывает, что как те, так и другие призваны ко спасению по предведению и предопределению воли Божией (1, 11-14). Но если иудеи "сделались наследниками" по праву наследства, получили спасение по обетованию (1, 11-12), то язычники только теперь, "услышав слово истины... и уверовав во Христа, получили "запечатление обетованным Святым Духом" в крещении и миропомазании, данных им как "залог наследия" вечного (1, 14).

Для познания духовных истин необходимо просвещение от Духа Божия (1 Кор. 2, 14-16). Поэтому Апостол и воссылает свою молитву, чтобы Бог даровал ефесянам "Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца" их к полному разумению того.

"В чем состоит надежда призвания Его и какое богатство славного наследия Его для святых и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих" (1, 17-19).

В этих стихах (1, 15-19, а также 3, 19-21), которые читаются как Апостольское зачало на молебне на начало учебного года, Церковь выражает мысль, что высшая цель всякого учения - познание Бога и своего спасения в Нем.

Ап. Павел изображает величие Божественной икономии (домостроительства спасения) через возвеличение Христа (по человечеству), как совершителя спасения (1, 20-23). Бог воскресил Его из мертвых и посадил одесную Себя на небесах, превыше всех чинов ангельских: "начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем" (1, 20-21). Поэтому мы и именуем Христа Царем и Господом неба и земли, ангелов и человеков, и не только во времени, в условиях нынешнего порядка мира, но и в вечности, когда все будет приведено к Богу и "Бог будет все во всем" (1 Кор. 15, 28). Он же, как Спаситель всего тварного, по праву является "главою Церкви, которая есть Тело Его", всецело проникнутое Его живым присутствием: "полнота Наполняющего все во всем" (1, 22-23) (быть главою чего—то значит возглавлять, начальствовать. Но Христос, как Господь всего тварного мира, иначе возглавляет его: Он одновременно пребывает всецело и нераздельно в каждой части Своего творения. Поэтому Апостол и прибавил: "Христос есть полнота Наполняющего все во всем" (1, 23). "В Церкви и христианах все Христово. Она полна Христом; Он ее наполняет всю, во всем составе и во всех членах"; и освящая все и всех, и просвещая, и исполняя дарами благодати к доброделанию" (еп. Феофан, Толк. посл. к Ефес., стр. 125)). Апостол дал здесь образ Церкви как таинственного Тела Христова, как единого духовного организма, возглавляемого единым главою - Христом.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 209.