Рабство закона и свобода Евангелия (4, 1 - 5, 13)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) Человек под законом и под благодатью (4, 1-7)

Сравнив подзаконных с детьми, а закон - с детоводителем, теперь Апостол сравнивает их с рабами: "наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего" (4, 1), потому что находится под надзором, как и раб. Духовное детство народа Божия во время подзаконное подчиняло его "вещественным началам мира" (4, 3), что неизбежно приводило к незрелым религиозным понятиям. Но это время подзаконности, детоводительства с пришествием Сына Божия уже миновало: "когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление" (4, 4-5).

Родившись "от жены" (ecguaikoz - из женщины) в подзаконное время, Он и Сам стал подзаконным, сообщив тем самым человеческой природе и Свое Божество. Поэтому уверовавшие в Него уже не рабы, но сыны Божии по благодати и полноправные наследники своего отца по обетованию: "Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа" (стихи 4, 4-7 наиболее ярко выражают истину о Воплощении Сына Божия, почему и читаются как Апостольское зачало на Рождество Христово) (4,7).

Наше благодатное богосыновство удостоверяется свидетельством Св. Духа, Которого мы получили в крещении: "Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" (4, 6), т.е. "Отче наш". Выражение Апостола, что Сын Божий "родился от жены" (4, 4) имеет тот же смысл, что и у ап. Матфея (1, 20) и у ап. Луки (2, 5), где слово "жена" (gunh) означает женщину вообще, а не супругу.

б) Укорение галатов за непостоянство (4, 8-20)

Указав галатам на высокое сыновное достоинство верующих во Христа, Апостол укоряет их за то, что они вновь возвращаются к закону иудейскому уже после того, как от низкого язычества были возведены к столь высокому познанию Христа (4, 8-10). "Наблюдаете дни" - т.е. субботы; "месяцы" - т.е. новомесячие; "времена" - т.е. многодневные праздники: Пасху, Кущи; "годы" - т.е. субботний, седьмой, или юбилейный. Соблюдение всего этого и есть по Апостолу, "возвращение к немощным и бедным вещественным началам" (4, 9-10).

Стараясь воздействовать на галатов, Апостол вспоминает, как они были добры и послушны его благовестию; приняв его "как Ангела Божия", даже более, как Самого Христа, были готовы на любое самопожертвование ради него и не презрели его искушения во плоти, и не возгнушались им (4, 14) (под "искушением" Апостола "во плоти" западные толковники склонны понимать какую-либо его болезнь, то, что он называет "жало в плоть, ангел сатаны" (2 Кор. 12, 7). Но большинство наших экзегетов под искушением "во плоти" понимают его телесные страдания и гонения за благовестие Христа в Галатии (см. еп. Феофан, Толк. послан. к Гал., 321)). Здесь проявляется подкупающая искренность Апостола, который хвалится немощами своими, сообразуясь не со своей славой, а с духовной пользой для уверовавших. Апостол боится, чтобы его труд благовестия не пропал напрасно, так как среди галатов нашлись ревнители нечистые, желающие отлучить верующих от ревности по Богу, "чтобы ревновали по них" (4, 17). Такова вообще природа всех ревнителей - еретиков, которые отрывают людей от правой веры под видом ревности, но в действительности преследуют эгоистические цели.

в) Прообразы сынов рабства и сынов свободы (4, 21-31)

Преимущество веры перед законом Апостол изъясняет на примере рождения Исмаила и Исаака. Рожденный от рабы Агари Исмаил рожден по плоти в рабство,- это образ Завета Ветхого, полученного на Синае, подзаконные которого суть нынешний Израиль, о чем говорит само имя "Агарь" (4, 23-25) ("Агарь" - по-арабски значит "камень"; этим именем у арабов называется гора Синай, на которой Моисей получил закон. А так как потомки Агари по происхождению и фактически были в рабстве у соседних народов, то по аналогии в таком же рабском состоянии находятся "подзаконные", получившие закон на Синае, т.е. "нынешний Иерусалим", плотский Израиль). Исаак же, рожденный от свободной жены Сарры, которой одной принадлежала любовь Авраама, прообразовал Новый Завет и вышний Иерусалим, который свободен,- он "матерь всем нам" (4, 26). "Вышний Иерусалим" - это Церковь Христова (Евр. 12, 22). Апостол употребил здесь именно этот образ, потому что галаты желали быть семенем Авраама (4, 21). Но у Авраама по плоти было не одинаковое семя: одно - в рабство плоти, другое - в свободу детей Божиих. Верующие и суть "дети обетования" (4, 28).

Апостол приводит также свидетельство пророка Исаии о том, что чада Церкви рождаются не плотски, а духовно, силой свыше, как Сарра родила по обетованию.

"Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа" ( Ис. 54, 1).

Сарра здесь прообразует Церковь Божию, которая, не мучившись родами, "не имущая мужа", имеет более детей, чем "имущая мужа" Агарь, т.е. синагога иудейская (4, 27). Апостол говорит, что как тогда плотски рожденный от Авраама Исмаил преследовал необычайно рожденного Исаака (Быт. 21, 9), так и теперь плотские потомки Авраама, иудеи, преследуют духовно рожденных от Христа, т.е. Церковь. Но Исмаил впоследствии был изгнан из дома Авраама,- такая судьба постигает и плотского Израиля.

г) Свобода во Христе (5, 1-12)

Изложив галатам учение о свободе от закона Моисеева, Апостол говорит о свободе жизни во Христе. Все подзаконное время Апостол называет рабством, а новозаветное время - свободой. "Стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (5, 1). Эта свобода заключается прежде всего в свободе от грехов, а также и от закона, данного ради грехов. Поэтому если христиане хотят воспользоваться дарованной им свободой, то не должны обрезываться, во-первых, потому что с обрезанием связан весь закон; во-вторых, потому что обрезывающимся "не будет... никакой пользы от Христа" (5, 2).

Обрезывающийся как бы боится закона, значит, не верит силе благодати, а не веруя, и не получает ее. Мы же, христиане, "духом ожидаем и надеемся праведности от веры" (5, 5). Вера же, любовью споспешествуемая, дает то, чего не смог дать закон, а именно - оправдание и спасение: "Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью" (5, 6).

В деле оправдания человека действует вера, но не сама по себе, как умственное принятие, но "действующая любовью", т.е. выражающаяся в делах любви, иначе - добродетельная вера. Как видим, ап. Павел учит так же, как и ап. Иаков, что вера без дел мертва (Иак. 2, 17). Если бы Апостол проповедовал при вере и обрезание, тогда он не был бы гоним и тогда "соблазн креста прекратился бы" (5, 11) (условное согласие ап. Павла, что он проповедует обрезание, объясняется тем, что иудействующие указывали на факт обрезания Тимофея (Деян. 16, 3). Не отрицая этого, Апостол показывает, что это еще не значит, что он проповедует обрезание. Если бы это было так, то он не был бы гоним "за крест Христов" (6, 12). Гонение со стороны иудеев показывает, что они видят в ап. Павле противника обрезания). Как замечает Златоуст, иудеев соблазняла не столько проповедь о Распятом, сколько требование не следовать отеческим законам и обычаям (А. Иванов, Цит. соч., стр. 305).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 233.