Оправдание верой, а не делами закона (3, 1-29)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) Необязательность закона Моисеева в деле спасения (3, 1-14)

Доказав галатам авторитет своего апостольства и свое равноправие со всеми прочими апостолами, ап. Павел излагает теперь главный предмет Послания: необязательность закона Моисеева в деле спасения. Доказывает это Апостол как из опыта жизни самих галатов, так и на примере оправдания Авраама.

1. Апостол указывает галатам на то, что они получили Св. Духа без участия закона, единственно "через наставление в вере" (3, 2) (приобщение благодати Св. Духа невозможно помимо Богоучрежденного таинства крещения, которое, безусловно, предполагается при "наставлении в вере" (3, 2). Без истинного крещения, при одном "наставлении в вере" человек остается безблагодатным, значит, не имеет главного признака христианина. По этому поводу еп. Феофан замечает: "Возможно составиться целому обществу таких ведцев Евангелия, и имя даже себе присвоить евангеликов, но быть безблагодатными и, следовательно, христианами только по имени" (Толк. посл. св. ап. Павла к Галатам, изд. 2-е, М., 1893, стр. 208)). Апостол возмущен священным гневом, что галаты, "начав духом, теперь оканчивают плотью" (3, 3), т.е. от благодати возвращаются к закону, что и подтверждает их "несмысленность" (3, 1), неразумность их поведения.

Апостол напоминает также галатам, что они уже много потерпели за Христа, и не без пользы (3, 4). Изменяя же вере, они делают эти труды и лишения бесполезными и еще больше усугубляющими виновность измены и вместе тяготу страданий.

2. Другим доказательством "несмысленности галатов" является то, что они, отступив от веры, думали, что подражают отцу своему Аврааму, в то время как Авраам верой, а не делами закона, еще до обрезания получил оправдание. "Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность" (Быт. 15, 6). По обетованию Божию эта праведность вменяется и всем потомкам Авраама, но потемкам не по плоти, а по вере: "Познайте же, что верующие суть сыны Авраама" (3, 7). Этим благословенным семенем Авраамовым соделаются все народы земли, которые будут ходить по стопам праотца Авраама, т.е. ходить верой: "В тебе благословятся все народы" (Быт. 12, 3),- говорит Господь Аврааму,- а вместе с благословением они унаследуют и обетования праотца.

3. Отвращаясь от веры к закону, галаты отвращались тем самым и от спасения. Это следует из того, что исполнить весь закон невозможно, а значит, невозможно избегнуть и осуждения: "проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (Втор. 27, 26). Ветхозаветные праведники достигли святости отнюдь не законом, а верой в Того Искупителя, Которого предсказывал закон: "праведный верою жив будет" (Аввак. 2, 4) (слово "верою" относится к слову "праведный", а не к словам "жив будет").

Ап. Павел указывает, что только Христос "искупил нас от клятвы закона - т.е. проклятия за неисполнение закона Божия, - Сам сделавшись за нас клятвою", т.е. жертвою (3, 13). Христос Сам был свободен от клятвы, ибо Он был безгрешен, но, добровольно приняв на Себя наши грехи, принял в незаслуженную клятву - крестную смерть. Этим Он освободил нас, подлежавших заслуженной клятве. Цель же искупления заключается в том, чтобы открыть людям возможность Богообщения через принятие "обещанного Духа верою" (3, 14). "Крест разрушил клятву, а вера ввела оправдание, оправдание же низвело благодать Духа" (св. И. Златоуст) (еп. Феофан, Толк. посл. св. ап. Павла к Гал., стр. 249).

б) Закон - детоводитель ко Христу (3, 15-29)

Ап. Павел показывает, что бесполезность закона в настоящее время кроется не в его "неправильности", - ибо он от Бога; не в его неисполнимости, - ибо вина неисполнения на самом человеке,- а в его временном назначении. Известно, что обетование Аврааму было о Христе и дано оно было за 430 лет до закона, независимо от закона, следовательно, оно действенно и после отмены закона (430 лет от прихода Авраама в Ханаанскую землю до времени дарования закона Моисею) (3, 17). Обетование более универсально, чем закон. Действие же закона временно: он дан после получения обетования и до времени его исполнения: "он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование" (3, 19).

Появление закона, таким образом, вызвано умножением греховности и связана с задачей сохранить обетование. Закон должен был не только обнаруживать грех, но и показать человеку его бессилие освободиться своими силами, возбуждая тем самым жажду искать оправдание от Бога.

Подчиненное положение закона по отношению к обетованию показано Апостолом и в том, что обетование дано было Аврааму Самим Богом, закон же "преподан через Ангелов: рукою посредника" (3, 19), т.е. Моисея. Бог явился на Синае, показав, что закон исходит от Него, не подробности закона передавались Моисею через Ангелов Божиих (3, 19-20, см. Деян. 7, 25).

Кроме того, закон не давал человеку духовных сил к его исполнению, а через неисполнение "всех заключил под грехом" (3, 22). Между тем, от принятия обетования происходило оправдание, притом через простое движение сердца, через веру в "семя обетования", т.е. во Христа. Закон налагал узду повиновения внешнего, держал "под стражею... до того времени, как надлежало открыться вере" (3, 23).

"Итак, закон был для нас детоводителем ("детоводитель" - по-гречески paidagwgoz , по-славянски "пестун") ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры мы уже не под руководством детоводителя" (3, 24-25).

Закон имел, следовательно, значение воспитательное, а потому временное: как педагог освобождается от выросшего ребенка, так и закон "изнемог" и отменен с приходом веры в явившегося Спасителя. Верой во Христа восстанавливается не только первоначальное Богосыновство, но и первоначальное Богообщение и обожение:

"Ибо все мы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" ("облечься" значит одеться, носить одежду, образ; переносно - пронизаться, воплотиться, как и в Лк. 24, 49; Рим. 13, 12; 1 Кор. 15, 49, 54; Еф. 4, 24) (3, 28-27).

В таинстве крещения верующий онтологически, т.е. по существу, а не образно, не метафорически освящается Божественной благодатью, становясь новым творением по образу Творца, как дикая виноградная ветвь прививается плодородной лозе - Христу. Этому единению со Христом не препятствуют ни национальные различия, ни семейное или общественное положение: "нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужескаго пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе" (3, 28).

Блаж. Иероним по поводу этих слов говорит: "когда кто облечется во Христа и огнем Духа Святого объят станет, не различишь - золото кто есть или серебро... огонь проникает всю массу, все становится одним огненным светом, и всякое различие рода и состояния исчезает" (цит. по еп. Никанору, Толковый Апостол, изд. III, СПб., 1904, ч. II, стр. 375).

Таким новым организмом, где все члены совершенно равны, является Церковь Божия, напоенная огнем Духа Божия, в которой иерархичность есть не выражение неравенства, но функция служения, организованность и чин.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 207.