Труды и страдания ради Христа (11, 16-32)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(2 Кор. 11, 22 - 12, 9 читается в праздник св. апостолов Петра и Павла)

При всем своем отвращении к самопохвале, столь свойственной клеветникам, которыми неразумно увлекались коринфяне, ап. Павел вынужден противопоставлять их пустому кичению свое истинное свидетельство - то, что ему пришлось перенести за Христа. Но поскольку коринфяне увлекались внешними данными, "по плоти", то Апостолу пришлось отметить и эту сторону: как и "высшие апостолы", он тоже Израильтянин, имеет все обетования Авраамовых потомков, но сверх того он - служитель Христов (11, 16-23). Истинность его апостольства доказывают его необычайные подвиги и страдания: он безмерно был в ранах, многократно в темницах (по свидетельству Климента Римского (Кор. 1, 5), ап. Павел был заточен в темницу семь раз) и при смерти; иудеи 5 раз били его по 39 ударов (закон (Вт. 25, 3) повелевает наказывать не более 40 ударами; один удар отменили потом старцы, чтобы, обсчитавшись, не дать больше сорока и тем не оказаться нарушителем закона и не быть повинным в смерти наказуемого); три раза били его палками, однажды в Листре побивали камнями; три раза терпел он кораблекрушение, бесчисленно подвергался всяким другим опасностям как от своих единоплеменников, так и от язычников, от разбойников и от лжебратий. Кроме того, часто терпел жажду и голод, наготу и стужу. Вряд ли кто из смертных вынес больше страданий, чем вынес св. Апостол Павел за возлюбившего его и возлюбленного им Христа. Никакой лжеучитель не поднимет таких трудов. Ко всему тому Апостол имел попечение "о всех церквах", у него "ежедневно стечение народа" (11, 28). Он разделял нужду и скорбь каждого, он изнемогал со всяким, кто изнемогал. "Как бы заключал в себе целую вселенскую Церковь, соболезновал ап. Павел о каждом члене ее",- говорит св. Иоанн Златоуст. Вот это и есть истинный признак апостольства св. Павла.

4. О восхищении Апостола "до третьего неба" (12, 1-21)

После напоминания о стольких тяготах по плоти ради Христа, теперь ап. Павел припоминает и о том необыкновенном откровении, которое получил он от Бога - восхищении "до третьего неба". Апостол уточняет, что оно произошло "14 лет тому назад", чем как бы хочет сказать, что не похвалился бы этим и теперь, если бы не нужда - защита авторитета апостольства, а значит и самого предмета проповеди.

"В теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает" - говорит Апостол о своем состояния в момент видения. Не знаем и мы, в теле или вне тела, т.е. одной душой был Апостол восхищен в рай,- и что видел в раю, то известно одному Апостолу (Откровения бывают: а) умно, когда в ум влагается ведение; б) внешне, когда Бог или Ангел сообщают нужное; в) посредством видения, в образах, как Иезекиилю, как в Апокалипсисе, и г) без образов, когда дух человека восхищается в созерцание, как в данном случае). Выражение "до третьего неба" блаж. Феофилакт объясняет так: Писание называет воздух небом, когда говорит: птицы небесные,- это одно небо; твердь, сотворенную Словом Божиим, тоже называет "небом" - вот второе небо. Знает оно и третье небо, сотворенное "вначале", до творения земли. Это "третье небо" - мир духовный, который и был доступен св. Павлу в видении.

Апостол не хочет хвалиться чрезвычайным откровением как своим, а приписывает его как бы другому, ибо оно от Бога. Ему же принадлежат одни только немощи, которыми он и хвалится (12, 5). "Немощи" для Апостола были "жало в плоть, ангел сатаны", удручавший его, чтобы он не превозносился (12, 7). По мнению наших толковников, здесь нужно понимать не определенную болезнь, не отдельного человека, а совокупность внешних бедствий, воздвигаемых на Апостола врагами Евангелия (этого мнения придерживались блаж. Феодорит, еп. Феофан. Но другие (Златоуст) под "жалом в плоти" понимают какую-то телесную болезнь: головную боль, болезнь ушей, желудка, ревматизм; особенно глаз, почему галаты готовы были вырвать глаза свои и отдать их страдальцу (Гал. 4, 15; см. еп. Феофан. Толк. 2-го посл. к Коринф., стр. 188)), о чем ясно говорит стих 10: "Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа".

Апостол говорил, что трижды молил Господа, чтобы Он удалил это "жало в плоть", т.е. облегчил его скорбный путь, избавил от искушений (12, 8). Но ответ Господа был таков: "Довольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается" (12, 9), т.е. довольно той благодати, что ты воскрешаешь мертвых, исцелуешь слепых, очищаешь прокаженных; большего не домогайся. Не надо печалиться о прискорбности пути благочестия, ибо это угодно Богу для явления Его силы и для оправдания призвания христианина (слабость, "немощь", о которой говорит ап. Павел, это не обычная наша слабость, неспособность или бессилие. Это та слабость и то бессилие, которые не позволяют нам явить высшую цель нашего призвания, достигнуть высшего совершенства, быть истинными детьми Божиими, светом Божиим, гласом Божиим. Когда же мы делаем ради Бога все, что в наших силах, тогда и совершается "сила Божия" в наших немощах, т.е. в нашей ограниченности). "Когда я немощен, тогда силен" (12, 10), ибо тогда действует благодать Божия.

Действительно, когда ап. Павел был ввержен в темницу, когда творил чудеса, когда терпел кораблекрушение, тогда особенно прославился; когда взошел на судилище, тогда победил самого судью. Поистине, по мере умножения страданий, умножается и благодать Христова (1, 5).

Итак, признаки апостольства св. Павел показывает во "всяком терпении, знамениях, чудесах и силах" (12, 12), т.е. во всем том, что присуще было и всем прочим апостолам. Он не отягощал коринфян, потому что пришел не брать, а давать, как отец собираем имение для своих детей (12, 14). Апостол не только не берет ничего с братьев, но истощает душу свою за них, чем и доказывает свою безмерную любовь к ним и истинность своего апостольства (12, 15).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (13 гл.)

В заключение ап. Павел напоминает коринфянам о своем намерении прийти к ним в третий раз, чтобы испытать силу их: "когда опять приду, не пощажу" (13, 2). Эти прибытия и послания к ним с предупреждением о наказании и есть свидетели против них (13, 1). И вместо того, чтобы испытывать Апостола - Христос ли в нем. Апостол советует им самих себя испытывать: "в вере ли вы" (13, 5). И если в вере, то и Христос в них живет,- тем более живет в ап. Павле. Действительно, неверующие подозревают в неверии даже святых, как и некоторые из коринфян подозревали ап. Павла.

Заключает послание Апостол призывом к благодушию в скорбях, к взаимному согласию, единомыслию, к непрестанному совершенствованию, преподает приветствие и апостольское благословение.

Вопросы для повторения Второго послания к Коринфянам.

I. 1. При каких обстоятельствах было написано 2 Кор.?

2. Где иногда написано Послание? Какова его цель?

3. На какие части подразделяется Послание?

II. 1. Как говорит ап. Павел о скорбях и утешениях от Господа (1, 4-11)?

2. Чем объясняется перемена плана и путешествия (1, 12 - 2, 4)?

3. Как распорядился Апостол относительно кровосмесника и почему (2, 5-13)?

4. Какими словами выразил ап. Павел восторг о действенности новозаветного откровения (2, 14—16)?

5. От Кого зависит способность проповедников (3, 4-6)?

6. Как доказывается превосходство новозаветного служения (3, 3-11)?

7. Как изображено достоинство ветхозаветного служения (3, 7-8)?

8. Что означает покрывало на лице Моисея и Кем оно снимается (3, 13-17)?

9. Для кого закрыто благовествование о Христе? (4, 4)?

III. 1. Как говорит ап. Павел о внешнем уничижении христиан? Каков смысл этого уничижения (4, 7-10)?

2. В чем состоит упование христианской веры (4, 17 - 5, 1)?

3. О чем воздыхает Апостол (5, 2-9)?

4. Каким образом побуждает Апостол к любви к Богу (5, 13-15)?

5. Что говорит Апостол о примирении (5, 16-21)?

6. Как называет Апостол настоящее время и почему (6, 2)?

7. О каких видах скорбей говорит Апостол (6, 4-7)?

8. Каков результат скорбей христиан (6, 7-10)?

9. В каких отношениях сравнивает Апостол верующего и неверующего (6, 14 - 7, 1)?

IV. 1. О чем воспоминает Апостол в 7-й гл.?

2. К чему ведет печаль мирская и печаль по Богу (7, 8-11)?

3. Каким примером побуждает ап. Павел коринфян к делам милосердия (8, 1-9)?

4. Как определяется количество милостыни (8, 12-13)?

5. Какая причина посольства Тита и двух братии (8, 16 - 9, 5)?

6. С чем сравнивает Апостол даяние милостыни (9, 6)?

7. В чем состоит духовное значение милостыни (9, 12-14)?

V. 1. Против кого направлены стихи 10-й главы: 10, 1-3, 7-11?

2. Как ап Павел говорит о своем духовном оружии (10, 4-6)?

3. На что ссылается Апостол в подтверждение своего апостольства (10, 14-16)?

4. О чем ревновал ап. Павел (11, 2)?

5. В каком образе Апостол представляет Церковь (11, 2-3)?

6. В чем еще обвиняли клеветники ап. Павла и что они проповедовали (11, 4-6)?

7. Как могли лжеучителя использовать бескорыстие Апостола против самого же Апостола (11, 7-11)?

8. Почему же так бескорыстно поступал Апостол (11, 12-15)?

9. Как говорит Апостол о лукавстве сатаны и его служителей (11, 14-15)?

VI. 1. Какими достоинствами "по плоти" хвалится ап. Павел и почему (11, 22)?

2. На что ссылается ап. Павел в доказательство истинности служения Христу (11, 23)?

3. Какие злоключения перенес ап. Павел за дело благовестия Христова (11, 24-32)?

4. Чем еще подтверждает ап. Павел свое апостольство (12, 1-2)?

5. Зачем ап. Павел указывает дату происшедшего откровения и почему говорит о себе от третьего лица (12, 2-6)?

6. Что значит восхищение до "третьего неба"?

7. Чем смирял Господь ап. Павла (12, 7)?

8. Что означает это "жало в плоть" (12, 7-10)?

9. Каков был ответ Господа на молитву ап. Павла об избавлении от скорбей (12, 9)?

10. В чем еще могли обвинять Апостола клеветники (12, 16)?

11. В чем состояла предусмотрительность ап. Павла (12, 17-18)?

12. Как ап. Павел доказывает, что с ним действительно Христос (13, 3-9)?

13. Каким благопожеланием заканчивается Послание (13, 11-13)?

ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ

Дата: 2018-12-28, просмотров: 221.