Об удалении от идольских жертв (10 гл.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В 10 гл. ап. Павел, продолжая тему 8-й главы, приводит ряд соображении и предостерегающих примеров с целью отвратить христиан от участия в идольских жертвоприношениях. Вначале он указывает на ряд ветхозаветных событий, связанных с исходом евреев из египетского плена,- событий, бывших прообразами христианских таинств (10, 1-4): столп облачный, указывающий путь евреям днем, и столп огненный, светивший им ночью (Исх. 13, 21), означал и благодать Духа Святого; море, через которое прошли евреи,- купель крещения; "крещение в Моисея" означает крещение в Того, Кого он прообразовал, т.е. в Господа Иисуса Христа (в раннехристианской, катакомбной живописи Моисей всегда был аллегорией Христа), жезл Моисея - крест (на жезл Моисея, как на символ креста, указал Сам Христос (Ин. 3, 14)), перешедший море Израиль прообразует крещаемых, а преследующие египтяне - образ демонов; "духовная пища", т.е. манна, которой питались евреи в пустыне, есть образ Тела Христова, а "духовное питие", т.е. вода из камня, низведенная Моисеем, есть образ Крови Христовой. Поэтому, если тогда Господь строго наказывал за уклонение в идолопоклонство (10, 7) и блуд (10, 8), за непокорность и ропот на Господа (10, 9-10), то тем более подлежат наказанию за эти грехи христиане (10, 6, 11).

Но отказ от старых привычек или восстание против обычаев своей эпохи часто связано с риском подвергнуть себя различным поношениям, испытаниям и страданиям. Ап. Павел, утешая братию, говорит, что Бог всегда придет на помощь такому борцу за правду Божию: "вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести" (10, 13).

Когда человек сам себя ввергает в искушение, то нередко оно превышает его силы и подавляет своей тяжестью, ибо тогда человек оказывается один на один с искусителем. Но если Сам Бог искушение попускает, то Он или скоро избавит от него, или даст силы его перенести.

Чтобы еще яснее показать греховность участия в пиршествах, Апостол напоминает коринфянам об истинной жертве Тела и Крови Христовой. Приобщение Тела и Крови Христовой (10, 16) в Евхаристии ведет к мистическому единству всех со Христом и друг с другом, тогда как участники идольских жертв входят в общение с диаволом. Поэтому ап. Павел и говорит, что "язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу" (10, 20) ("идол все же остается ничем; но бес не ничто, а богопротивное существо. Он научил этим жертвам, он и принимает их, ему и угождают принимающие их и вкушающие от них. Трапеза от жертв идольских есть настоящая бесовская трапеза, несмотря на то, что идол ничто и мясо жертвенное остается тем же, чем было" (Еп. Феофан, Толк. 1-го посл. св. ап. Павла к Коринф.)).

Но как же было обходиться о пищей в тогдашних условиях, когда многое приходилось покупать на рынке, где иногда продавались и остатки от посвященного идолам? Апостол отвечает: все вкушайте, не рассуждая и не исследуя, пока вам не объявят, что это идоложертвенное - тогда не ешьте ради того, кто объявил. Апостол указывает на необходимость разумного пользования принципом христианской свободы: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне дозволительно, но не все назидает" (10, 23).

Этот принцип освобождает сознание христианина от страха перед идолами - бездушными истуканами. Однако христианин должен поступать не только по свободе, но и по любви. Поэтому христианская свобода ограничивается "полезностью" и "назиданием" другого (10, 23). Держаться принципа свободы не "полезно" тогда, когда, вкушая идоложертвенное, становишься участником бесовских жертв, что гибельно для души. Не "назидает" же свобода тогда, когда, поступая по ней, соблазняешь брата или даешь повод к унижению христианской веры. Более универсальным является другой, указанный Апостолом, принцип: "Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию" (10, 31).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 228.