Обличение чревоугодия и блуда (6, 12-20)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Преподав назидание о воздержании, ап. Павел теперь учит целомудрию, т.е. непорочности и чистоте не только души, как образа Божия, но и тела, как живого храма живущего в нем Духа Святого и имеющего обетование будущего воскресения и жизни вечной. Поэтому Апостол сурово обличает грех блуда (6, 13-18), который был особенно распространен в языческом Коринфе. Кроме низости, животной природы этого греха, Апостол выставляет высшие побуждения к удалению от него: призвание христианина к общению с Богом, осознание себя членом благодатного тела Христова, т.е. Церкви: "разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?" (6, 15) (еп. Феофан приводит следующие аналогии, помогающие уяснить тайну этого благодатного союза христианина со Христом. а) Нравственное тяготение: как дети тянутся к родителям, так "есть у христиан сердечное тяготение ко Христу Господу и сознание того, что они суть Его", б) Онтологическое тяготение: как планеты сочетаются с солнцем и солнце с планетами вещественными, физическими силами, так и верующие сочетаются со Христом посредством световой, всепроникающей стихии, с коей однородны прославленное тело Господа и жизненные силы нашего тела, облекающие душу" (Толк. 1-го посл. св. ап. Павла к Коринф., 238)).

Сочетание наше со Христом коренится не только в духе нашем, но и в теле, так как личность человека - это единство духовно-телесного организма. Поэтому Церковь освящает благодатью таинств как наши души, так и тела (крещение, причащение, елеопомазание). Блуд же оскверняет и то и другое одновременно, потому что объединяет человека в новое греховное тело с блудницей и через то отторгает его от единения с Господом, лишает всякой благодатной помощи.

Кроме того, что тела наши суть члены Христовы, они еще суть и храмы Духа Святого: "не знает ли, что тела ваши суть храмы живущего в вас Святого Духа" (6, 19, см. 3, 16).

Наш дух становится причастным Духу Божьему, освящающему и тело наше, в котором Он обитает, как в Своем храме. Христианин уже не властен над своим духом и своим телом, ибо они принадлежат Богу, как Творцу и как Спасителю: "вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою" (6, 19-20); куплены бесценной Кровью Сына Божия, Ему и должны принадлежать. Христианин в этом смысла называется "рабом Божиим", Ему он служит и Его прославляет всем своим существом: "Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (6, 20).

III. НАСТАВЛЕНИЯ ВЕРУЮЩИМ (гл. 7-11)

О браке и безбрачии (гл.7)

Учение ап. Павла о браке и безбрачии излагается в ответ на присланное от коринфян письмо (7, 1). В решение вопросов брака, безбрачия, девства Апостол исходит из принципа христианской свободы: "Все мне позволительно, но не все полезно" (6, 12), то есть, христианин, будучи свободен в выборе своего жизненного пути, избирает тот путь, который наиболее удобен для достижения цели христианской жизни. Апостол признает за наилучшее - целомудрие, девство ради Господа: "за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так" (7, 26). Также и разведенной или вдове лучше оставаться одной" (7, 40).

Ап. Павел не считает греховным или недостойным христианской морали брак и семейные узы, но он скорбит о многопопечительности семейных людей и хотел бы всех видеть в таком состоянии, как и он сам, то есть безбрачным: "если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль" (7, 28).

Однако каждый человек имеет свою меру благодатного стимула к духовной жизни, поэтому безбрачие не всем под силу, не все могут вместить его. Общей нормой поэтому остается брак (7, 2) (еп. Феофан толкует это место так: "Брак для немощных установлен, "всякий слабый мужчина пусть женится, а всякая слабая женщина пусть выходит замуж... чтобы не впадать в блуд от невоздержания" (Толк. 1-го посл. к Коринф., 248)). Свт. Иоанн Златоуст говорит по этому поводу: "если ты ищешь блага самого высшего, то лучше совершенно не сочетаться с женщиною; если же ищешь состояния безопасного и сообразного с твоею немощию, то вступай в брак" (там же, 243).

Христианское отношение к интимной жизни супругов выражено в ст. 7, 3-6. Основная мысль здесь сводится к тому, что брак должен служить средством ко взаимному духовному совершенствованию супругов. Супруги преданы друг другу и не господствуют, но жертвенно служат друг другу. И хотя общим внешним правилом является брак, однако внутренним законом жизни должно быть воздержание. Воздержание является нормой и для брака. Только по слабости естества допускается нарушать воздержание: "...чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (7, 5) (вступать в полное воздержание супругам можно только по обоюдному согласию: но временно воздерживаться нужно обязательно во время постовой для совершенствования в молитве: "при воздержании молитва бывает совершеннее" (еп. Феофан, Толк. 1-го посл. св. ап. Павла к Коринф., 252)). Но воздержание девства выше воздержания брака, как более соответствующее духовной жизни (7, 40).

Ап. Павел говорит о нерасторжимости христианского брака, а также и брака смешанного (7, 10-16). Христианский брак нерасторжим уже потому, что этот союз также благодатен и глубок, как союз Христа и Церкви (Еф. 5, 32). Нерасторжимость брака есть и заповедь Божия: "что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19, 6). Брак смешанный не должен расторгаться в силу того, что неверующий супруг освящается молитвой верного, а также и в силу освящения детей от них. Таким образом, христианство не разрушает браки, даже смешанные, не дает повода к смятению и ссорам, но старается возвысить, освятить их и достичь боголюбивого семейного мира.

Но чтобы никто не мог возразить ап. Павлу, что, несмотря на скорби по плоти, брак все-таки выше безбрачия, потому что доставляет известные удобства жизни. Апостол напоминает о скоротечности жизни и самого мира: "время уже коротко", "ибо проходит образ мира сего" (7, 29, 31). Если не "день Господень", то собственная кончина приближает наступление иного "образа мира", в котором уже не женятся, не приобретают, не наслаждаются ничем земным. Поэтому все временное и земное нужно оценивать о точки зрения вечности и неба, которое несравненно ценнее всего, что предлагает этот мир.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 226.