Ап. Павел в своем нравоучении исходит из всеобщего закона христианской любви, которая по существу своему есть служение другому, принесение себя в жертву для другого. "Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию" (15, 1-2) (по существу, это тот же принцип самоотвержения, на который указал и Спаситель желающим следовать за Ним: "если кто хочет следовать за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16, 24)). О немощных в вере уже было сказало выше (см. 14, 1). Сильные же - это те, которые в деле спасения руководствуются только внутренним принципом веры и любви к Богу. Но сильные стали сильными не сами собою, а по благодати. По принципу взаимной любви и из благодарности Богу мы должны носить немощи немощных, но не ради человекоугодия, а "во благо, к назиданию".
Обязанность служить слабым основывается также и на обязанности подражать Христу. "Ибо и Христос не Себе угождал" (15, 3). Он снизошел к немощам нашим, на Себе понес грехи и вину за них, хотя это и стоило Ему жизни,- таким же беспредельным, до самопожертвования, должно быть и наше служение ближним. Универсальность служения Христа, оправдавшего иудеев, по обетованию, и язычников, по милости (15, 7-12), налагает и на всех христиан общую обязанность служить ближним "во благо, к назиданию" (15, 2). Но для взаимного служения необходимо, чтобы Господь исполнил его силой Духа Святого. Ап. Павел молится, чтобы верующие "силой Духа Святого обогатились надеждою", чтобы Бог исполнил их "всякой, радости и мира в вере" (15, 13),
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (15, 14 - 16, 24)
В заключение ап. Павел объясняет, почему он осмелился поучать столичных христиан в Риме, "полных благости, исполненных всякого познания", которые и сами могут наставлять друг друга (15, 14). Основанием этого является призвание апостола, данная от Бога благодать "быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие "благовествования Божия" (15, 16) ("служитель" (по греч. leitourgoz ) означает то же, что и священник, литургию совершающий). Замечательно определение Апостолом своего служения: он - служитель, литургисающий в благовествовании, а жертва закалаемая - это сами верующие, принимающие Слово Божие и покоряющиеся ему. Жертвенный нож здесь - Евангелие и слово проповеди. Жизнь по Евангелию, т.е. духовная жизнь верующих, есть та жертва, которая, "будучи освящена Духом Святым" в таинствах, становится "благоприятна Богу" (15, 16).
Апостол объясняет, почему он до сих пор не посетил Рим: он был занят распространением благовествования от Иерусалима до Иллирика (север Греции), т.е. в местах, где еще не было известно слово Христово, "дабы не созидать на чужом основании" (15, 20). И вот, когда вся огромная область Малой Азии, Греции и Македонии была уже охвачена проповедью, когда не стало "места в сих странах", Апостол намеревается идти в далекую Испанию и по пути посетить столицу мира Рим (15, 24).
Он просит у братьев святых молитв для успешного служения и особенно ввиду предпринимаемого путешествия в Иерусалим, "чтобы послужить святым" (15, 25), т.е. бедствующим братьям в Иерусалиме тем подаянием, которое он собрал для них в Македонии и Ахаии (юг Греции).
Ап. Павел представляет подательницу послания Фиву, диаконису Кенхрейскую; передает приветствия поименно 26 своим сотрудникам, их родным и другим братьям по вере.
Еще раз предостерегает Апостол от лжеучителей, сеющих расколы, соблазны и ереси. Они действуют хитро, вкрадчиво, "ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных" (16, 18), поэтому надо быть осмотрительными, удаляться надо от них. Апостол выражает веру, что в борьбе с еретиками Господь на стороне правых в вере, стоящих на почве евангельской веры и предания, и что Бог "сокрушит сатану под ногами вашими вскоре" (16, 20). Это пророчество Апостола относится к последним временам. В конце он преподает благословение от Господа Иисуса Христа.
Переписывал послание Тертий, который и от себя и своих братьев передал приветствие Римской Церкви.
Вопросы для повторения Послания к Римлянам
I. 1. Что известно об основании Римской Церкви?
2. Где и когда написано Послание к Римлянам?
3. Что послужило поводом и какую цель преследовал ап. Павел при написании Послания?
4. Указать главную тему Послания и подразделение его по содержанию.
II. 1. Дать характеристику Вступления (1, 1-15).
2. Какой смысл имеют выражения: "раб Иисуса Христа", "призванный Апостол", "призванные святые", "благодать и мир"?
3. Почему ап. Павел говорит, что он не стыдится "благовествования Христова" (1, 16)?
4. Какими стихами предварительно выражена главная тема Послания?
III. 1. Каков у ап. Павла план доказательства необходимости нового средства оправдания через веру?
2. Как учит ап. Павел о естественном откровении Бога в мире (1, 19-20)?
3. В чём состояла вина язычников (1, 21-25)?
4. Каково было отношение Бога к уклонившимся в идолопоклонство язычникам (1, 24-28)?
5. Дать характеристику нравственного состояния языческого мира (1, 26-32).
IV. 1. В чём обвиняет иудеев ап. Павел (2, 1-23)?
2. Что означает ненаказанность иудеев за грехи и к чему она ведет (2, 3-8)?
3. Выражение о всеобщности суда Божия (2, 12-13).
4. Как говорит ап. Павел о внутреннем нравственном законе (законе совести) (2, 14-15)?
5. Привести примеры обличения самомнения иудеев(2, 16-24).
6. Какое значение имеет обрезание (2, 25-29)?
7. Признает ли ап. Павел за иудеями какие-либо преимущества (3, 1-9)?
8. Какой ответ дает ап. Павел на софистический вопрос (3, 5-9)?
9. Как учит ап. Павел о греховности всех людей (3, 9-19)?
V. 1. Какие главные стихи учения ап. Павла об оправдании (3, 21-24)?
2. Указать главные термины стихов (3, 21-24) и дать им толкование.
3. Какой смысл имеют выражения: "правда законная", "собственная правда" и "правда Божия"?
4. Какое объективное и субъективное условие оправдания (3, 22)?
5. Что значит выражение: "Закон утверждаем верою" (3, 31)?
6. В каком отношении друг к другу находятся выражении о вере ап. Павла (3, 28) и ап. Иакова (2, 14, 18)?
VI. 1. Какую веру ставит в пример ап. Павел (4 гл.)?
2. Чем оправдался Авраам (4, 9)?
3. Что значат слова: "делающий" и "верующий" (4, 4-8)?
4. Почему Авраам называется "Отцом всех верующих" (4, 12-18)?
5. В чем выразилась вера Авраама (4, 19-22)?
6. С какой целью привел Апостол веру Авраама (4, 23-25)?
VII. 1. На какие главные плоды оправдания указывает ап. Павел (5-8 гл.)?
2. Какой первый плод оправдания (5, 1-11)?
3. Кто доставил примирение и что оно принесло (5, 1-2)?
4. Что нужно, чтобы сохранять "мир с Богом"?
5. Чем ещё хвалится Апостол (5, 2-3)?
6. Почему похвальны скорби для христиан (5, 3-5)?
7. Чем удостоверяет ап. Павел христианскую надежду (5, 5-10)?
8. Почему всё человечество подвержено закону смерти (5, 12-14)?
9. В каком отношении к Адаму стоит Иисус Христос (5, 12-21)?
VIII. 1.Какой плод оправдания приведен в 6 гл.?
2. Что значит "креститься в смерть Христову" (6, 2)?
3. Что значит "распятие ветхого человека" (6, 6)?
4. Какие советы дает ап. Павел для того, чтобы "освободиться от греха" (6, 11-13)?
5. С кем сравнивает ап. Павел подзаконного человека (7, 1-4)?
6. Какой результат жизни под законом и вне закона (7, 5-6)?
7. В чем ап. Павел признает полезность закона (7, 7)?
8. Что произошло с провозглашением закона (7, 8-11)?
9. Какими положительными терминами характеризует ап. Павел закон (7, 12-14)?
10. В чём заключалась причина бессилия закона (7, 14-17)?
11. Как описывает ап. Павел внутреннюю борьбу добра и зла в человеке (7, 15-24)?
12. Какой выход из бедственного положения указывает ап. Павел (7, 25)?
IX. 1. Как освобождается человек от "закона греха и смерти" (8, 1-2)?
2. Почему произошла отмена закона плотского (8, 3-4)?
3. В чём преимущество жизни "по духу" (8, 5-9)?
4. Какие внешние признаки того, что мы имеем "Духа Божия" (8, 10)?
5. Какое обетование дано тем, в ком живет Дух Христа (8, 11-13)?
6. Какое субъективное и объективное свидетельство того, что мы "дети Божии" (8, 14-16)?
7. Чем воодушевляет ап. Павел христиан в их скорбях (8, 17-18)?
8. В каком отношении к человеку находится бессловесная тварь (8,19)?
9. Что значит: а) "и мы в себе стенаем" (8, 23); б) "мы спасены в надежде" (8, 24)?
10. Как Дух Святых помогает нам молиться (8, 26-27)?
11. Как учит ап. Павел о предопределении ко спасению (8, 28-30)?
12. Как изображает ап. Павел силу любви верующего к Богу (8, 35-39)?
X. 1. Почему ап. Павел обращает внимание на неуверовавших иудеев (9 гл.)?
2. Как изобразил Апостол силу своей любви к братьям по плоти (9, 2-3)? Как объяснить это в свете (8, 35-39)?
3. Какое свидетельство истинности своей любви привел ап. Павел (9, 1)?
4. Как говорит свт. И. Златоуст об этой любви Апостола?
5. Кто есть истинный Израиль и истинные дети Авраама (9, 6-8)?
6. Указать примеры истинных детей Божиих (9, 9-13)?
7. От кого зависит избрание Божие ко спасению? (9, 15-18)?
8. О чём говорит пример с глиной в руках горшечника (9, 21)?
9. На ком, в конечном счёте, сбылось обетование Божие о спасении (9, 27)?
10. Какое пророчество Исаии приводит Апостол и что оно значит (9, 33)?
XI. 1. В чём была вина Израиля (10, 3-4)?
2. Как понимать выражение: "Конец закона - Христос" (слова свт. И. Златоуста об этом) (10, 4)?
3. Что значат стихи 10, 6-8?
4. Как говорит Апостол о необходимости веры для спасения (10, 9-10)?
5. Чем подтверждает Апостол мысль о неизвинительности неверия иудеев (10, 14-21)?
6. Какими примерами подтверждает ап. Павел наличие верного Богу "остатка" Израиля (11, 1-5)?
7. Как отразилось отпадение Израиля в домостроительстве спасения язычников и самого Израиля (11, 11-25)?
8. Какой плод был бы от полноты обращения Израиля (11, 15)?
9. О чём говорит образ масличного древа и привитых ветвей (11, 17-24)?
10. Навсегда ли отпал Израиль и какая его конечная судьба (11, 25-26)?
11. Привести дословно славословие Апостола (11, 33-36)?
XII. 1. Какими словами призывает ап. Павел к жертвенной любви к Богу (12, 1-2)?
2. Какой должна быть жертва Богу (12, 1)?
3. Что значит: "не сообразуйтесь о веком сим" (12, 2)?
4. Как должны относиться христиане к себе и к ближним (12, 4-13)?
5. Какая фраза Апостола призывает к взаимному миру (12, 18)?
6. Как рекомендует Апостол относиться к недругам нашим (12, 17-20)?
7. Какой общий принцип отношения ко злу (12, 21)?
8. Как ап. Павел понимает власть и её происхождение (13, 1-7)?
9. Как рекомендует Апостол относиться ко власти (13, 5-7)?
10. В чём заключается совершенное исполнение закона (13, 8)?
11. Чем ублажает Апостол к добродетельной жизни (13, 11-14)?
XIII. 1. Кто такие "немощные в вере" и как надо к ним относиться (14, 1-6)?
2. Почему должно быть снисходительное отношение к немощным (14, 6-12)?
3. Как предостерегает Апостол от соблазна немощных в вере (14, 13-26)?
4. Кто такие "сильные" в вере и какова их обязанность по отношению к "бессильным" и "ближним" (15, 1-2)?
5. На чём основаны обязанности служения ближним и какова их цель (15, 3-6)?
6. В ком состоит общая надежда иудеев и язычников (15, 7-13)?
7. Как характеризует Апостол своё служение слова (15, 14-15)?
8. Как аргументирует Апостол своё намерение посетить Рим (15, 17-29)?
9. Кем было доставлено Послание в Рим (16, 1-2)?
10. Скольким лицам передаются приветствия от ап. Павла (16, 3-24)?
11. Какие последние предостережения даёт ап. Павел (16, 17-20)?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 231.