О воздаянии должного властям и о любви к ближним (гл. 13)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В учении о властях ап. Павел исходит из признания за ними божественного авторитета: "Нет власти не от Бога" (13, 1). Под словом "власть" ап. Павел понимает божественное установление, призванное организовать общество. Так, Бог поставил Адама хранителем рая, затем дал мужу господство над женой, потом власть родителей над детьми; так и у евреев Моисей – глава народа; народ возглавляют судьи, пророки, цари и т.д. Отсюда следует, что всякая власть - от Бога и мы не имеем права не признавать Божие установление. Христианин - гражданин неба, и он небесного взыскует уже теперь, на земле, но это не освобождает его от гражданства страны, где он живет. Только тогда, когда власть понуждает христианина поступать против закона Божьего, возможен конфликт, который должен разрешаться в пользу Бога (Деян. 5, 29).

Епископ Феофан говорит, что и начальники бывают и хорошие и нехорошие по Божьему усмотрению: добрых поставляет Бог за добро, а худых попускает в наказание за грехи людские(Толк. посл. св. ап. Павла к Рим., стр. 352). Наша обязанность по отношению к властям - подчинение: в обязанности правительства по отношению к подчиненным входит, среди прочего, охранять их от внешних врагов, от преступников. Евангельский принцип по отношению к властям: "Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу" (Мф. 22, 21), у Апостола выражен аналогично: "отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь" (13, 7). Под страхом Апостол разумеет высшую степень почтения, а не страх от худой совести. Человек не тем унижается, что оказывает другому почтение, а тем, что не оказывает его.

Выше, в стихах 13, 1-7, Апостол указал принцип отношения к властям, которые в его эпоху, конечно, состояли только из язычников,- это долг воздавать всякому по его чину. А как же быть по отношению к согражданам? Апостол указывает на более универсальный принцип - принцип любви. Если мы долг можем уплатить и считать себя недолжным, то по отношению к братьям должны считать себя всегда должниками в любви: "Не оставайтесь должниками никому, иначе кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (13, 8).

Действительно, если бы в обществе воцарилась любовь, то отпала бы нужда и в законах, и в их охранителях. Более того, любовь есть начало и конец всех добродетелей.

Другим побудительным мотивом христианской нравственности является осознание приближения великого дня Господнего - Его второго пришествия: "наступил уже час пробудиться нам от сна... Ночь прошла, а день приблизился" (13, 11-12). Нынешнее время, когда прошла ночь ветхозаветной законности, есть рассвет славного невечернего дня вечной жизни. "Так отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света" (13, 12). "Дела - это дела греховные, они свойственны времени ночи, неведения, подзаконности. Для крещенных же, оправданных, освященных наступил день благодати, им сияет Солнце правды - Христос, они облекаются в светлую и нетленную одежду добродетелей и молитвы. Сам Христос есть вожделеннейшее наше облачение, и ап. Павел призывает: "Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте с похоть" (13, 14) (похоть ( epiJumia ) (libido) - пожелание, страсть недозволенного, сладострастие, распутство. Похотник - "недозволенного желающий" (по объяснению о. П. Алексеева). Забота о плоти не должна преступать пределов разумного и дозволенного, т.е. не должна превращаться в похоть).

Облечение во Христа есть онтологическое единение с Ним через стяжание благодати Духа Святого. Такое освящение и обожение человека возможно только в процессе духовной брани с похотями его греховной природы. Апостол призывал к тому, чего сам уже достиг опытно: "и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2, 20).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 220.