Христос - основание Церкви (3, 5-23)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Чтобы яснее показать коринфским христианам бессмысленность их разделения, ап. Павел указывает на второстепенную роль проповедников в деле спасения: "Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Бог" (3, 5).

Один проповедник сеет семена веры; другой поливает, но возращает Бог (3, 6). Следовательно, без Бога проповедник ничто, он лишь получит награду за свой труд на ниве Божией (3, 8). "Нива" есть образ Церкви Божией, в которой трудятся проповедники. Она же называется и "строением", т.е. зданием, которое возводится Богом совместно с верующими. "Мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение" (3, 9). Избранные Богом проповедники являются "соработниками у Бога" (sunergoi Qeou), т.е. трудятся с помощью Божией, "по данной им благодати" (3, 10) в деле созидания этого здания Церкви.

Основание здания Церкви уже положено, оно единственно прочное,- это есть Сам Христос: "Ибо никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (3, 11), потому что нет другого имени под небесами, которым бы надлежало нам спастись. Здание это еще не законченное, оно в процессе созидания. Все верующие, как пастыри, так и народ, совершая свое спасение, созидают богочеловеческое здание Церкви.

Однако каждый, строя свой духовный дом в пределах своей эмпирической свободы, на свою ответственность, должен знать, что дело его обнаружится и испытается огнем суда Божия: "огонь испытает дело каждого" (3, 13). Устоит только то, что построено из прочных материалов на прочном основании. В отношении спасения это означает, что надо пребывать в ограде Церкви, основанной на Христе. Устоит, т.е. окажется подлинно ценным в очах суда Божия только то, что строилось на основе веры, надежды и любви - особенно любви (гл. 13). Образ огня - не аллегория, но находится в тесной связи с судом Божиим, почему так часто встречается в Св. Писании (2 Фес. 1, 7-8; Откр. 2, 18; Пс. 49, 3 и др.).

Впрочем, и в огне суда Божия есть надежда спастись. Ап. Павел говорит, что хотя дело человека и "сгорит", однако "сам спасется, но так, как бы из огня" (3, 15). Обычное толкование этого места сводится к тому, что сам человек, раз он строил на Христе, может спастись, подобно тому, как спасаются из объятого пламенем дома: иной немного опалит себе только волосы, иной обгорит так, что едва жив останется. Отец Павел Флоренский толкует эти слова более углубленно (см. "Столп и утверждение истины", письмо "Геенна"): он различает в человеческой личности Богозданный, ноуменальный элемент, или образ Божий, который спасется, и эмпирический, созданный в процессе жизни самим человеком, элемент, который может оказаться подлежащим отсечению и уничтожению. Насколько эмпирическое в человеке будет обожено во Христе, реализовано в Богоподобие, настолько оно и устоит на суде Божием. Все, что не в Боге созидалось человеком - это плевелы среди пшеницы, это соблазняющие члены в теле, которые должны быть отсечены еще при жизни самим человеком, чтобы они не отравили весь состав человека и он не лишился через них жизни вечной.

Чтобы еще больше вразумить тех проповедников, которые своемудрием отрывают верующих от Христа, Апостол указывает, что они тем самым разрушают храм Божий в душах верующих, за что навлекут на себя праведный суд Божий: "Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм - вы" (3, 16-17).

Кто хочет быть истинно мудрым, тот, по Апостолу, должен искать не мирской несовершенной мудрости, но мудрости Божией, вечной и совершенной, хотя по мирским оценкам, "в веке сем", он будет считаться "безумным". В действительности "безумием" является именно "мудрость мира сего", так как она удаляет человека от Бога и лишает его вечного спасения (3, 18-19).

В заключение 3 главы (21-23) Апостол еще раз обращается к зачинщикам разделений, призывая их не превозноситься учителями и не увлекаться ими, потому что все, что в мире, служители Христовы, сам мир и все, что в нем происходит - принадлежит нам; мы же - Христовы и по творению, и по искуплению, поэтому и по любви должны принадлежать Ему.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 192.