В предыдущих главах ап. Павел показал, что оправдание возможно только через веру во Христа (1, 17 - 3, 31), показал и благотворные плоды оправдания от веры (5-8 гл.). Однако перед лицом Апостола оставались неуверовавшие иудеи, хвалившиеся обетованиями Божиими об их избрании. Надо было ответить на вопросы (вопросы могут быть поставлены и в таком порядке: а) для чего Бог избрал иудеев "Своим народом", если они в большинстве не оправдали избрания? б) для чего нужно было все ветхозаветное домостроительство: закон, пророки, прообразы, служение, если эти средства не оправдали иудеев? в) исполнились ли и как исполнились Божии обетования иудеям? г) чем закончились заботы Божии о спасении избранного народи? д) как могло случиться, что избранный народ отвергнут, а язычники заняли его место?):
1. Не нарушилось ли Божие обетование от того, что есть и неверующие иудеи (9 гл.);
2. В чем причина неверия и отвержения некоторых иудеев (10 гл.);
3. Дать удостоверения в благости Божией к верным Ему (11 гл.).
Эти вопросы заставляют Апостола бросить еще раз глубокий взгляд на зависимость оправдания от предопределения Божия и от веры человека; на совершенное изменение свойств избранного народа, послужившее причиной его отвержения; на мировое значение этого отвержения; и, наконец, пророчески изобразить будущую судьбу Израиля.
а) Верность Божия в исполнении Им Своих обетований (9 гл.)
Прежде чем обличать иудеев в их неверии, ап. Павел свидетельствует о своей искренней любви к ним, своим братьям по плоти,- любви, доходящей до того, что он готов пожертвовать собственным спасением ради спасения Израиля: "Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти" (9, 3). Св. И. Златоуст говорит, что слова эти походят на загадку. Действительно, мог ли ап. Павел оказать, что его братья дороже ему, чем Христос? Выше, в гл. 8, 35-39. Апостол клялся в том, что никакая сила в мире тварном не может отлучить его от Христа, а здесь что? Но соответственно величию желания велика и жертва. Подобную жертву готов был нести пророк Моисей, когда умолял Бога вычеркнуть его из книги жизни, если Он не помилует иудеев за их грехи (Исх. 32, 31-32). Израилю даны великие обетования, и "от них Христос по плоти" (9, 4-5), поэтому слава Израиля есть одновременно и прославление Бога; о ней-то и ревнует Апостол, подражая в этом боговидцу Моисею.
Но значительная часть иудеев не приняла Христа, и данные им обетования не послужили им на пользу. Нарушилось ли этим само обетование об избрании Израиля? Нет, не нарушилось, Обетования Божий сбылись на тех, которые приняли верой Христа; они-то и есть истинный Израиль, истинное семя Авраамово, им и дано обетование. "Ибо не все Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его... то есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя" (9, 6-8).
До пришествия в мир Христа не видно было, кто, собственно, принадлежит к семени Авраама. Но с пришествием Христа принадлежность эта ярко обнаружилась: уверовавшие в Него вступили в наследие обетования, а неуверовавшие изверглись из него. Следовательно, чада обетования это те, которые рождаются действием Божиим, Духом Божиим, а не те, чье сыновство есть следствие каких-либо прав, заслуг или преимуществ Израиля. Рождение Исаака, сына обетования, произвела не утроба Саррина, но "слово обетования" (9, 9). Так и христиане рождаются в купели крещения Духом Божиим, т.е. по обетованию. Пример избрания Иакова и отвержения Исава из наследников обетования еще разительнее показывает независимость обетования от плотского рождения,- оно совершается Богом, и даже прежде самого рождения (9, 10-13).
Нельзя, однако, видеть у ап. Павла учение о безусловном предопределении, как это делают кальвинисты. Определение об избрании к оправданию, помилованию отдельного человека или целого народа совершается согласно с правдой Божией и Его благостию и совершается по предведению Божию. "Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею" (9, 15), т.е. кто достоин помилования, того и милует; кто достоин щедрот, того ущедрит. Но так как Бог наперед знает путь жизни человека или народа, то и решение о них Он выносит наперед, прежде самих дел, хотя и в согласии с ними. Само же помилование зависит не от заслуг человека, но единственно от милующего Бога:
"Итак, помилование зависит не от желающего, не от подвизающегося, но от Бога милующего... Кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает" (9, 16-18).
Эту мысль Апостол иллюстрирует рядом примеров.
Исаак намеревался благословить Исава, но Бог определил избрать (по предведению) Иакова. Сбылось, конечно, определение Божие, а не человеческое, Бог предвидел действие Ревекки, которая хитростью превосходит благословение Исаака. Иаков был достойнее Исава, и Бог присудил благословение по справедливости ему, а не Исаву. Также и избрание Израиля, хотя и согласно с его достоинством, но не зависит от него, а есть дело Божией милости. Все виновны пред Богом и достойны смерти, однако Бог кого-то милует, а кого-то нет. Евреев, а не язычников Бог помиловал, избрав их Своим народом, хотя и они недостойны этого избрания. Но их избрание оправдано Божественным предведением (этими примерами Апостол утверждает мысль, что у человека не может быть таких и стольких заслуг, в силу которых Бог "должен" был бы помиловать его. Если же Он и милует кого-то, то отнюдь не по заслугам а по милости). Дерзостно было бы требовать у Бога отчета о Его действиях, почему Он на одних народах являет Свой гнев и правосудие, а на других - милосердие. Промышление Божие превышает наше разумение, и ап. Павел спешит остановить неразумное любопытство: "А ты кто, человек, что споришь с Богом?" (9, 20). Человек по отношению к Богу уподобляется Апостолом глине, из которой горшечник делает различные сосуды (9, 21). Как ни безответна глина в руках горшечника, но и здесь нет абсолютного предопределения, ибо не от произвола горшечника, а от качества сосуда зависит то, что один сосуд оказывается в почетном, а другой в низком употреблении. Этим примером Апостол научает благоразумной покорности воле Божией и Его распоряжениям. Сами же распоряжения согласны как с Божией правдой и премудростью, так и с достоинством людей (свт. Иоанн Златоуст по этому поводу говорит, что это сказано с целью убедить слушателя покориться воле Божией и не требовать от Него отчета, почему Бог одинаково достойных смерти не всех наказывает, но некоторых награждает. Он действует не без намерения и не как попало, хотя мы и не постигаем тайн премудрости Его действий. Нельзя сомневаться, что в помиловании одних не была нарушена правда и в отвержении других не было недостатка в милости), Бог с "великим долготерпением щадил сосуды гнева" - непокорных иудеев и, наоборот, "явил богатство славы Своей над сосудами милосердия" (9, 23), т.е. над обратившимися ко Христу иудеями и язычниками. Все эти выражения о предопределении можно выразить так: Бог милует, кого следует миловать, и ожесточает того, кто сам ожесточается.
В таком же смысле приводит Апостол и пророчества Осии о призвании ко спасению язычников (9, 25-26): язычники, не будучи народом Божиим, не возлюбленные по обетованию, стали Божиим народом, возлюбленным после того, как по свободному произволению приняли благовестие Христа, а иудеи, отвергнув Его, "оязычились", утратили свое избрание.
Из многочисленного Израиля спасется только "остаток", только уверовавшие во Христа: "Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется" (9, 21, по Ис. 10, 22).
Таким образом, Израиль, искавший спасения от "закона праведности", т.е. на путях внешнего выполнения закона, не обрел спасения; язычники же, не искавшие, обрели его, уверовав во Христа. Христос стал камнем преткновения для одних (иудеев) и спасением для других (язычников). Его и нужно было принять верой, о чем пророчествовал Исаия: "полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна, но всякий, верующий в Него, не постыдится" (9, 33, по Ис. 8, 14; 28, 16).
б) Вина Израиля (10 гл.)
В 10 главе Апостол подробно разбирает, в чем была вина Израиля, приведшая его к отпадению от обетования спасения. Он признает, что иудеи имели ровность, но не по разуму (10, 2), т.е. имели достаточно религиозного рвения, но не понимали, что нужно искать оправдания от Бога, а не уповать на собственную праведность. Они не поняли, что предсказанный пророками Мессия явится единственным путем спасения - через Его смерть на кресте, где будет удовлетворена правда и исполнен закон.
"Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией. Потому что конец закона - Христос" (10, 3-4).
"Конец закона - Христос", потому что закон вел к необходимости признания Христа. Кто искал праведности от закона, мог бы получить ее, если бы исполнил весь закон. Но никто не мог этого сделать, потому что силу исполнить закон дает Христос в благодати Своей верующим в Него. Приняв Христа верой, человек делается оправданным во всей широте и глубине закона. Свт. И. Златоуст по этому поводу говорит: "Итак, не бойся, что, приступив к вере, ты оставил закон. Ты тогда приступаешь закон, когда для закона не веруешь во Христа. Когда же веруешь в Него, тогда исполняешь и закон" (цит. по еп. Феофану, Толк. посл. св. ап. Павла к Рим., 282).
Апостол, перефразируя Втор. 30, 12, говорит о неизвинительности непринятия оправдания от веры: не нужно ни на небо восходить за заповедью - она уже оттуда принесена Христом; не нужно и Христа низводить - Он уже пришел (10, 6-8). Нет нужды и в бездну нисходить, чтобы Христа из мертвых возвести,- Он уже, подобно Ионе, в третий день восстал оттуда. Имея эти удостоверения, надо принять Христа, а с Ним и весь Новый Завет. Однако для спасения недостаточно одного сознания своего оправдания верой во Христа. Спасение есть усвоение искупительного подвига Христа, Его жертвенной любви. Но любовь может удовлетвориться любовью, поэтому ап. Павел и говорит о необходимости для спасения деятельной, живой веры, в которой выражается любовь к Богу: "Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим. 10, 9-10).
Вера и исповедание веры неразделимы и одинаково необходимы для спасения. Вера сердечная, внутренняя дает оправдание, но если она настоящая, она не может не проявиться в жизни, не исповедоваться устами и делами. Жизнь по вере требует самоотвержения, она связана с лишениями и, если требуется, то с мученичеством, а спасение во Христе и есть сораспятие Христу, т.е. всегда мученичество. Исповедание веры усвояет плоды искупления самому исповеднику и служит делу проповеди для других людей (не случайно Церковь таких мучеников за Христа именует исповедниками).
Чтобы совсем отнять у иудеев возможность оправдываться в своем неверии неслышанием проповеди, отсутствием проповедников веры или тем, что они не поняли проповеди. Апостол снова свидетельством из Писания доказывает их безответность. Есть и проповедники веры, о которых сказано: "как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое" (Ис. 52, 7) (эти слова относились к вестникам освобождения евреев из вавилонского плена и были прообразом радостной вести спасения Христова); есть и их проповедь: "по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их" (Пс. 18, 5); и понимали сии сущность этой проповеди, раз ее смогли понять "несмысленные" язычники (Вт. 32, 21), раз нашли Христа "неискавшие" и не "вопрошавшие" (Ис. 65, 1).
в) Будущее обращение Израиля (11 гл.)
Из сказанного выше в 10 главе иудеи могли заключить, что Апостол допускает полное отвержение Израиля или что Бог "ошибся" в избрании его Своим народом. Желая утешить братьев, родных ему по плоти, ап. Павел предлагает ряд утешительных мыслей о благости домостроительства Божия. Он говорит, что если и не все приняли обетование веры, то и не все отвергнуты и Бог не ошибся в избрании Израиля "Своим народом". "Не отверг народа Своего, который Он наперед знал" (11, 2). Предвидел Бог, что будут верные Его слову, дал им обетование и избрал их "народом Божиим".
Для наглядного примера Апостол указал на самого себя: если его, Павла, израильтянина, из колена Вениаминова, всем известного ранее как гонители Церкви, Бог не отверг, но призвал к вере, то и из прочих потомков Авраама Бог спасет достойных того. Несмотря на видимое отвержение большинства, Бог спасает остаток верных. Как во время пророка Илии не все "преклонили колена пред Ваалом" (11, 4), "так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток" (11, 5).
"Избрание благодатью" совершается через благовестие и дар благодати, т.е. с учетом свободы воли человека и при содействии благодати. Благодать избирает тех, которые способны принять ее, они и есть избранники, "остаток" спасаемых. Израиль в целом, как народ, "чего искал - не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились" (11, 7). Этим последним Бог, по словам пророка Исаии, "дал дух усыпления" (11, 8), т.е. попустил им быть в усыплении. Их и ожидает участь врагов, преследовавших Давида (11, 9); точнее же это - участь иудеев, распявших Христа.
Однако отпадение Израиля не было случайным, но входило в план Божественного промышления о спасении всего мира: "Неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность" (11, 11).
Чрез падение Израиля Евангелие стало доступно язычникам. Вера язычников должна была вызвать в Израиле желание и самому принять сокровище своего откровения. Евреи "преткнулись не затем, чтобы пасть, но чтобы чрез преткновение восстать и исправиться" (Экумений) (цит. по еп. Феофану, Толк. посл. св. ап. Павла к Рим., стр. 308).
Желая вызвать ревность к принятию веры, ап. Павел указывает на промыслительное действие Бога, Который даже оскудение и преткновение иудеев сделал "богатством миру",- тем более благ будет, если они обратятся (11, 12). Апостол ищет великих плодов веры, которые он связывает с обращением Израиля: "Ибо если отверженце их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?" (11, 15).
Если все иудеи захотят обратиться ко Христу, то останется только открыться Царству Христову и воскресению мертвых. Апостол так ревнует об обращении Израиля еще и потому, что он есть "начаток", "корень", из которого произрастает спасение миру. Этот корень свят, несмотря на то, что некоторые ветви и обломились (этот "начаток" - Авраам, отец верующих, и все, ходящие верою по стопам его, а также первые ученики Христовы и уверовавшие иудеи. Иначе Апостол называет его "остатком Израиля", детьми обетования). Израиль изображается как благородное масличное дерево, к которому Бог, взамен отломившихся ветвей, прививает побеги дикой маслины, т.е. уверовавших язычников (11, 17-24) (садоводы поступают иначе: к дикому стеблю прививают хорошую ветвь, и она, питаясь его соками, приносит хорошие плоды. Но действию благодати прямо противоположно действию земных сил и способов человеческих. Мы, дикая маслина, спасаемся только прививаясь ко Христу, а не наоборот). Это дает право Апостолу приоткрыть завесу будущего, тайну судьбы Израиля и промыслительное значение его отпадения: "ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников" (11, 25). "Отчасти" можно понимать двояко: или "не навсегда", или же "не все". И то и другое понимание истинно. О том, что "не все" ожесточились, ап. Павел сказал выше, приведя пример сохранения остатка верных при Илии и себя самого. А о том, что "не всегда", Апостол уточняет здесь: "до времени, пока войдет полное число язычников" (11, 25), т.е. пока не обратятся к вере все, предузнанные Богом. Тогда придет великий пророк Илия и возвестит им учение веры (Мф. 17, 11). И тогда "весь Израиль" спасется, как написано: "придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова" (11, 26). Как понимать выражение "весь Израиль?" Еп. Феофан говорит, что здесь надо понимать его в духовном смысле, т.е. это большинство верующих вообще, будут ли они из евреев или из язычников, так как только верующие есть в подлинном смысле Израиль (см. 9, 6-9) (Израиль в подлинном смысле олова, как народ Божий, включает в себя верных как из израильтян по плоти, так и из язычников. Этот духовный Израиль, конечно, спасется, но в него войдет только некоторый "спасенный остаток" от Израиля плотского).
Иудеи, поскольку противятся благовестию, стали "враги, ради нас" (11, 28), т.е. язычников, чтобы они пришли к вере и спаслись. Но и иудеев не отвергает Бог совсем, а ждет их обращения, называет их "возлюбленными Божиими ради отцов", т.е. ради избрания их народом Божиим. Итак, "всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (11, 32).
Непостижимость Божественного Промысла о спасении всего мира вызывает у Апостола восторг и славословие: "О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его... Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь" (11, 33, 36).
III. НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 233.