Учение об оправдании верой (3, 21 - 3, 31)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В предыдущем разделе (1, 18 - 3, 20) было выяснено догматическое положение о всеобщей греховности рода человеческого и о недостаточности бывших у него средств к оправданию (у иудеев - закона Моисеева, у язычников - закона естественного, закона совести). Это приводит к признанию необходимости нового средства оправдания, а именно: благодати Божией через веру в Иисуса Христа.

"Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (3, 21-24).

В этих стихах выражена сущность всего благовестия св. ап. Павла об оправдании; оно же составляет главную тему послания к Римлянам.

Таким образом, всякого грешника оправдывает ("оправдание" (dicaiwsiz, justificatio) - праведность, правда, законное основание. От глагола dicaiow - признавать справедливым; судить, наказывать. Значит, "оправдание" - это найденная судом праведность) "правда Божия", которая явилась независимо от закона и его дел, хотя о ней свидетельствовали "закон и пророки", т.е. Ветхий Завет. В чём же состоит эта "правда Божия?" В том, что всякий грешник оправдывается Богом, что грехи наши искуплены (термин "искупление" надо понимать не в смысле выкупа, торга между Богом-Отцом и Сыном Божиим или, по другому мнению, между Богом и сатаной, а в смысле избавления от греха и его последствий. Искупление (¢apolutrwsiz, redemptio) - "есть избавление, освобождение, выкуп. Apolutrow - отвязывать от чего-то, освобождать от чего-либо. Искупление включает момент жертвы как очищение за грехи. Результатом искупления есть примирение с Богом. Усвоение искупления есть оправдание или спасение человека) в жертве Иисуса Христа и мы прощены. Это - объективное условие нашего оправдания. С нашей же стороны, т.е. субъективным условием оправдания является вера во Христа: "правда Божия через веру в Иисуса Христа" (3, 22). Оправданный, таким образом, становится в новое отношение примирения к Богу, возвращается в то состояние, которое он утратил в грехопадении.

Как грязь очищается водою с погруженного в нее предмета, так грех очищается в таинстве крещения верой в омывающую баню Крови Христовой. Верующий верой соединяется со Христом, принимает в себя очищающую силу Христовой Жертвы и тем самым становится оправданным, освященным и святым. Верой мы принимаем "правду Божию", т.е. Его праведность, святость,- принимаем "даром", по благодати, искуплением в Иисусе Христе" (3, 24). Следовательно, благодать Божия является первой и главной причиной нашего спасения. Стих 3, 26: "...да явится Он праведным и оправдывающим..." показывает, что через дарование оправдания в жертве Сына Божия Бог оказался одновременно "праведным", т.е. правосудным (жертва за грех принесена) и "оправдывающим", т.е. любящим (мы оправдались Его жертвой, Его "правдой").

Но возникает вопрос: если оправдывает только вера, то не отменяется ли вообще закон, который тоже дан был от Бога? Этот вопрос ставит сам ап. Павел (3, 31) и отвечает: "Никак, но закон утверждаем верою". Как же утверждаем? Так, что вера отменяет только внешность закона, его мертвую букву, а внутреннюю, духовную его сторону, т.е. то, к чему он был призван - исправлять грешника,- утверждает. Так прорастающее зерно, с одной стороны, упраздняем свое тело, но с другой - утверждает его, ибо освобождает скрытую в нем силу, способную плодоносить. Закон стремился сделать человека праведным, но не мог. Это сделала вера и тем самым исполнила желание закона. Вера привлекает благодать для исполнения закона, и благодатью от веры, при делах веры, человек спасается.

Слова ап. Павла, в которых он подчеркивает приоритет веры перед законом в деле оправдания грешника, давали иногда повод к различным неверным толкованиям (2 Петр. 3, 16). "Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (3, 28). Иногда считают это место противоречащим учению ап. Иакова о вере: "Что пользы, братия моя, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его"? (Иак. 2, 14), и далее: "вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (2, 18).

Противоречия здесь никакого нет. Ап. Павел говорит о "делах закона", которые, действительно, без веры не дают спасения, не усвояют благодати - все это дает вера во Христа.

По ап. Павлу человек веры - это личность, пребывающая в совершенно новом состоянии, ибо он во Христа крестился и во Христа облекся, он "новая тварь". Жизнь верующего - это жизнь, одушевленная Духом Божиим, жизнь уже не по своей, а по Божией воле. У такого верующего дела вытекают из его веры. Поэтому оправдание дается не по причине дел, которые следуют за верой, а по причине веры, которая делам предшествует. Вера вменяется человеку в великий нравственный и жизненно-практический подвиг, способный оправдать его перед Богом.

Веру, о которой говорит ап. Иаков, "веру без дел", следует понимать как убеждение, как суждение ума. Такая религиозная, но умозрительная вера сама по себе не может спасти человека. Вера спасает тогда, когда оyа ведет человека к отречению от греха, т.е. к покаянию и сочетанию со Христом, не нравственно только, но онтологически! Такая вера, которая "действует любовью" (Гал. 5, 6), является оправдывающей, а вера без дел любви мертва. Таким образом, нужно не противопоставлять изречения о вере ап. Павла и ап. Иакова, а понять их в единстве, как разные состояния, уровни или качества веры.

Пример веры Авраама (гл. 4)

4-я глава даёт иллюстрацию праведности на примере Авраама, которым иудеи особенно гордились, считая себя его потомками. Авраам более других исполнял дела закона, но оправдался он не ими (не обрезанием), а верой в обетование Божие, которое получил до обрезания (4, 3). Он жил по вере, и его дела вытекали из его веры, почему и были угодны Богу.

Стихи 4-8 говорят об оправдании "верующего" верой и "делающего" делами. "Делающий" - это тот, кто хотя и верует, но опору спасения полагает не в помиловании от Бога, а в своей праведности, в своих делах. Это оправдание "по долгу", т.е. насколько исполнил дела закона, настолько и оправдался. А так как всего закона исполнить невозможно, то упование спасения нельзя связывать с делами, но только с верой. "Верующий" - это тот, кто хотя все должное делает, но считает себя "рабом неключимым". Он оправдание основывает не на этих своих делах, а на вере в Бога, веруя, что Бог не попустит ему погибнуть, но спасет его. Апостол называет такого оправданного верующего "нечестивым", потому что, хотя он и делает все, что в его силах, он остается все равно грешным. Но ради его веры Бог принимает его как блудного сына, прощает ему его нечестие. Вера есть высшее и драгоценнейшее, что может явить человек-грешник в свое оправдание. При покаянии, стремлении к праведности его недостатки и грехи покрываются праведностью Божией, усвояемой верой. И уже не мерою дел дает Бог оправдание, а безмерно, сколько человек может вместить. И как верующий уповал не на дела, хотя и богат ими, а на милость Божию, то и дает Бог ему по вере, а не по делам. Истинная вера немыслима без дел, ибо она, как акт духа, определяет дело, а дела без веры могут быть и механическими, тщеславными, своекорыстными. Поэтому ап. Павел и говорит, что вера не уничтожает и не обесценивает дела закона, но их утверждает (3, 31).

Так как оправдание вменилось Аврааму до обрезания, по вере, значит, оно не зависит от обрезания и распространяется не только на плотских потомков Авраама, но на всех верующих и в необрезании, т.е. на язычников, принявших веру. Поэтому Авраам является отцом всех верующих независимо от национальности (4, 12-18).

"Закон производит гнев" (4, 15) в том смысле, что грех неведения закон делает грехом явным и произвольным. Закон лишь обличает грех, но не может помочь плотскому человеку его преодолеть, чем еще больше навлекает на него гнев Божий.

Пример Авраама показывает силу веры вообще (4, 18-21): верующий, уповая не на свои силы, но на силу Божию, преодолевает формальную логику и доказательства своего разума и наперекор всему доверяется Богу. Бог и вменяет ему в праведность это мужество и исполняет Свои обетования.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 243.