Как мы уже говорили, консультирование ребенка начинается с консультации родителей, направленной на сбор необходимой информации и определения проблемного поля.
Специфика проведения консультирования с родителями
1. Первый этап консультирования — сбор информации. На этом этапе необходимо выяснить следующие вопросы: родительские жалобы, приведшие за консультативной помощью; что родители считают проблемой; динамику развития проблемы и специфику ее проявления; влияние проблемы на различные аспекты жизни ребенка и всей семьи; все ли члены семьи считают это проблемой; что с этой проблемой уже делали; медицинский анамнез ребенка.
Остановимся дополнительно на вопросе изучения медицинской истории развития проблемы. Дело в том, что достаточно часто проблемы ребенка имеют медицинское основание. Так, например, наличие церебростении может опосредовать вспыльчивость, астено-невротический синдром, тревожность и плаксивость ребенка. Поэтому необходимо для проведения анализа всех особенностей проявления проблемы собрать сведения, касающиеся специфики прохождения беременности и родов (часто проблемы данного периода влияют на поведение ребенка), специфику течения самих родов, наличие осложнений, информацию о хронических заболеваниях ребенка, наличие неврологических и других диагнозов. В случае если консультант заподозрил медицинское основание проблемы, необходимо отправить ребенка на дополнительное обследование соответствующими специалистами (невролог, логопед, дефектолог, психиатр). При этом консультант должен объяснить родителю, что это за обследование и для чего оно нужно.
В процессе консультирования родителей консультант должен достичь следующих консультационных задач:
• создание доверия отношений между родителями и консультантом (создание общего «мы», «нам с вами необходимо помочь ребенку...»);
• сбор информации и формулирование желаемого результата;
• успокаивание родителей, снятие стрессового эмоционального напряжения;
• работа с родительскими страхами, рассмотрение проблемы с другой точки зрения;
• сочувствие, поддержка родителей;
• мотивирование родителей на изменение и активное участие в консультационном процессе;
• оценка взаимоотношений родителей с ребенком и разработка рекомендаций родителям по изменению их взаимоотношений с ребенком.
2. В зависимости от выделенной проблемы консультант принимает решение — ведется консультирование только с родителями по изменению их отношения, либо параллельно ведется консультирование и ребенка.
Эффективным является направление родителей в группы, определенной направленности по категории проблемы.
В случае неготовности родителей, снижения мотивации — надо мотивировать родителей на изменение, найти личную выгоду родителей в возможных изменениях. Если родители не мотивируются и отказываются от каких-либо изменений, консультант вправе отказать родителям в консультации и не брать ребенка на консультацию.
Консультирование ребенка
Консультирование ребенка ведется после встречи с родителями. Первая встреча с ребенком направлена на выстраивание контакта с ним, знакомство. Консультирование ребенка происходит в рамках игрового взаимодействия. Игровая психотерапия первично выделена в психоанализе, как средство решения детских проблем. В настоящее время выделяют директивную и недирективную игровую психотерапию. Директивная психотерапия предполагает четкий план игрового взаимодействия психолога, связанный с проигрыванием определенных ситуаций, в которых ребенок получает набор социально приемлемых стандартов и нормативов. Недирективная игровая психотерапия использует свободную игру для самовыражения ребенка и достижения ряда консультативных задач:
• в игровой психотерапии ребенок в результате эмоционального сопровождения психологом с озвучиванием чувств и переживаний игровых персонажей обучается справляться с собственным аффектом, обретает эмоциональную компетентность. Например, в борьбе монстров психолог, руководящий терпящим поражение монстром, должен проговаривать все чувства и переживания игрового персонажа, которые ребенок вначале отвергнет («Не ной...»), затем станет способным пожалеть персонаж и только после всего сможет сам проиграть и озвучить собственные чувства, которые он переживает в подобных ситуациях;
• выработка способностей к саморегуляции. Это приводит к повышению эмоциональной устойчивости ребенка. Неумение управлять собственными чувствами — достаточно частая проблема, выражающаяся в неконтролируемом детском поведении. Демонстрируя такое поведение в рамках консультирования, ребенок усваивает способы совладения с ними через реакцию психолога. Так, например, если ребенок начинает кричать или бросать вещи, когда у него что-то не получается, задача психолога озвучить данную ситуацию, с анализом чувств и планируемым действием «Я понимаю, что ты расстроился и разозлился из-за того, что у тебя не получается, но все равно успокаивайся и мы попробуем еще раз...». Такое спокойное отношение психолога учит ребенка контролю собственных чувств;
• коррекция детско-родительских отношений. Данное направление связанно с оказанием посреднической помощи в организации взаимодействия родителя и ребенка. Первоначально, родитель может присутствовать на консультировании, наблюдая за терапевтической игрой. В дальнейшем под руководством консультанта, он в эту игру включается, развивая способности к выстраиванию адекватных отношений с ребенком. Одним из методов, позволяющим родителям и детям осознавать нарушенную специфику их взаимоотношения, является обмен ролями (родитель берет роль ребенка, и наоборот). Такая ролевая игра дает много опыта и понимания специфики выстраивания взаимоотношений;
• расширение возможностей для самовыражения ребенка. Это связанно с получением огромного арсенала средств для выражения себя в рамках игрового взаимодействия.
По сути, консультант в рамках игры выполняет функцию «зеркала», отражая все внутренние процессы, происходящие с ребенком. А.А, Осиповз (2002) выделяет две, основных функции, выполняемые консультантом: это функция «идеального» родителя, воссоздающая ситуацию позитивных детско-родительских отношений; равноправного партнера по игре.
Существует достаточно много методов и техник консультирования детей. Рассмотрим некоторые из них.
Арт-терапия. Основывается на использовании творчества для консультирования. Воздействие арт-терапии опирается на техники Активного воображения, использования символов и самого процесса творчества как терапевтических. Существует несколько направлений использования арт-терапии в детском консультировании.
1. Само рисование как способ реализации внушениях процессов.
2. Способ установления контакта с ребенком (срез совместную творческую деятельность (лепка, рисование).
3. Анализ и интерпретация результатов детского творчества.
4. Использование ранее созданных произведений искусства для их интерпретации.
Среди целей арт-терапии А.А. Осипова (2002 выделяет следующие:
• снижение эмоционального напряжения через безопасные способы (рисунки, работа с глиной, пластилином);
• реализация внутреннего содержания переживаний ребенка, которые не могут быть реализованы вербально;
• получение информации о ребенке через интерпретацию продуктов его творчества;
• повышение самооценки через возникающее чувство удовлетворения при создании продуктов творчества;
• возможность сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах;
• развитие чувства внутреннего контроля, получаемого в результате процессов упорядочивания форм и цвета;
• налаживание взаимоотношений между консультантом и ребенком.
Одно из направлений арт-терапии — музыкотерапия.
В этом направлении музыка используется как ведущий фактор коррекционного воздействия. Вариантов использования музыкотерапии достаточно много. Как максимально часто представленные рассматривают:
• прослушивание музыкальных произведений для достижения определенных эмоциональных состояний (спокойствие, активности и т.д.);
• сочинение музыки. Особенно важно для развития детского творчества;
• вокализации, направленные на передачу эмоционального состояния через различные звуковые формы. Вокалотерапия в настоящее время пытается отделиться в отдельное направление;
Библиотерапия — это использование специально подобранной литературы для оказания специфического воздействия. Воздействие в данном направлении организуют с помощью литературных произведений с их последующим обсуждением. В процессе библиотерапии возникает ряд эффектов, связанных с эмоциональной проработкой чувств ребенка, обретения навыков решения конфликтов, способности к контролю и тренировка сложных сфер деятельности. Так, например, для детей, находящихся на воспитании в детском доме и непременно испытывающих сложный комплекс эмоциональных переживаний по отношению к собственным родителям, может применяться следующий вариант библиотерапии: ребенку читается произведение, отражающее те чувства, которые испытывает он сам по отношению к собственным родителям, с последующей их проработкой. Важным для проведения библиотерапии является адекватный подбор текстов и их последующая эмоционально-чувственная проработка.
Танцевальная психотерапия. Данное направление направленно на развитие собственного тела, его возможностей и научение самовыражению через телесное действие. Рекомендуют проводить в групповой форме.
Сказкотерапия. Метод, связанный с использованием сказки, для отработки различных особенностей взаимодействия. Выделяют шесть типов работы со сказкой: использование сказки как метафоры с последующим их обсуждением; рисунок, выполненный по мотивам сказки, с его последующим анализом; обсуждение мотивов, действий и поведения персонажа; проигрывание эпизодов из сказки; использование сказки как притчи-нравоучения; творческая работа по мотивам сказки; дописывание сказки, переписывание ее и т.д. (Осипова А.А., 2002). Среди основных приемов работы со сказкой выделяют анализ сказок, рассказывание сказок, их переписывание, постановка с помощью кукол и сочинение сказок.
Куклотерапия. Метод основывается на идее о кукле как о переходном объекте между ребенком и миром. Выделяется несколько направлений куклотерапии: игры с куклами, изготовление кукол, театрализованные постановки при помощи куклы. Игра с куклой позволяет ребенку выразить свои чувства и переживания, опосредованно, т.е. более безопасно (боится кукла Маша, а вовсе не ребенок). Кроме того, игра с куклой дает возможность разыграть в терапевтических целях конфликтные ситуации из жизни ребенка. Изготовление кукол позволяет ребенку развить произвольность психических процессов, обрести навыки созидательной творческой деятельности, развить воображение. Существует несколько вариантов кукол используемых в терапевтических целях: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, перчаточные куклы, веревочные, плоскостные, объемные куклы.
Использование куклы в театрализованной постановке также дает возможность переживания и отработки значимых эмоциональных событий и поведения.
Театрализации. Театрализованные постановки также крайне интересный и эффективный метод работы с детьми. В рамках театральной постановки, сценарий которой прописан психологом, ребенок может отыграть собственную проблему и необходимые пути ее разрешения. Так, работая с мальчиком, которого привели по поводу его «трусости», психолог предложил ему роль в театрализированной постановке, где мальчик играет роль собачки, которая всего боится. В
рамках сценария эта собачка труслива, но очень любит хозяина. В процессе развития событий, на хозяина собачки нападают «плохие люди», которых собачка сначала пугается, а потом, осмелев и справившись со страхом, побеждает.
Психогимнастика. Направлена на развитие групповых форм взаимодействия детей, развитие навыков невербального взаимодействия. Это комплекс упражнений позволяющий снять напряжение с участников, развить внимание детей, эмоциональную чувствительность и двигательную активность. Более подробно с этим направлением можно познакомиться в кн. Чистякова М.И.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ
При консультировании подростков психологу часто приходится иметь дело с противоречивой задачей, когда сталкиваются интересы клиента (ребенка) и заказчика (родителей). При этом психолог исходит из потребностей клиента, условий, необходимых для полноценного развития личности ребенка, и опирается на возрастные нормы. Во время первичной консультативной встречи собираются этологические данные, составляется анамнез развития ребенка. Однако порой бывает сложно учесть потребности семьи, причины, по которым окружающие ведут себя с ребенком определенным образом, предъявляя ему свои требования, ожидания (Д. Скайдер, 1992). Все это опосредует особенности консультирования подростка, представленные на схеме 4.2.
Задачи консультирования. Выделяется достаточно много задач подросткового консультирования, связанных с возрастными новообразованиями и потребностями. Однако в гуманистическом подходе выделяют две основных. Интеграция ответов на вопросы подростка: «Кто я? Какой я? Зачем я?» в целостную картину самосознания. Поиск той социально значимой области, в которой подросток будет действовать успешно, чувствовать себя социально-компетентным (Р.Т Байярд, Д. Байярд, 1995).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 231.