КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Консультирование детей достаточно популярное направление в современной психологии. Хотя впервые вопросы детского консуль­тирования стали подниматься в конце XIX в., в первую очередь в рамках психоанализа. Авторы психоаналитического консультирова­ния детей (А. Фрейд, М. Кляйн) отмечали позитивное влияние пси­хотерапевтических занятий на своевременную компенсацию многих трудностей. Рассматривая вопрос о специфике консультирования ре­бенка необходимо отметить несколько отличительных аспектов. В отличие от консультирования взрослого человека, направленного на возвращение клиенту способности к эффективному функциони­рованию, детское консультирование противоположно по направле­нию. В структуре детских нарушений чаще отсутствуют адекватные модели поведения, нет представлений о социальных нормах или на­рушены представления о путях реагирования и совладания с той или иной ситуацией. Таким образом, детское консультирование должно быть направлено на формирование этих представлений, навыков и умений, формирование и поддержку психического здоровья. Опи­сывая организацию консультирования ребенка, необходимо осве­тить вопросы особенностей и трудностей консультирования, требо­ваний к специалисту, средств консультирования (рис. 4.1).

 

Средства консультирования Характеристика
Сбор анамнеза Изучение истории формирования проблемы и специфики ее проявления
Игровые методы Игровая психотерапия, ролевые игры, свободная игра
Фантазии Детское фантазирование (словесное и рисуночное)
Сказки Сказкотерапия, метод рассказывания, чтение, сочинения, разыгрывания сказок
Мифы Использование мифов и мифических персонажей
Рисование Свободный рисунок, арт-терапия, каракули

 

 

Рассматривая вопросы формирования и поддержания психического здоровья детей, О.В.Хухлаева (2001) представляет схему дости­жения здоровья как ряд последовательных этапов, в которые входят:

• диагностика тревожности и адаптированности детей, которая яв­ляется основой для выявления уровня сформированности психи­ческого здоровья (креативный, адаптивный, дезадаптивный);

• организация профилактически направленной работы с детьми адаптивной группы;

• организация индивидуальной коррекционной и консультационной работы с детьми с дезадаптивным уровнем психического здо­ровья с обязательным привлечением родителей этих детей к кон­сультированию;

• отслеживание динамики психологического здоровья детей в про­цессе консультирования и коррекции.

В любом случае, основная задача психолога — это помощь ребен­ку в достижении самоощущения, осознания того факта, что ребенок делает выбор, как ему жить в своем мире, как реагировать на него и как общаться с ним.

Особое внимание психологу в консультировании ребенка необ­ходимо обращать на установки родителя (или другого лица), сопро­вождающего ребенка на консультацию,

Существует несколько специфических особенностей детского кон­сультирования.

1. Решение прийти на консультирование никогда не исходит от ребенка, оно всегда исходит от его родителей или окружающих лиц, что приводит к низкой мотивированности ребенка в начале консуль­тативного процесса. Это вызывает необходимость дополнительного этапа консультирования, связанного с мотивацией ребенка к взаи­модействию с консультантом. Цель — перевод стимула к консуль­тированию из внешнего во внутренний. Хорошим мотивом консуль­тативного взаимодействия могут выступать причины типа: «тут интересно», «приду с солдатиками поиграть».

2. Даже если ребенок испытывает сложности в выстраивании вза­имоотношений или решении ситуаций, то сказать об этом или даже осознать потребность в консультировании ребенок не может. Напри­мер, ребенок, который плохо видит с детства, не знает об этом и это не является для него проблемой. В результате сбор информации о проблеме происходит не от непосредственного носителя проблемы, а у его окружения. Это обуславливает большое количество неточно­стей в описании ситуации из-за специфики восприятия окружаю­щих. Так, родители обеспокоенные какой-либо проблемой начина­ют дифференцированно воспринимать информацию через призму выделенной проблематики.

3. Непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является ребенок, а вовсе не обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Это приводит к тому, что пси­холог основное воздействие оказывает не на адресат психологиче­ской помощи, а на его окружение.

4. Предыдущий пункт опосредует специфику многих методов консультирования детей. Именно в детском консультировании пси­холог не просто дает советы, а требует максимально точного их вы­полнения с целью оптимизации окружающей ребенка среды.

5. Сбор информации происходит в отсутствии ребенка с обяза­тельным предоставлением медицинской карты. В случае необходи­мости к процессу сбора информации может привлекаться значимое окружение ребенка (педагогики, бабушки, дедушки), собственное наблюдение (школьный психолог может пойти в класс для наблюде­ния за поведением ребенка).

6. Необходимо предупреждать родителей о том, что улучшение состояния ребенка и достижение психологической нормы внешне может проявляться как ухудшение. Например, если на консультиро­вание находится ребенок (12 лет) со страхами, энурезом, но послуш­ный, много времени уделяющий учебе, то достижение им возраст­ной нормы (подростничество) будет сопровождаться отсутствием энуреза и страхов при демонстрации всех нормативных проявлений возраста. Это значит, что ребенок перестанет быть увлеченным уче­бой, его интересы сместятся в область общения со сверстниками, бу­дут характеризоваться протестными реакциями, т.е. внешне, это улучшение будет выглядеть как серьезное ухудшение поведения.

7. Необходимо учитывать особенности взаимоотношений роди­телей и ребенка. Достаточно часто ребенок испытывает сложности выстраивания консультативного альянса с психологом из-за роди­тельской ревности.

8. Необходима дополнительная работа с окружением ребенка. При консультировании с родителями важно заручиться их поддерж­кой и мотивировать на изменение. Без сотрудничества с родителями консультирование может быть не эффективным. Мало того, консуль­тант может отказаться от работы с ребенком, если родители отказы­ваются менять ситуацию.

9. Консультант не имеет права заниматься ребенком до 14 лет без согласия родителя.

10. Специфика направлений работы. Основной задачей консуль­тирования является научение ребенка удовлетворять собственные потребности социально приемлемыми способами.

11. Необходимость использования в консультировании вспомо­гательных средств: фантазии, мифы, сказки; маленькие житейские истории; рисунок, рисование; музыка; игра с игрушками, ролевая игра; выполнение консультантом воспитательных задач; просвети­тельская работа с родителями, консультирование по вопросам вос­питания; работа с мотивацией; работа по изменению поведения.

12. Важным для консультирования ребенка является воспитание от­ветственности за собственные поступки (гуманистический подход).

Специфика консультативного взаимодействия с ребенком вызы­вает соответствующие трудности детского консультирования. Это:

1. Проблема коммуникации с ребенком (А. Фрейд, 191).

2. Понимание того, что мало чего можно достичь, не вовлекая в работу с ребенком тех, кто много значит в его окружении, т.е. глав­ным образом его родителей.

Методы консультирования ребенка:

• арт-терапия;

• танцевально-двигательная психотерапия;

• игровая психотерапия;

• сказка терапия;

• куклотерапия;

• терапевтические рассказы, метафоры;

• театральная импровизация;

• песочная психотерапия.

Для проведения детского консультирования необходимо специ­фическое оборудование: специальная постоянная комната (прибли­зительно 16—20 кв. м), оборудованная мягким покрытием, чтобы ре­бенок мог в случае необходимости сидеть на полу. В комнате не должно быть предметов, угрожающих безопасности (нет острых углов). Окна помещения должны быть защищены от разбивания. Комната должна быть хорошо освещена. В комнате должны быть шкафы с игрушками доступные для ребенка.

Существуют рекомендации по минимальному набору игровых средств для игровой комнаты:

• недифференцированные материалы: рисуночные средства, пла­стилин, кубики, конструктор, природный материал;

• дифференцированные материалы для мальчиков и девочек: для девочек — куклы (разных возрастов и пола), посуда, мягкие игрушки (желательно, как минимум три игрушки разного разме­ра одного и того же варианта, например собачка маленькая, со­бачка побольше и большая собака), «драгоценности», (например, ленты, мишура, расческа, зеркало, украшения). Для мальчиков

; также рекомендован собственный набор: машинки, другая техни­ка, трансформеры, монстры, роботы, пистолеты, мечи, супер­герои, набор солдатиков.

 

Требования к психологу

Для осуществления консультирования с ребенком выделяется ряд требований к специалисту:

• необходимо найти контакт с ребенком, уметь устанавливать до­верительные и искренние отношения с ребенком;

• психолог должен обладать достаточной физической силой, так как некоторые процедуры (на/гример, холдинг-терапия) требуют от специалиста физической подготовки;

• любить детей, благожелательно к ним относиться;

• иметь представление о развитии детей, их росте и обучении, о наиболее важных вопросах, относящихся к каждому отдельному возрастному периоду;

• уметь быть мягким, но решительным;

• иметь представления о социальных и культурных требованиях от ребенка со стороны семьи;

• уметь сохранять в себе экспрессию, позитивный интерес к дей­ствиям, чувство юмора;

• рассматривать ребенка как полноправную и уникальную лич­ность.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 239.