Работа с родителями подростков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Работа с родителями является обязательным этапом консульти­рования подростка. Отметим основные задачи этого направления консультирования:

•    определение стиля взаимоотношений в семье и причин наруше­ния процесса воспитания:

определение уровней протекции (гиперпротекция, гипопротекция);

выявление степени удовлетворения подростка (материальная и ду­ховная): потворствование или игнорирование его потребностей; количество и качество требований к подростку в семье (обязанно­сти, учеба, уход за собой и другими членами семьи, требования и запреты, которые устанавливают рамки общения, — санкции ро­дителей): чрезмерная требовательность, недостаточность требова­ний к подростку, чрезмерность запретов, недостаточность требова­ний и запретов, строгость санкций, минимальность санкций;

• выявление устойчивости родительского внимания;

• выявление черт характера родителей, которые могут способство­вать нарушениям в воспитании: неустойчивость, противоречи­вость, истероидность и др.

В ряде случаев психологические проблемы родителей переносят­ся в процесс воспитания и решаются за счет подростка. Сюда отно­сятся:

• расширение сферы родительских чувств: один из супругов пере­кладывает на подростка требования, предъявляемые в норме к другому супругу (по психоанализу);

• предпочтение в подростке детских качеств;

• воспитательная неуверенность;

• фобия утраты ребенка;

• неразвитость родительских чувств;

• проекция на подростка собственных не желаемых качеств (по

психоанализу);

• вытеснение конфликта между супругами в сферу воспитания (ди­аметральные расхождения к подходу воспитания и др.);

• сдвиг в установках родителей по отношению к подростку в зави­симости от пола — предпочтение мужских качеств дочери, пред­почтение женских качеств сына (психоанализ).

По результатам психологического обследования родителям пред­лагается психологический прогноз для некоторого веера вариантов развития. Выбор дальнейшей стратегии воспитания ребенка за се­мьей и осуществлять они будут ту, которую лучше осознали как про­дуктивную.

Существуют психотерапевтические техники, помогающие роди­телям принять решение.

Процедура состоит из 4 этапов.

1. Выяснение задач и целей, которые предполагает решить семья, получив ответ на свой запрос, — выяснение ожиданий родителей. Психолог обсуждает с родителями, чего бы они хотели достичь, что­бы хотели сделать для своего ребенка, выполнив намеченную про­грамму. Чего они ждут от того выбора, который собираются сделать.

2. Определение критериев, на основании которых планируется достижение ожидаемого результата. Выясняются внешние условия, необходимые для достижения цели, условия, в которых будет осу­ществляться поставленная задача, значимость этих условий, их по­ложительные и отрицательные стороны. Говоря языком математики, выясняется, являются ли они «необходимыми и достаточными».

3. Анализ ресурсов, которыми обладает ребенок для достижения поставленной цели, и выяснение его «слабых звеньев», вызывающих опасение у родителей. Психолог вместе с родителями обсуждает: ка­кие возможности есть у ребенка для осуществления намеченного; бу­дет ли ребенок достигать всего сам или кто-то ему в этом поможет; как будет оказываться эта помощь; в чьих интересах достижение ре­зультата; кто будет проверять успешность работы; если есть сомне­ния в возможностях ребенка, то, что делать в этом случае.

4. Уточнение или сохранение первоначальной задачи консульти­рования и путей ее решения. Выясняется, действительно ли семья заинтересована в достижении намеченной цели.

После прохождения этих этапов родителям предлагается нарисо­вать на листе план жизни ребенка, отметить основные события. Спросить, единственный ли это вариант развития. С какого момен­та жизнь может складываться по-другому. Предложить показать дру­гой вариант. Обсудить достоинства и недостатки каждого.

Важно осознание родителями специфики возраста; снятие страхов; организация взаимоотношений в доме, деление функциональ­ных обязанностей, возможность самоутвердиться, поддержка в се­мье. Необходимо научить родителей разговаривать с подростком и  слушать его.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОКАЗАНИЯ

Дата: 2018-12-28, просмотров: 232.