Рассматривая вопросы консультирования родителей, мы не можем обойти стороной аспекты консультирования по поводу собственных проблем родителя, которые также могут становиться основой нарушения отношений в поведении ребенка. Ю.Е. Алешина (Ю.Е. Алешина, 1999) выделяет четыре основных причины обращения за консультативной помощью: ощущение собственной ненужности, покинутости; чувство своей нереализованности, перекладывающееся на детей; ощущение родительской некомпетентности и вины по поводу воспитания детей; глубокие личностные причины и страхи. Анализ основных ситуаций консультирования в данном случае позволяет автору выделить следующие алгоритмы консультационного взаимодействия.
В любом случае необходимо такое переформулирование проблем, чтобы объектом воздействия становился сам родитель, а не его дети. Только после этого можно переходить к более подробному обсуждению возникающих сложностей. В случае ощущения родителем собственной ненужности в задачи консультативного взаимодействия входит актуализация социальной и личной жизни клиента. Необходимо заполнить внутреннее пространство клиента интересными делами, идеями, реализация которых создаст ему ощущение нужности, значимости. Если клиент не имеет представлений о том, чем бы он мог заниматься, можно обратиться к его опыту, расспросить чем он любил заниматься раньше, когда был моложе. Важно организовать социальное взаимодействие такого человека, помочь найти новых или вернуть старых друзей.
Достаточно распространенная проблема — чувство собственной нереализованности. Страх, что дети пройдут тот же путь, приводит к попытке давить на решения детей, конфликтам и, как следствие, нарушению отношений с ними. Консультирование этих клиентов должно быть направлено на повышение их собственной значимости, позитивной оценки их жизни. Необходимо, чтобы клиент смог по-другому оценить свою жизнь, рассмотреть ее комплексно, с точки зрения производственных, научных, семейных достижений, преодоления трудностей, сохранения жизненных ценностей и т.д. Работа с такими клиентами может строиться на основах гуманистической и экзистенциальной психотерапии.
Очень распространенная проблема, с которой сталкиваются в рамках психологического консультирования родителей, — это чувство вины за то, что клиент не смог дать детям в детстве: недостаточно проведенное время, недостаточные средства, неправильное воспитание и т.д. Такое чувство вины, часто приводит к формированию попыток компенсировать все это во взрослом возрасте, что осложняет взаимоотношения с выросшим ребенком. Консультирование чувства родительской вины должно быть направлено на принятие данной ситуации, прощение себя за то, что стало уже историей и признание бессмысленности попыток воздаяния, которые не несут никакой пользы. Нам кажется эффективной фраза, которой мы пользуемся для работы с такими родителями «Вы сделали все, что вы могли в то время и в тех обстоятельствах... никто не знает, что бы было, поступи вы по-другому». Данная фраза позволяет принять пережитый опыт в полном объеме с точки зрения экзистенциональности последствий тех или иных действий человека.
Особое внимание заслуживает вопрос родительской некомпетентности. Мы уже отмечали, что эта проблема может возникать на всех этапах родительствования. Ее решение состоит в предоставлении информации родителю, позволяющей обрести уверенность в собственных силах и принять роль «хорошего» родителя. В процессе консультирования родитель должен овладеть основными навыками, составляющими родительскую компетентность: навыки эффективной коммуникации; безоценочное принятие ребенка; четкая родительская позиция; эффективный родительский контроль.
Отметим, что иногда несформированность отдельных позиций вызывает серьезные проблемы. Так, несформированность четкой родительской позиции приводит к растерянности родителя в реагировании на те или иные поступки ребенка, Эта ситуация может быть связана с непринятием тех позиций, которые демонстрировали собственные родители, при отсутствии позитивного примера другого, желаемого поведения. Тогда родитель находиться в затруднении. Так, например, родитель, которого физически наказывали в детстве, решил, что не будет применять силу и телесные наказания к своему ребенку, и встречаясь с ярким протестом и не послушанием, оказывается в растерянности.
Достаточно частой причиной нарушения является нарушение воспитательных воздействий, их неадекватность, несистематизированность. В этом случае консультативное взаимодействие должно быть направлено на обучение родителей эффективным методам воспитания. Для этой цели могут подходить тренинги для родителей, тематические семинары, телепередачи.
Особой темой для обсуждения является эмоциональная некомпетентность родителя. Эмоциональную некомпетентность понимается как неумение распознавать как свои, так и чужие эмоции, сложности их управлением, вследствие чего может являться доминирование одной из них (тревожность, депрессивность) или наблюдаться высокая лабильность. Ситуация с низкой эмоциональной компетентностью родителя приводит к невозможности выстраивания адекватных отношений родителя и ребенка, холодности или непредсказуемости, влекущих детские нарушения поведения. Консультирование должно быть направлено на формирование эмоциональной компетентности, понимание широкого диапазона чувств, умение управления ими и учет эмоциональной компоненты в интерпретации ситуации.
Непринятие своего ребенка также является серьезной проблемой для самого родителя и для ребенка. Непринятие ребенка приводит к тому, что ребенок становиться не до конца психологически свободен. Его поведение, поступки и само существование требует одобрения со стороны значимых взрослых. Работа с непринятием ребенка должна быть построена на выяснении причин непринятия (неоправданные ожидания; потери, которые связываются с ребенком; тяжелая беременность; дефекты ребенка), проработке проблем и примирении родителя со своим ребенком.
Отсутствие любви к ребенку также может быть причиной обращения родителя за психологической помощью. Причин отсутствия любви может быть достаточно много. Наиболее часто встречаются такие, как: нарушение материнского/отцовского инстинкта, неоправданные ожидания от ребенка, высокая стартовая нагрузка, несоответствие образа ребенка, эмоциональная холодность родителя и т.д. Консультирование должно быть направлено на индивидуальную работу с проблемой, выяснение ее истоков, проработку.
Таким образом, существует достаточно большой спектр родительских обращений, которые требуют помощи и коррекции для формирования адекватных детско-родительских отношений.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 245.