Консультирование собственных проблем родителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассматривая вопросы консультирования родителей, мы не мо­жем обойти стороной аспекты консультирования по поводу соб­ственных проблем родителя, которые также могут становиться осно­вой нарушения отношений в поведении ребенка. Ю.Е. Алешина (Ю.Е. Алешина, 1999) выделяет четыре основных причины обраще­ния за консультативной помощью: ощущение собственной ненуж­ности, покинутости; чувство своей нереализованности, переклады­вающееся на детей; ощущение родительской некомпетентности и вины по поводу воспитания детей; глубокие личностные причины и страхи. Анализ основных ситуаций консультирования в данном слу­чае позволяет автору выделить следующие алгоритмы консультаци­онного взаимодействия.

В любом случае необходимо такое переформулирование проблем, чтобы объектом воздействия становился сам родитель, а не его дети. Только после этого можно переходить к более подробному обсужде­нию возникающих сложностей. В случае ощущения родителем соб­ственной ненужности в задачи консультативного взаимодействия входит актуализация социальной и личной жизни клиента. Необхо­димо заполнить внутреннее пространство клиента интересными делами, идеями, реализация которых создаст ему ощущение нужности, значимости. Если клиент не имеет представлений о том, чем бы он мог заниматься, можно обратиться к его опыту, расспросить чем он любил заниматься раньше, когда был моложе. Важно организовать социальное взаимодействие такого человека, помочь найти новых или вернуть старых друзей.

Достаточно распространенная проблема — чувство собственной нереализованности. Страх, что дети пройдут тот же путь, приводит к попытке давить на решения детей, конфликтам и, как следствие, нарушению отношений с ними. Консультирование этих клиентов должно быть направлено на повышение их собственной значимости, позитивной оценки их жизни. Необходимо, чтобы клиент смог по-другому оценить свою жизнь, рассмотреть ее комплексно, с точки зрения производственных, научных, семейных достижений, преодо­ления трудностей, сохранения жизненных ценностей и т.д. Работа с такими клиентами может строиться на основах гуманистической и экзистенциальной психотерапии.

Очень распространенная проблема, с которой сталкиваются в рамках психологического консультирования родителей, — это чув­ство вины за то, что клиент не смог дать детям в детстве: недостаточ­но проведенное время, недостаточные средства, неправильное вос­питание и т.д. Такое чувство вины, часто приводит к формированию попыток компенсировать все это во взрослом возрасте, что ослож­няет взаимоотношения с выросшим ребенком. Консультирование чувства родительской вины должно быть направлено на принятие данной ситуации, прощение себя за то, что стало уже историей и признание бессмысленности попыток воздаяния, которые не несут никакой пользы. Нам кажется эффективной фраза, которой мы пользуемся для работы с такими родителями «Вы сделали все, что вы могли в то время и в тех обстоятельствах... никто не знает, что бы было, поступи вы по-другому». Данная фраза позволяет принять пе­режитый опыт в полном объеме с точки зрения экзистенциональности последствий тех или иных действий человека.

Особое внимание заслуживает вопрос родительской некомпетент­ности. Мы уже отмечали, что эта проблема может возникать на всех этапах родительствования. Ее решение состоит в предоставлении ин­формации родителю, позволяющей обрести уверенность в собствен­ных силах и принять роль «хорошего» родителя. В процессе консуль­тирования родитель должен овладеть основными навыками, состав­ляющими родительскую компетентность: навыки эффективной ком­муникации; безоценочное принятие ребенка; четкая родительская позиция; эффективный родительский контроль.

Отметим, что иногда несформированность отдельных позиций вызывает серьезные проблемы. Так, несформированность четкой ро­дительской позиции приводит к растерянности родителя в реагировании на те или иные поступки ребенка, Эта ситуация может быть связана с непринятием тех позиций, которые демонстрировали соб­ственные родители, при отсутствии позитивного примера другого, желаемого поведения. Тогда родитель находиться в затруднении. Так, например, родитель, которого физически наказывали в детстве, ре­шил, что не будет применять силу и телесные наказания к своему ре­бенку, и встречаясь с ярким протестом и не послушанием, оказыва­ется в растерянности.

Достаточно частой причиной нарушения является нарушение воспитательных воздействий, их неадекватность, несистематизированность. В этом случае консультативное взаимодействие должно быть направлено на обучение родителей эффективным методам вос­питания. Для этой цели могут подходить тренинги для родителей, те­матические семинары, телепередачи.

Особой темой для обсуждения является эмоциональная неком­петентность родителя. Эмоциональную некомпетентность понима­ется как неумение распознавать как свои, так и чужие эмоции, слож­ности их управлением, вследствие чего может являться доминирова­ние одной из них (тревожность, депрессивность) или наблюдаться высокая лабильность. Ситуация с низкой эмоциональной компе­тентностью родителя приводит к невозможности выстраивания адекватных отношений родителя и ребенка, холодности или непредсказуемости, влекущих детские нарушения поведения. Консульти­рование должно быть направлено на формирование эмоциональной компетентности, понимание широкого диапазона чувств, умение управления ими и учет эмоциональной компоненты в интерпрета­ции ситуации.

Непринятие своего ребенка также является серьезной проблемой для самого родителя и для ребенка. Непринятие ребенка приводит к тому, что ребенок становиться не до конца психологически свобо­ден. Его поведение, поступки и само существование требует одобре­ния со стороны значимых взрослых. Работа с непринятием ребенка должна быть построена на выяснении причин непринятия (неоправ­данные ожидания; потери, которые связываются с ребенком; тяже­лая беременность; дефекты ребенка), проработке проблем и прими­рении родителя со своим ребенком.

Отсутствие любви к ребенку также может быть причиной обра­щения родителя за психологической помощью. Причин отсутствия любви может быть достаточно много. Наиболее часто встречаются такие, как: нарушение материнского/отцовского инстинкта, нео­правданные ожидания от ребенка, высокая стартовая нагрузка, не­соответствие образа ребенка, эмоциональная холодность родителя и т.д. Консультирование должно быть направлено на индивидуаль­ную работу с проблемой, выяснение ее истоков, проработку.

Таким образом, существует достаточно большой спектр родитель­ских обращений, которые требуют помощи и коррекции для форми­рования адекватных детско-родительских отношений.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 204.