Консультирование родителей особых детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные проблемы, с которыми сталкивается психолог-кон­сультант при работе с родителями:

1. Проблема непринятия собственного ребенка, родительские страхи.

2. Чувство вины.

3. Родительская агрессия.

4. Нежелание родителей изменения ситуации.

5. Неоправданные родительские ожидания.

6. Непризнание наличия дефекта.

Проблема непринятия собственного ребенка, родительские страхи. Достаточно часто в семьях с больным ребенком возникает ситуация непринятия ребенка или даже активный страх в общении с ним. Та­кая ситуация может быть связана с несколькими одновременными процессами. Во-первых, возникающее у родителей чувство вины приводит к раздражению по отношению к ребенку и его дефекту. Во-вторых, наличие дефекта у ребенка означает крах родительских ожиданий и ощущение собственной родительской некомпетентнос­ти. Все это вызывает достаточно серьезное непринятие ребенка, стыд за него перед окружающими. Такие родители стремятся скрывать на­личие дефекта у ребенка, не ходят с ним в гости, стремятся гулять подальше от других людей или по ночам. Консультирование таких родителей должно быть направленно на принятие ребенка как такового, формирование чувства его индивидуальности, ценности, зна­чимости. Часто для этого приходится дополнительно работать с чув­ством вины.

Чувство вины, возникающее у родителей, также разрушает взаимо­отношения между родителем и ребенком. Виноватый родитель (мно­гие родители рассматривают дефект ребенка, как их собственную вину или наказание за что-либо) испытывает противоречивые чув­ства го отношению к ребенку: с одной стороны, неловкость и раз­дражение, с другой — желание компенсировать вину через дополни­тельную опеку и заботу. Данная ситуация приводит к постоянной двойственности родительских посланий, хронической гиперопеке и демонстрации раздражения. Все это может вызывать родительскую агрессию по отношению к ребенку, приводя к повышенной жесто­кости в области воспитательных воздействий. По статистике, детей, имеющих отклонения в развитии, родители наказывают более жест­ко, чем детей, не имеющих отклонений.

Важным параметром нарушения взаимоотношений родителей и ребенка являются неоправданные родительские ожидания. Все роди­тели в процессе ожидания ребенка связывают с ним надежды на из­менение будущего: возникновения статуса — «родитель»; картины счастливых семейных отношений; ожидания эмоциональной при­вязанности, любви от ребенка; ощущение гордости за его успехи; обеспеченную старость и т.д. Однако рождение ребенка, имеющего отклонение в развитии, многие родительские надежды разрушает. Так, ребенок с аутизмом не способен к выстраиванию адекватной привязанности и любви. Таким ребенком сложно гордиться перед окружающими, его достижения не превалируют над достижениями сверстников.

Достаточно частой проблемой, возникающей в рамках консуль­тирования, является непринятие наличия дефекта у ребенка и расце­нивание вторичных проявлений дефекта как «плохой характер». В первую очередь это касается тех дефектов, где первичные наруше­ния не видны, например задержка психического развития, которую родители могут рассматривать, как нежелание учиться или синдром дефицита внимания с гиперактивностью, который многие родители воспринимают как упорство и нежелание быть более внимательным и собранным. При наличии такой ситуации консультативная помощь должна быть направлена в первую очередь на принятие дефекта ре­бенка, а значит, будет сопровождаться процессами горя, связанного с разрушением родительских надежд. Особая категория проблем свя­зана с тем, что для части родителей наличие ребенка с отклонением в развитии является самоценностью и своеобразным оправданием их не сложившейся жизни. В этом случае коррекционная работа с ребенком затруднена, так как любые позитивные изменения, возни­кающие в результате коррекции, расцениваются как опасные, что вызывает родительскую тревог^ приводящую к снижению или пол­ной нейтрализации изменений в развитии ребенка. Консультирова­ние таких родителей должно быть направленно на выявление и при­знание фактов вторичной выгоды с последующей отработкой роди­тельских страхов, связанных с выздоровлением ребенка. Напомним, так как это крайне деликатная тема, то консультирование требует внимательности и тактичности со стороны консультанта. Ни в коем случае нельзя форсировать понимание родителем данных законо­мерностей или обвинять родителя, так как это приводит к снижению и без того хрупкого чувства родительской компетентности.

Общая стратегия консультирования родителей детей с особыми потребностями:

1. Консультирование начинается с выстраивания доверительных отношений с родителем и изучения истории семьи и ее влияния на те или иные проблемы ребенка.

2. Встречаясь с родителями, необходимо начинать с принятия ро­дителями своего ребенка, с обязательной отработкой трех основных чувств — вины, стыда и страха.

3. В случае необходимости в рамках консультирования должны быть отработаны этапы острого горя, связанные с реакцией родите­ля на рождение ребенка с проблемами.

4. Проработка чувства родительской беспомощности, которое проявляется в виде сверхконтроля жизни ребенка.

5. Создание адекватного общения между родителем и ребенком (включая адекватного возрасту и заболеванию время препровожде­ния с ребенком, игры, общение и совместная деятельность).

6. Создание адекватной системы обучения и воспитания ребен­ка, включающей: научение родителей созданию позитивной атмос­феры для воспитания; подбор необходимой структуры и формы об­учения; информирование об особых потребностях, свойства харак­тера и проблемах, связанных с диагнозом.

7. Закрепление чувства родительской компетентности, т.е. созда­ние условий для восприятия себя как хорошего родителя.

8. Завершение работы с подведением итогов. Рекомендации по сопровождению семьи.

Наиболее часто выделяются следующие цели консультирования:

• определение нормы для данного ребенка исходя из индивидуаль­ных особенностей и общего развития;

• гармонизация детско-родительских отношений;

• возвращение родительской компетенции — дополнительное под­держание родительской функции с возможным посещением спе­циальных групп для родителей детей с особыми потребностями;

• непосредственное решение выделенных задач и целей.

М.М. Семаго выделяет четыре основных стадий консультирова­ния родителей ребенка с проблемами.

1. Подготовка к консультации. На этой стадии идет сбор инфор­мации о семье, самом ребенке через изучение истории семьи, выпи­ски из амбулаторной карты, продуктов творчества и т.д.

2. Обмен информацией между семьей и консультантом. Автор вы­деляет три уровня коммуникации в рамках данного этапа: а) выявление уровня адаптации семьи и понимания родителями сложностей ребенка; б) прояснение истории семейной жизни; в) информирова­ние семьи.

3. Диагностический этап консультативного процесса. Направлен на выявление специфики развития ребенка.

4. Этап принятия решений, связанный с реализацией програм­мы, разработанной психологом.

Достаточно часто в процессе работы с родителями возникает не­обходимость посещения ими тренинговых групп: групп для решения психологических проблем самих родителей; родительского тренин­га; групп по частным вопросам воспитания.

Консультативный процесс вызывает у родителей комплекс слож­ных эмоциональных переживаний. Считается, что родитель прохо­дит в процессе консультирования четыре фазы: растерянность и страх, негативизм и отрицание поставленного ребенку диагноза, де­прессию и социальную адаптацию. Важно, чтобы консультативный процесс не был остановлен на первых трех фазах и завершался на четвертой фазе, с периодическим контролем состояния семьи ребен­ка, имеющего заболевания, на различных стадиях нормативного кри­зиса.

Основные тактики и методы консультирования родителей, выде­ленные М.М. и Н.Я. Семаго (2004). Для работы с чувством вины, ав­торы выделяют следующие приемы:

1) использование авторитета консультанта для утверждения от­сутствия родительской вины;

2) нормализация, связанная с утверждением, что другие люди на месте родителей чувствуют себя точно так же;

3) подведение новой когнитивной основы, заключающейся в при­знании собственной ответственности как качества личности при от­рицании вины;

4) определение пределов личной ответственности, разграничива­ющей степень ответственности родителя.

В качестве рекомендаций для работы с чувством стыда, авторы (М.М. и Н.Я. Семаго, 2005) выделяют следующие тактики:

1) развитие рабочего сотрудничества, связанное с пониманием родителями того, что консультант им не судья;

2) выражение чувства стыда и его принятие в рамках консульта­тивного взаимодействия;

3) акцентирование положительного, направленное на подчерки­вание достоинств семьи.

 

Консультирование семьи

Консультирование семьи ребёнка с отклонением от нормы раз­вития также имеет ряд особенностей. Во-первых, достаточно часто обращение такой семьи к специалисту является вынужденным, по рекомендации специалиста, работающего с ребенком. Во-вторых, практика консультирования семьи с аномальным ребенком должна быть направлена на «удержание» семьи от преждевременного «поки­дания» процесса консультирования. Достаточно известное явление, что такие семьи имеют склонность «хождения по кругу врачей» с це­лью нахождения специалиста более удобного, дающего более опти­мистические прогнозы. В-третьих, семьи, имеющие ребенка с проб­лемами развития, достаточно часто находятся в состоянии ненорма­тивного кризиса или на грани развода, возникающего вследствие рождения аномального ребенка. Консультирование семьи такого ре­бенка должно быть комплексным и направленным на следующие аспекты:

1) диагностика взаимоотношений в семье;

2) выявление значения симптома ребенка в структуре семьи;

3) работа по оптимизации взаимодействия в супружеской подси­стеме (достаточно часто родители разрушают свои отношения из-за поиска виноватого и агрессии);

4) активизация взаимодействий в детско-родительских отноше­ниях, выстраивание отношений принятия, эмоционального комфор­та, близости;

5) увеличение способности к самостоятельности ребенка при сни­жении гиперопекающих тенденций;

6) организация системы психолого-педагогического сопровожде­ния ребенка;

7) организация открытого взаимодействия семьи с миром. Выделяются уровни качественных изменений в семье, являющие­ся маркером активных изменений:

• психологический уровень. Замена чувства вины и непринятия ре­бенка на взаимоотношения доверия и принятия;

• социальный уровень связан с изменением образа жизни семьи и смены режима изоляции на режим открытого взаимодействия;

• соматический уровень, связан с изменением здоровья членов се­мьи.

.

Консультирование ребенка

Консультирование ребенка, имеющего отклонение от нормы раз­вития, направлено на создание условий для его развития и адапта­ции. По сути, в данном консультировании сохраняется привычная нам структура консультирования детей с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Консультирование таких детей может быть как индивидуальное, так и групповое.

Процесс индивидуального консультирования должен быть ком­плексном и направленным на зоны актуального развития ребенка независимо от паспортного возраста. Это означает, что при работе с ребенком мы опираемся на индивидуальные особенности и сохран­ные психические структуры, позволяющие компенсировать недо­статки. Однако ни в коем случае нельзя обходить своим вниманием те психические процессы, с которыми связанны дефекты, так как отсутствие внимания к этим зонам приведет к атрофированию ча­стично сохранных функций. Еще один важный момент в процессе консультирования связан с тем, что у многих детей, имеющих откло­нения от нормы развития, те психические процессы, которые нор­мативно у ребенка формируются без дополнительного воздействия, у этих детей требуют коррекционного сопровождения.

Достаточно часто у ребенка с отклонением от нормы развития формируются отклонения личностного характера, вызванные специ­фикой физического компонента дефекта, преломленного через при­зму воспитания. Родительская неспособность адекватно принять ре­бенка, неадекватность воспитательных воздействий может форми­ровать дезадаптивные личностные черты, такие как тревожность, агрессивность, отстраненность. Специфика физиологической со­ставляющей дает модификации нарушений характера. Так, дети с де­фектом зрительного аппарата часто обидчивы, испытывают социаль­ные страхи, стремятся скрывать наличие дефекта. В рамках консуль­тирования необходимо предотвратить нарушение формирования ха­рактера.

Групповые занятия для таких детей должны перемежаться инди­видуальными и быть направленными на организацию навыков меж­личностного взаимодействия. Наполняемость групп зависит от воз­раста, для дошкольников не более 4—5 человек. В зависимости от типа нарушения будет выстраиваться своя структура консультирова­ния ребенка. Рассмотрим максимально часто встречающиеся слож­ности.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 236.