Практика. Первая беседа, интервью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. За время первой беседы необходимо выполнить несколько важ­ных действий. Выяснить причину обращения за консультацией (какие события привели к обращению за помощью, какие нарушения, чье желание). Выделяется достаточно много причин обращений, спец­ифических для подросткового возраста: самоидентификация, цель жизни, проблемы с родителями, потребность в восхищении и при­знании, профориентация, отношение со сверстниками, поиск ин-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

Консультирование подростка

Особенности подхода

 

Необходимость учета специфических особенностей и задач возраста, необходимость работы с родителями, специфика методов

 

   

Причины обращения

Самоидентификация, цель жизни, проблемы с родителями, потребность в восхищении и признании, профориентация, отношения со сверстниками, поиск информации, сексуальные проблемы, коммуникативные проблемы, проблемы в школе с учителями, девиантное поведение

 

   

Специфика проведенной консультационной работы

Специфика консультирования подростка требует искренности отношений, возможности говорить на разные темы

 

   

Работа с родителями подростков

Реорганизация семейной структуры, научение родителей методам конструктивного общения. Участие в родительских группах

 

              Средства и техники , методы

Рис . 4.2. Особенности организации консультирования подростка

 

формации, сексуальные проблемы, коммуникативные проблемы, проблемы в школе с учителями, девиантное поведение.

2. Собрать анамнез. В процессе необходимо выявить следующие вопросы:

• отношение к учебе (любимые и нелюбимые учителя, предметы);

• планы на будущее (считается, что с 12 лет у ребенка уже должно быть определенное представление о будущем);

• отношения со сверстниками (проблема коммуникации, выделе­ние значимых мест);

• отношение к увлечениям;

• отношение к родителям и внутрисемейная ситуация (в случае рас­павшейся семьи определить, в чем ребенок видит причины раз­вода и как это повлияло на его жизнь?);

• отношение к прошлому;

• выделение наиболее тяжелых событий в прошлой жизни;

перенесенные соматические заболевания (нарушения сна, аппе­тита и самочувствия);

• сексуальные проблемы;

• интегративная оценка удовлетворенности своей жизнью.

3. Определить желаемый результат. В работе с повестками су­ществуют сложности с совмещением целей родителей, психолога и самого подростка. Как наиболее адекватные внутренние задачи кон­сультанта выделяются: повышение уровня критической оценки; на­учение щадить уязвимые места; поиск путей наибольшей адаптации.

Необходимо помнить, что подросток выделяет несколько другие цели (например, научиться общаться), в рамках которых реализуют­ся внутренние цели консультанта. Третья группа целей — это цели родителей, которые также нельзя игнорировать.

4. Поиск альтернативных решений. В качестве альтернатив могут вырабатываться не только конкретные поведенческие решения, но и развитие определенных качеств или функционал>ных умений. Максимально часто, это области связанные с:

• поиском сфер и разумных каналов выражения своей самостоя­тельности подростком;

• расширение круга симпатий (сверстников, близких — видение не только отрицательных черт, но и положительных);

• укрепление воли.

5. Обобщение предыдущих этапов: в рамках этого этапа встречи не­обходимо подвести итоги встречи, сделать резюмирующее высказы­вание, договориться о следующей встрече.

При консультировании опора должна производиться на рефлек­сивные способности подростка (знание о границе собственных уме­ний, возможностей) и способности выходить за свои границы.

При поиске сферы конфликта необходимо учитывать, что в этом возрасте деятельность общения, сознательное экспериментирование собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, кон­фликты, выяснения отношений, смена компаний) выделяется в отно­сительно самостоятельную область жизни подростка (Д.Б. Эльконин).

 

Трудности консультирования

Существует несколько сложностей в рамках консультирования

родителей:

• ситуация консультирования может осложняться ревностью роди­телей;

• в процессе консультирования могут проявляться провокации под­ростка (грубость, колкости и т.п.) из-за представления, что пси­холог заодно с родителями, учителями. Психологу необходимо отмечать такое поведение, но не акцентировать на нем внимания без необходимости;

• специфика консультирования подростка требует искренности в от­ношениях, возможность говорить на разные темы. Психолог дол­жен разбираться в возрастных особенностях подростка и уметь под­держать положительную направленность (подростка) не ругать подростка, не читать нотаций. Необходимо быть терпимым к не­известности, владеть лексикой подростка. Уметь оставаться спо­койным в любой ситуации, относиться к подростку как к равному.

 

Методы работы

Существует достаточно обширный арсенал методов, эффектив­ных для работы с подростками.

• ориентация на активное физическое взаимодействие группового формата;

• разговорные методы индивидуального плана;

• коммуникативный тренинг, тренинг личностного роста, тренинг совладания со своим поведением;

• телесно-ориентированная терапия, танцевально-двигательная те­рапия;

• психодрама, ролевое разыгрывание.

Групповое консультирование подростков должно происходить в замкнутой группе, с жестко регламентированной структурой и пра­вилами при психотерапевтической работе.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 210.