1. За время первой беседы необходимо выполнить несколько важных действий. Выяснить причину обращения за консультацией (какие события привели к обращению за помощью, какие нарушения, чье желание). Выделяется достаточно много причин обращений, специфических для подросткового возраста: самоидентификация, цель жизни, проблемы с родителями, потребность в восхищении и признании, профориентация, отношение со сверстниками, поиск ин-
I Консультирование подростка | |||
Особенности подхода | Необходимость учета специфических особенностей и задач возраста, необходимость работы с родителями, специфика методов | ||
| |||
Причины обращения | Самоидентификация, цель жизни, проблемы с родителями, потребность в восхищении и признании, профориентация, отношения со сверстниками, поиск информации, сексуальные проблемы, коммуникативные проблемы, проблемы в школе с учителями, девиантное поведение | ||
| |||
Специфика проведенной консультационной работы | Специфика консультирования подростка требует искренности отношений, возможности говорить на разные темы | ||
| |||
Работа с родителями подростков | Реорганизация семейной структуры, научение родителей методам конструктивного общения. Участие в родительских группах | ||
Средства и техники , методы
Рис . 4.2. Особенности организации консультирования подростка
формации, сексуальные проблемы, коммуникативные проблемы, проблемы в школе с учителями, девиантное поведение.
2. Собрать анамнез. В процессе необходимо выявить следующие вопросы:
• отношение к учебе (любимые и нелюбимые учителя, предметы);
• планы на будущее (считается, что с 12 лет у ребенка уже должно быть определенное представление о будущем);
• отношения со сверстниками (проблема коммуникации, выделение значимых мест);
• отношение к увлечениям;
• отношение к родителям и внутрисемейная ситуация (в случае распавшейся семьи определить, в чем ребенок видит причины развода и как это повлияло на его жизнь?);
• отношение к прошлому;
• выделение наиболее тяжелых событий в прошлой жизни;
• перенесенные соматические заболевания (нарушения сна, аппетита и самочувствия);
• сексуальные проблемы;
• интегративная оценка удовлетворенности своей жизнью.
3. Определить желаемый результат. В работе с повестками существуют сложности с совмещением целей родителей, психолога и самого подростка. Как наиболее адекватные внутренние задачи консультанта выделяются: повышение уровня критической оценки; научение щадить уязвимые места; поиск путей наибольшей адаптации.
Необходимо помнить, что подросток выделяет несколько другие цели (например, научиться общаться), в рамках которых реализуются внутренние цели консультанта. Третья группа целей — это цели родителей, которые также нельзя игнорировать.
4. Поиск альтернативных решений. В качестве альтернатив могут вырабатываться не только конкретные поведенческие решения, но и развитие определенных качеств или функционал>ных умений. Максимально часто, это области связанные с:
• поиском сфер и разумных каналов выражения своей самостоятельности подростком;
• расширение круга симпатий (сверстников, близких — видение не только отрицательных черт, но и положительных);
• укрепление воли.
5. Обобщение предыдущих этапов: в рамках этого этапа встречи необходимо подвести итоги встречи, сделать резюмирующее высказывание, договориться о следующей встрече.
При консультировании опора должна производиться на рефлексивные способности подростка (знание о границе собственных умений, возможностей) и способности выходить за свои границы.
При поиске сферы конфликта необходимо учитывать, что в этом возрасте деятельность общения, сознательное экспериментирование собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, конфликты, выяснения отношений, смена компаний) выделяется в относительно самостоятельную область жизни подростка (Д.Б. Эльконин).
Трудности консультирования
Существует несколько сложностей в рамках консультирования
родителей:
• ситуация консультирования может осложняться ревностью родителей;
• в процессе консультирования могут проявляться провокации подростка (грубость, колкости и т.п.) из-за представления, что психолог заодно с родителями, учителями. Психологу необходимо отмечать такое поведение, но не акцентировать на нем внимания без необходимости;
• специфика консультирования подростка требует искренности в отношениях, возможность говорить на разные темы. Психолог должен разбираться в возрастных особенностях подростка и уметь поддержать положительную направленность (подростка) не ругать подростка, не читать нотаций. Необходимо быть терпимым к неизвестности, владеть лексикой подростка. Уметь оставаться спокойным в любой ситуации, относиться к подростку как к равному.
Методы работы
Существует достаточно обширный арсенал методов, эффективных для работы с подростками.
• ориентация на активное физическое взаимодействие группового формата;
• разговорные методы индивидуального плана;
• коммуникативный тренинг, тренинг личностного роста, тренинг совладания со своим поведением;
• телесно-ориентированная терапия, танцевально-двигательная терапия;
• психодрама, ролевое разыгрывание.
Групповое консультирование подростков должно происходить в замкнутой группе, с жестко регламентированной структурой и правилами при психотерапевтической работе.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 253.