Консультирование родителей детей подросткового возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подростковый возраст считается возрастом кризисным, в про­цессе прохождения которого возникает ряд нормативных изменений у детей, автоматически вызывающих сложности у их родителей (М. Кле, 1992). Анализируя сложности родителей, отметим следу­ющие:

• дети отдаляются от родителей, вызывая у них беспокойство из-за отсутствия контроля за жизнь ребенка;

• возникают бунтарские тенденции, приводящие к негативизму и конфликту в первую очередь в отношениях с родителями;

•   высокий уровень критичности подростка по отношению к роди­телям, часто вызывает у родителей обиды и раздражение;

• постоянная готовность к агрессии, вспыльчивость при высоком стремлении доказать свою правоту любым способом вызывает от­ветное раздражение у родителей;

• низкая способность к адекватной оценке реальности при завы­шенных притязаниях ребенка в этом возрасте с учетом того, что часто подростки выбирают аддиктивные и девиантные формы по­ведения, вызывают объективную родительскую тревогу, сложно­сти с окружающими и законом;

• нивелируется значимость родительского мнения, что вызывает у многих родителей беспомощность и ощущение страха.

Все это вместе приводит к тому, что родители подростков пере­живают серьезный стресс, с одной стороны, испытывая беспокой­ство и тревогу за жизнь подростка, с другой — раздражение и досаду по поводу поведения подростка, часто сменяющиеся ощущением беспомощности. Несомненно, что для прохождения данного воз­растного периода для многих родителей требуется квалифицирован­ная психологическая помощь.

Рассматривая варианты организации такой помощи, можно вы­делить следующие направления:

1. Информационное направление. Многие родители не имеют адекватного представления о специфике прохождения и задачах под­росткового возраста, другие же, наоборот, запуганы возможными сложностями, рассматривая их изначально как катастрофические. Задача консультанта дать достоверную информацию, объяснив при­чину возникновения тех или иных проявлений, сформировать у ро­дителей правильную точку зрения по отношению к возрастным за­дачам подростка;

2. Индивидуальное консультирование родителей направленно на организацию помощи в канализировании деструктивных чувств ро­дителей и создание возможностей для конструктивных отношений. В этом случае возникает необходимость в успокоении и поддержке родителей, разрешении возникающих в результате действий подрост­ка эмоциональных реакций. В индивидуальном консультировании психолог помогает родителям адекватно оценить создавшуюся ситу­ацию и реорганизовать специфику взаимодействия между родителем и ребенком, приводящую к обострению отношений. Чаще всего это вопросы, связанные с разделением власти в семье, ответственностью, самостоятельностью подростка, спецификой организации диалога с ним. Многие подростки категорически негативно относятся к ука­зующему или обвиняющему тону родителей, расценивая его, как на­рушение суверенитета. Родителям необходимо менять привычный способ взаимодействия на договорные отношения, обучение кото­рым может проводиться как в индивидуальной, так и групповой формах. Например, тренинг «Эффективного родителя» Т. Гордона (1979);

3. Групповое консультирование родителей. Чаще всего происхо­дит в виде тематических групп, типа групп для отработки детско-родительских отношений или тренингов для родителей подростков. Основные направления подобных тренингов — это научение роди­телей навыкам управления поведением подростка, навыкам пози­тивной оценки себя «Я хороший родитель», организации самопомо­щи, преодолению трудностей подросткового возраста, выстраива­нию эффективных отношений с ребенком.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 212.