Подростковый возраст считается возрастом кризисным, в процессе прохождения которого возникает ряд нормативных изменений у детей, автоматически вызывающих сложности у их родителей (М. Кле, 1992). Анализируя сложности родителей, отметим следующие:
• дети отдаляются от родителей, вызывая у них беспокойство из-за отсутствия контроля за жизнь ребенка;
• возникают бунтарские тенденции, приводящие к негативизму и конфликту в первую очередь в отношениях с родителями;
• высокий уровень критичности подростка по отношению к родителям, часто вызывает у родителей обиды и раздражение;
• постоянная готовность к агрессии, вспыльчивость при высоком стремлении доказать свою правоту любым способом вызывает ответное раздражение у родителей;
• низкая способность к адекватной оценке реальности при завышенных притязаниях ребенка в этом возрасте с учетом того, что часто подростки выбирают аддиктивные и девиантные формы поведения, вызывают объективную родительскую тревогу, сложности с окружающими и законом;
• нивелируется значимость родительского мнения, что вызывает у многих родителей беспомощность и ощущение страха.
Все это вместе приводит к тому, что родители подростков переживают серьезный стресс, с одной стороны, испытывая беспокойство и тревогу за жизнь подростка, с другой — раздражение и досаду по поводу поведения подростка, часто сменяющиеся ощущением беспомощности. Несомненно, что для прохождения данного возрастного периода для многих родителей требуется квалифицированная психологическая помощь.
Рассматривая варианты организации такой помощи, можно выделить следующие направления:
1. Информационное направление. Многие родители не имеют адекватного представления о специфике прохождения и задачах подросткового возраста, другие же, наоборот, запуганы возможными сложностями, рассматривая их изначально как катастрофические. Задача консультанта дать достоверную информацию, объяснив причину возникновения тех или иных проявлений, сформировать у родителей правильную точку зрения по отношению к возрастным задачам подростка;
2. Индивидуальное консультирование родителей направленно на организацию помощи в канализировании деструктивных чувств родителей и создание возможностей для конструктивных отношений. В этом случае возникает необходимость в успокоении и поддержке родителей, разрешении возникающих в результате действий подростка эмоциональных реакций. В индивидуальном консультировании психолог помогает родителям адекватно оценить создавшуюся ситуацию и реорганизовать специфику взаимодействия между родителем и ребенком, приводящую к обострению отношений. Чаще всего это вопросы, связанные с разделением власти в семье, ответственностью, самостоятельностью подростка, спецификой организации диалога с ним. Многие подростки категорически негативно относятся к указующему или обвиняющему тону родителей, расценивая его, как нарушение суверенитета. Родителям необходимо менять привычный способ взаимодействия на договорные отношения, обучение которым может проводиться как в индивидуальной, так и групповой формах. Например, тренинг «Эффективного родителя» Т. Гордона (1979);
3. Групповое консультирование родителей. Чаще всего происходит в виде тематических групп, типа групп для отработки детско-родительских отношений или тренингов для родителей подростков. Основные направления подобных тренингов — это научение родителей навыкам управления поведением подростка, навыкам позитивной оценки себя «Я хороший родитель», организации самопомощи, преодолению трудностей подросткового возраста, выстраиванию эффективных отношений с ребенком.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 250.