КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ С ОСОБЫМ РЕБЕНКОМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Обозначим сначала само понятие — особый ребенок. Данное по­нятие применяется для обозначения категории детей, имеющих те или иные отклонения от нормативного развития. Это дети-инвалиды, дети, имеющие специфику развития персептивных про­цессов (когнитивных, эмоционально-волевых). Это категория детей, ранее называемых аномальными, а теперь — дети с особыми образо­вательными и воспитательными потребностями.

Прежде чем перейти к вопросам консультирования семьи с осо­бым ребенком, обозначим основные положения подхода к воспита­нию и развитию детей с особыми потребностями.

Методологической основой организации психологической помо­щи семье с таким ребенком являются положения Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн. Их идеи о про­хождении специфики развития аномального ребенка в общем сле­дующие:

• развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и нормального, но имеет специфические проявления в зависимо­сти от характера нарушения;

• развитие аномального ребенка очень зависит от обучения и сво­евременно оказанной психолого-педагогической помощи;

• определенные параметры дизонтогенеза могут быть обратимыми, при условии адекватной и своевременной организации психолого-педагогической помощи ребенку и его семье;

• психика как аномального, так и нормального ребенка развивает­ся неравномерно;

процесс развития личности ребенка обусловлен целым комплек­сом факторов социального, биологического и психологического плана, что приводит к явлению непрямой взаимосвязи между спецификой первичного дефекта и результатом развития. Иногда дети с серьезным дефектом, компенсированные в процессе раз­вития и воспитания, на выходе показывают более высокие резуль­таты адаптированности, чем те, кто дефекта изначально не имел;

• особенности развития ребенка с отклонением от нормативного бу­дут завесить от времени и степени первичного нарушения, специ­фики компенсации и организованной родителями психолого-педагогической среды;

• семья в данном подходе рассматривается как системообразующая компонента, опосредующая специфику физического, психологи­ческого и социального развития ребенка.

• как специальная коррекционно-развивающая среда семьи рас­сматривается специфика внутрисемейного взаимодействия, обес­печивающая условия для развития ребенка.

По мнению ряда авторов (В.Р. Никишина, 2004), существует чет­кое влияние между семейным неблагополучием и развитием ребен­ка: чем более выражено неблагополучие, тем сильнее проявляются нарушения развития.

Исходя из всего вышесказанного, работа с семьей становиться приоритетным направлением коррекционного и психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образователь­ными потребностями.

Рассмотрим основные целевые аспекты семьи с особым ребен­ком, требующие консультативного взаимодействия.

Во-первых, это родители, в задачу которых входит создание специфических условий, способствующих развитию и воспитанию ребенка. Однако многие родители испытывают постоянно действу­ющий стресс, связанный как с самой ситуацией рождения ребенка с аномалиями развития, так и социальной реакцией на такого ребен­ка. Родители таких детей часто испытывают чувство вины, ощуще­ние родительской некомпетентности, крушение родительских на­дежд, исключенное™ из социальных отношений, стыд за своего ре­бенка, страх при общении с ним. Весь этот комплекс чувств не способствует установлению адекватных отношений со своими деть­ми, формированию любви и привязанности. Своевременная помощь таким родителям может сгладить ряд возникающих семейных нару­шений, оказать помощь в преодолении сложностей социальной адаптации.

Во-вторых, комплексная психолого-педагогическая помощь нуж­на ребенку. Напомним, что, по мнению Л.С. Выготского, выделяет­ся первичный дефект, связанный с поражением физического плана, вторичный — являющийся следствием первичного и проявляющийся ся в специфике развития и функционирования психических процес­сов, и третичный — проявляющийся в нарушениях социализаши. Понято, что психолого-педагогическая помощь не в состоянии компенсировать дефект первичный, но компенсация вторичного и третичного дефектов целиком в прерогативе такого сопровождения. То есть комплексная помощь ребенку способна предотвратить нарушение специфики социального взаимодействия, помочь сформировать определенные психологические качества и свойства, адекватную са­мооценку и оценку своих возможностей.

Третьим направлением психологической помощи семье, имею­щим больного ребенка, будет коррекция внутрисемейных отношений, направленная на сохранение семьи и создание адаптивных форм взаимоотношений между членами семьи, сохранение правиль­ной ее структуры, иерархии, выстраивание отношения родителей к ребенку как к нормальному, с учетом его возможностей и особенно­стей. Часто возникающая в такой ситуации гиперопека нарушает возможности для развития ребенка, делает его неспособным пре­одолевать жизненные сложности.

Рассмотрим основные направления консультативной помощи се­мье и отдельным ее членам.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 242.