Консультирование родителей младших школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В первую очередь в этот период у ребенка возникают проблемы учебного характера, вызывающие у родителей множественные пере­живания. Выделяются следующие причины отставания в учебной деятельности: разлад в семье; родительская невнимательность или равнодушие к учебной деятельности ребенка; неумелая помощь де­тям; ошибки в воспитании; неврологический статус ребенка.

Разлад в семье приводит к внутренней дисгармонии, нарушению эмоционального спокойствия ребенка, стремлению компенсировать возникающие семейные сложности. Все это, несомненно, делает учебную деятельность ребенка затрудненной.

Вторая ситуация связанна с родительским равнодушием к учебной деятельности ребенка, дело в том, что дети начинают учиться в пер­вую очередь для родителей, их одобрения и похвалы. Нормативно к концу первого класса происходит смещение ориентировки учебной деятельности на похвалу со стороны педагога. Если же родители не проявляют интереса к учебной деятельности, не интересуются школьными успехами, то интерес ребенка снижается.

Ошибки в воспитании чаще связанны с представлениями родителей и их установками. Так, установка «Мой ребенок должен быть самым лучшим...» приводит к постоянной критике детей, их осуждению и т.д. («Опять ты хуже всех...», «Не мог написать на «отлично»...»).

Неуверенность родителя в силах собственного ребенка, недоверие ему, тоже приводит к нарушениям успеваемости, так как родители своим недоверием («Все равно у тебя ничего не получится...», «Это случайность, что тебе поставили «пятерку»...») обесценивают усилия ребенка.

Неумелая помощь, оказываемая ребенку, связана с тем, что суще­ствует ряд распространенных мнений, что ребенок должен пойти в школу уже подготовленным, умеющим читать и писать. Такие по­пытки научить ребенка раньше времени учебной деятельности мо­гут приводить к ее нарушению и не правильно сформированным на­выкам. В этом случае ребенку приходиться переучиваться. При том, если обучение носило репрессивный характер, ребенок имеет нега­тивное отношение к учебе как к сложной деятельности.

Еще одна опасность связана с оценкой личности ребенка через полученные отметки и применение наказаний с целью улучшения его учебной деятельности. Данная ситуация приводит к нескольким максимально часто проявляющимся последствиям. Может возни­кать страх перед получением плохой отметки, что делает познава­тельную деятельность опасной, разрушающей отношение ребенка к самому себе. Постоянное заставление и принуждение к учебной дея­тельности (например, если ребенок учит домашнее задание по 5-6 ч в день, пока не сделает идеально) приводит к крайне низкой позна­вательной активности, нежеланию учиться. Напомним, что по пра­вилам максимальное время выполнения домашнего задания не долж­но превышать 1,5—2 ч.

Вопросы неврологического статуса и соматического здоровья ре­бенка также крайне актуально отслеживать. Достаточно часто из-за той учебной нагрузки, которую испытывают дети в период обучения, неврологические проблемы ребенка обостряются и проявляются в виде нарушений поведения и учебной деятельности. Так, ребенок, имеющий астено-невротический синдром, не успевает выполнять в результате высокой утомляемости все необходимые учебные действия, не может справиться с объемом домашних заданий, что приводит к нежеланию делать их, эмоциональной неустойчивости, слезам, истерикам, нарушению взаимоотношений со сверстниками и школьным учителем. Ребенок с гиперактивностью и нарушением внимания до­статочно часто забывчив, чрезмерно активен, неусидчив, вспыльчив, не умеет дожидаться своей очереди, что делает его поведение как ми­нимум неудобным для процесса обучения, как максимум такому ре­бенку навешивают ярлык двоечника и хулигана, не желающего учить­ся. Хотя при своевременной медико-психологической и педагогиче­ской коррекции, такой ребенок может добиваться высоких учебных результатов. Особый вопрос в плане обучения вызывают так называ­емые «часто болеющие дети», учебная деятельность которых череду­ется с равными временными промежутками заболевания (две неде­ли болеет, две — учится). Такие дети, обладая изначально слабым со­матическим здоровьем, в дальнейшем дополнительно формируют нежелание учиться, неуверенность в собственных силах, доставляя родителям переживания по этому поводу.

В результате всех перечисленных проблем у детей могут разви­ваться различные типы школьных неврозов и школьная дезадапта­ция.

Школьная дезадаптация — это выраженные социально-психо­логическое и социально-педагогическое явления неуспешности ре­бенка в сфере обучения, связанные с субъективно неразрешимым для ребенка конфликтом между требованием образовательной сре­ды и психофизическими возможностями и способностями ребенка (Н.В. Вострокнутов, 1995). В этом случае родителям стоит, как ми­нимум, организовать адекватное психолого-педагогическое сопро­вождение ребенка в учебном процессе в зависимости от типа нару­шения (открытый протест, пассивный протест, тревожность), под­ключая к этому процессу специалистов нужного профиля (педиатр, невролог, дефектолог и т.д.).

В данной ситуации психолог должен сформировать адекватное отношение родителей к учебной деятельности:

• родителям необходимо выяснить собственные школьные страхи;

• нужно разделить в воспитательных воздействиях учебные дости­жения ребенка и отношения между ребенком и родителем. Даже при низкой успеваемости ребенок должен быть уверен в любви и поддержки со стороны родителей;

• необходимо обеспечить медицинскую поддержку ребенка;

• организовать психолого-педагогическое сопровождение, связан­ное с формированием позитивного интереса ребенка к учебной деятельности, организации уровневого обучения с учетом актуаль­ного развития ребенка, введение игровых форм обучения и т.д.;

• родитель должен уметь поддерживать ребенка за настойчивость и старание, отмечая индивидуальные достижения, не сравнивая его с окружающими;

необходимо организовать адекватное выполнение домашнего за­дания с точки зрения регулирования времени его выполнения и степени сложности.

При таком психолого-педагогическом сопровождении родителя возможно активное преодоление возникающих сложностей.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 231.