Консультирование родителей юношей и девушек
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Консультирование родителей по сути уже взрослых детей также достаточно часто встречается в психологической практике. Выделя­ются четыре основных типа проблем, с которыми обращаются роди­тели взрослых детей: отсутствие контакта с ребенком; неуважитель­ное отношение ребенка к родителям; тревога за детей; проблемы, связанные с нестандартным поведением взрослых детей.

Рассмотрим возникающие сложности и способы консультирова­ния родителей в той или иной ситуации.

1. Жалобы родителей на отсутствие контакта с ребенком. В этой ситуации может быть несколько аспектов, специфика которых будет определять направление консультирования:

• если родитель не принимает взросление ребенка и хочет возвра­щения когда-то ранее существовавших очень близких отноше­ний. При такой ситуации необходимо помочь принять отдаление как нормативный возрастной процесс. Однако если это затрудне­но в результате специфики жизни или личностных особенностей родителя («Всю жизнь посвятил ребенку..», испытывает глобальное чувство одиночества), то необходимо направить родителя на личную консультацию по поводу его собственных проблем (сни­зить чувство одиночества, направить интерес родителя на свою собственную жизнь, ее организацию и улучшение);

• в ситуации, когда действительно существует серьезное наруше­ние контакта между родителем и ребенком, необходимо понять причины такого отдаления (например, ощущение непонимания друг друга, обиды, специфические формы поведения родителя), и научить родителя методам изменения ситуации. Так, например, если причиной отдаления между мамой и дочерью явилась при­вычка матери обсуждать все проблемы дочери со своими подру­гами, то маме следует пересмотреть свое поведение, избавиться от этой привычки и попытаться, признав свои ошибки, наладить взаимоотношения.

2. Неуважительное отношение ребенка к родителям, невнима­тельность, резкость, грубость часто бывают следствием борьбы мо­лодого человека за свою независимость против гиперопеки родите­лей. В этом случае доминантные родители должны научиться распо­знавать неадекватность родительской позиции, предоставляя ребен­ку больше свободы. Отметим, что в рамках консультирования такое низкое осознавание собственной позиции, требует от психолога до­полнительной осторожности. Хорошим моментом при работе с та­кими родителями будет беседа, направленная на сравнение роди­тельских требований с теми целями, которых они хотели бы добить­ся. Так, родитель, контролирующий ребенка во всех его проявлени­ях и высказывающий желание, чтобы его ребенок был самостоятель­ным, в процессе такой беседы понимает необоснованность своей воспитательной позиции. Часто гиперопека может вызывать ком­плекс других проблем, проявляющихся в недовольстве родителей по поводу выбора партнера, дружбы ребенка, выбора специальности и конфликтов по этому поводу.

Другой случай неуважительного отношения со стороны ребенка, связан с непосредственным примером такого поведения со стороны одного из родителей. Это ситуация, когда один из родителей кричит или бьет ребенка, требуя спокойного и послушного обращения от него.

Третья ситуация неуважительного отношения, может быть свя­занна с так называемой жертвенной позицией родителя, которая проявляется в постоянном подчеркивании тех жертв и ущерба, ко­торые родитель терпит ради ребенка. Такая позиция у ребенка вызы­вает ответную агрессию.

3. Тревога за детей часто связана с восприятием родителями сво­их детей как несчастных, одиноких, неуспешных, что является при­знаком недоверия к своему ребенку или наличия идентификации между собой и ребенком. В этом случае родители приходят с проблемами типа: «Моя дочь не счастлива со своим мужем, что с этим де­лать...». Напомним, что иногда подобные просьбы являются манипулятивными для поддержания собственной значимости или обре­тения контроля над ребенком. Например, «Моя дочь неправильно воспитывает моих внуков, скажите, как ей это объяснить...». Кон­сультирование в этом случае должно быть направленно на выявле­ние специфики возникновения тревоги, формирования позитивно­го отношения к ребенку или снижению гиперопеки.

Еще один вариант возникновения подобной сложности связан с реально неадекватным поведением молодого человека, его склонно­сти к девиантному или делинквентному реагированию. В этом слу­чае необходимо консультирование всей семьи, так как аддиктивные формы реализации формируются в рамках семейных отношений. При этом наличие действительно аддиктивных форм реализации требуют вмешательства специалиста (психолога, нарколога).

Среди методов и задач консультирования родителей детей взрос­лого возраста выступают такие как: разделение контроля с учетом того, что ребенок может быть не готов к самоконтролю или ответ­ственности; научение доверия ребенку, например, в виде акции до­верия и снятия ранее действующих запретов; научение адекватно вы­ражать собственные чувства (например, вместо фразы: «Не смей даже думать о замужестве...» может звучать фраза: «Я боюсь, что ты не готова к замужеству сейчас и оно может вызвать ряд дополнитель­ных сложностей в твоей жизни...»); научение выстраиванию довери­тельного разговора родителя с ребенком и научение оказывать под­держку ребенку в сложных для него ситуациях.

4. Проблемы, связанные с нестандартным (аддиктивным, девиантным) поведением взрослых детей. В этой ситуации могут быть выделены несколько направлений работы. Во-первых, как мы уже писали, наличие девиантного поведения является семейной пробле­мой. Консультирование должно начинаться с анализа взаимодей­ствия отношений в семье и выявления статуса девиантного поведе­ния как симптоматического. Необходимо выделить причины и цели девиантности, разработать методы и направления изменения семьи. Второй тип сложностей, возникающих в данной ситуации, свя­зан с непринятием родителями образа жизни и особенностей пове­дения молодого человека. Чаще всего это вопросы, касающиеся полоролевой ориентации ребенка (мужской и женский гомосексуа­лизм), принадлежности к субкультуре (эмо, готы) и т.д. Консульти­рование родителей по данной проблематике также имеет свои зако­номерности. Во-первых, необходимо учитывать реакцию родителя на известие о гомосексуальности своего ребенка. Чаще всего встре­чаются три из них: яростное непринятие; одобрение; принятие, но не одобрение. Первая и вторая реакция связаны с неадекватной по­зицией родителя. Яростное непринятие приводит к конфликту с ребенком, разрыву отношений, уходу из дома, насильственному лече­нию, которое не дает результат и укрепляет молодого человека в ориентации. Вторая позиция, т наш взгляд, также нехороша, так как исключает возможность случайного вовлечения молодого чело­века в гомосексуальные отношения. Третья позиция позволяет со­хранять отношения с ребенком, помогать ему определиться в истин­ной ориентации, и если есть такая возможность, то сформировать гетеросексуальные отношения. Если же ориентация ребенка все же гомосексуальная, то разрушив с ним отношения, родитель его не ис­правит. Важным моментом при консультировании родителей подан­ному вопросу является обсуждение и отработка вопросов вины (мно­гие родители думают, что это они виноваты, или плохие люди) и основных страхов родителей.

Приблизительно та же ситуация складывается по проблемам при­нятия принадлежности молодой человека к субкультуре. Родители часто не одобряют попытку молодого человека влиться в субкульту­ру, применяя запреты, наказания, агрессивное поведение, лишение молодого человека свободы. Однако данные действия лишь усили­вают тенденцию молодого человека по приобщению к субкультуре. В данном случае необходимо помочь родителю обрести собственную родительскую компетентность. Научиться адекватно принимать си­туацию, оценивать ее. Родители должны разобраться в причинах об­ращения юноши к такому варианту самовыражения, найти другие способы реализации, мочь ему в адаптации к реальности.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 256.