Консультирование родителей по сути уже взрослых детей также достаточно часто встречается в психологической практике. Выделяются четыре основных типа проблем, с которыми обращаются родители взрослых детей: отсутствие контакта с ребенком; неуважительное отношение ребенка к родителям; тревога за детей; проблемы, связанные с нестандартным поведением взрослых детей.
Рассмотрим возникающие сложности и способы консультирования родителей в той или иной ситуации.
1. Жалобы родителей на отсутствие контакта с ребенком. В этой ситуации может быть несколько аспектов, специфика которых будет определять направление консультирования:
• если родитель не принимает взросление ребенка и хочет возвращения когда-то ранее существовавших очень близких отношений. При такой ситуации необходимо помочь принять отдаление как нормативный возрастной процесс. Однако если это затруднено в результате специфики жизни или личностных особенностей родителя («Всю жизнь посвятил ребенку..», испытывает глобальное чувство одиночества), то необходимо направить родителя на личную консультацию по поводу его собственных проблем (снизить чувство одиночества, направить интерес родителя на свою собственную жизнь, ее организацию и улучшение);
• в ситуации, когда действительно существует серьезное нарушение контакта между родителем и ребенком, необходимо понять причины такого отдаления (например, ощущение непонимания друг друга, обиды, специфические формы поведения родителя), и научить родителя методам изменения ситуации. Так, например, если причиной отдаления между мамой и дочерью явилась привычка матери обсуждать все проблемы дочери со своими подругами, то маме следует пересмотреть свое поведение, избавиться от этой привычки и попытаться, признав свои ошибки, наладить взаимоотношения.
2. Неуважительное отношение ребенка к родителям, невнимательность, резкость, грубость часто бывают следствием борьбы молодого человека за свою независимость против гиперопеки родителей. В этом случае доминантные родители должны научиться распознавать неадекватность родительской позиции, предоставляя ребенку больше свободы. Отметим, что в рамках консультирования такое низкое осознавание собственной позиции, требует от психолога дополнительной осторожности. Хорошим моментом при работе с такими родителями будет беседа, направленная на сравнение родительских требований с теми целями, которых они хотели бы добиться. Так, родитель, контролирующий ребенка во всех его проявлениях и высказывающий желание, чтобы его ребенок был самостоятельным, в процессе такой беседы понимает необоснованность своей воспитательной позиции. Часто гиперопека может вызывать комплекс других проблем, проявляющихся в недовольстве родителей по поводу выбора партнера, дружбы ребенка, выбора специальности и конфликтов по этому поводу.
Другой случай неуважительного отношения со стороны ребенка, связан с непосредственным примером такого поведения со стороны одного из родителей. Это ситуация, когда один из родителей кричит или бьет ребенка, требуя спокойного и послушного обращения от него.
Третья ситуация неуважительного отношения, может быть связанна с так называемой жертвенной позицией родителя, которая проявляется в постоянном подчеркивании тех жертв и ущерба, которые родитель терпит ради ребенка. Такая позиция у ребенка вызывает ответную агрессию.
3. Тревога за детей часто связана с восприятием родителями своих детей как несчастных, одиноких, неуспешных, что является признаком недоверия к своему ребенку или наличия идентификации между собой и ребенком. В этом случае родители приходят с проблемами типа: «Моя дочь не счастлива со своим мужем, что с этим делать...». Напомним, что иногда подобные просьбы являются манипулятивными для поддержания собственной значимости или обретения контроля над ребенком. Например, «Моя дочь неправильно воспитывает моих внуков, скажите, как ей это объяснить...». Консультирование в этом случае должно быть направленно на выявление специфики возникновения тревоги, формирования позитивного отношения к ребенку или снижению гиперопеки.
Еще один вариант возникновения подобной сложности связан с реально неадекватным поведением молодого человека, его склонности к девиантному или делинквентному реагированию. В этом случае необходимо консультирование всей семьи, так как аддиктивные формы реализации формируются в рамках семейных отношений. При этом наличие действительно аддиктивных форм реализации требуют вмешательства специалиста (психолога, нарколога).
Среди методов и задач консультирования родителей детей взрослого возраста выступают такие как: разделение контроля с учетом того, что ребенок может быть не готов к самоконтролю или ответственности; научение доверия ребенку, например, в виде акции доверия и снятия ранее действующих запретов; научение адекватно выражать собственные чувства (например, вместо фразы: «Не смей даже думать о замужестве...» может звучать фраза: «Я боюсь, что ты не готова к замужеству сейчас и оно может вызвать ряд дополнительных сложностей в твоей жизни...»); научение выстраиванию доверительного разговора родителя с ребенком и научение оказывать поддержку ребенку в сложных для него ситуациях.
4. Проблемы, связанные с нестандартным (аддиктивным, девиантным) поведением взрослых детей. В этой ситуации могут быть выделены несколько направлений работы. Во-первых, как мы уже писали, наличие девиантного поведения является семейной проблемой. Консультирование должно начинаться с анализа взаимодействия отношений в семье и выявления статуса девиантного поведения как симптоматического. Необходимо выделить причины и цели девиантности, разработать методы и направления изменения семьи. Второй тип сложностей, возникающих в данной ситуации, связан с непринятием родителями образа жизни и особенностей поведения молодого человека. Чаще всего это вопросы, касающиеся полоролевой ориентации ребенка (мужской и женский гомосексуализм), принадлежности к субкультуре (эмо, готы) и т.д. Консультирование родителей по данной проблематике также имеет свои закономерности. Во-первых, необходимо учитывать реакцию родителя на известие о гомосексуальности своего ребенка. Чаще всего встречаются три из них: яростное непринятие; одобрение; принятие, но не одобрение. Первая и вторая реакция связаны с неадекватной позицией родителя. Яростное непринятие приводит к конфликту с ребенком, разрыву отношений, уходу из дома, насильственному лечению, которое не дает результат и укрепляет молодого человека в ориентации. Вторая позиция, т наш взгляд, также нехороша, так как исключает возможность случайного вовлечения молодого человека в гомосексуальные отношения. Третья позиция позволяет сохранять отношения с ребенком, помогать ему определиться в истинной ориентации, и если есть такая возможность, то сформировать гетеросексуальные отношения. Если же ориентация ребенка все же гомосексуальная, то разрушив с ним отношения, родитель его не исправит. Важным моментом при консультировании родителей поданному вопросу является обсуждение и отработка вопросов вины (многие родители думают, что это они виноваты, или плохие люди) и основных страхов родителей.
Приблизительно та же ситуация складывается по проблемам принятия принадлежности молодой человека к субкультуре. Родители часто не одобряют попытку молодого человека влиться в субкультуру, применяя запреты, наказания, агрессивное поведение, лишение молодого человека свободы. Однако данные действия лишь усиливают тенденцию молодого человека по приобщению к субкультуре. В данном случае необходимо помочь родителю обрести собственную родительскую компетентность. Научиться адекватно принимать ситуацию, оценивать ее. Родители должны разобраться в причинах обращения юноши к такому варианту самовыражения, найти другие способы реализации, мочь ему в адаптации к реальности.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 312.