– Сегодня мы будем составлять и читать предложения, высказывания со словами «больше», «выше», «ниже», «меньше» и т. д. Давайте договоримся, что все высказывания, содержащие слова выше, старше, длиннее, дороже, будем изображать красными стрелками, а высказывания ниже, моложе, короче, дешевле – синими стрелками. Сначала называют предмет, от которого идет стрелка (больше или меньше), а потом предмет, к которому идет стрелка.
– Откройте учебник на с. 78, задание 1.
– Составьте и прочитайте предложения.
– Арбуз и яблоко. Арбуз больше яблока (красная стрелка).
– Цыпленок и курица. Цыпленок меньше медведя (синяя стрелка).
IV. Закрепление изученного.
Выполнение заданий по учебнику (№ 2–6, с. 79–80) и в тетради: задания 4 на с. 65 и 7 на с. 66 учебника; задания 1–3, 5 на с. 7–8 и 5, 9, 11 на с. 9–10 в рабочей тетради № 2.
V. Итог урока.
– Что вы узнали на уроке сегодня? Приведите примеры сравнения чисел с использованием специальных слов.
Урок 94
На сколько больше или меньше
Цел и: формировать умение сравнивать два числа, применяя вычитание; уметь формулировать правило сравнения чисел.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Устный счет.
1. Игра «Молчанка».
Ответы дети показывают на «ромашках» – индивидуальном пособии по устному счету.
2. Выполнение задания 4 на с. 12 в рабочей тетради № 2.
Дети решают примеры и записывают только ответы. Проверяют по «цепочке». Если все верно, ставят букву «М».
3. Выполнение заданий 18 на с. 87 учебника.
4. Выполнение задания 2 на с. 11 в рабочей тетради № 2.
IV. Объяснение нового материала.
Коллективное обсуждение заданий 1, 2 на с. 84 учебника.
1) Анализ задачи 1.
– Елочные шарики раскладывают в коробки по одному.
– На сколько больше оказалось коробок?
– На сколько меньше шариков?
– Из коробок и шариков составлены пары. Без пар оказались 3 коробки, 3 шариков не хватило. Это значит, что коробок на 3 больше, чем шариков, а шариков на 3 меньше, чем коробок.
– А сейчас будьте внимательны. Отсчитаем в верхней строке слева столько коробок, сколько шариков «положим в коробки». Число 3 справа – это 8 без 5, то есть 8 – 5 = 3.
– Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее число.
– В этой задаче мы из большего числа (8) отнимаем меньшее (число 3).
2) Решение задачи 2 (1).
– Как узнать, на сколько уток меньше, чем кур? (Надо из большего числа отнять меньшее.)
– Назовите большее число. (10.)
– Назовите меньшее число. (6.)
– Что нужно записать? (10 – 6 = 4.)
– На сколько уток меньше, чем кур? (На 4.)
– Как узнали? (Из большего числа отняли меньшее.)
3) Решение задачи 2 (2).
– Как узнать, на сколько платьев больше, чем костюмов? (Из большего числа вычесть меньшее.)
– Назовите большее число. (12.)
– Назовите меньшее число. (5.)
– Что нужно записать? (12 – 5 = 7.)
– На сколько платьев больше, чем костюмов? (На 7.)
– Как узнали? (Из большего вычли меньшее.)
V. Закрепление.
1. Решение задачи 1 на с. 11 в рабочей тетради № 2.
– Кто живет в зоологическом саду? (Слоны, мартышки, жирафы.)
– Сколько слонов? (2.)
– Сколько мартышек? (4.)
– Сколько жирафов? (3.)
– Ответьте на первый вопрос: «Как узнать, на сколько мартышек больше, чем слонов?»
– Назовите большее число. (4.) Назовите меньшее число. (2.)
– Что нужно записать? (4 – 2 = 2.)
– На сколько мартышек больше, чем слонов? (На 2.)
– Как узнали? (Из большего числа отняли меньшее.)
– Как узнать, на сколько жирафов больше, чем слонов?
– Назовите большее число. Назовите меньшее число.
– Что нужно записать?
– На сколько жирафов больше, чем слонов?
– Как узнали?
Аналогичную работу провести, отвечая на вопрос: «На сколько жирафов меньше, чем мартышек?»
2. Решение задачи 3 на с. 11 в рабочей тетради № 2.
– Сколько лет брату? Сколько лет сестре? Кто старше?
– А кто моложе или младше?
– Как узнать, на сколько лет брат моложе сестры?
– Назовите большее число. Назовите меньшее число.
– Что нужно записать?
– На сколько лет брат моложе сестры?
– Как узнали?
– Что нужно сделать, чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
VI. Самостоятельная работа.
12 – 5 9 + 4 11 – 6 13 – 4
6 + 8 7 + 6 14 – 5 15 – 6
VII. Итог урока.
– Сформулируйте правило сравнения чисел.
– Для чего нужно это правило?
Урок 95
На сколько больше или меньше
Цел и: формировать умение сравнивать два числа, применяя вычитание; уметь формулировать правило сравнения чисел.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Арифметический диктант.
(Записать только ответы в столбики.)
6 + 4 11 – 4 8 + 6
7 – 5 3 + 9 10 – 3
11 – 3 8 + 3 12 – 5
8 + 5 14 – 6 7 + 4
15 + 0 10 – 4 9 + 6
Ответы:
10 6 14
2 12 7
8 11 7
13 8 11
15 6 15
Проверка. Дети читают ответы по столбикам; зеленой ручкой проверяют; если все верно, ставят букву «М».
2. Выполнение заданий 6, 7, 10 на с. 13 в рабочей тетради № 2.
III. Решение задач.
– Расскажите, что нужно делать, чтобы узнать, на сколько одно число меньше или больше другого.
– Будем сравнивать числа: 6, 2, 4.
– 6 больше 2 на 4. Как узнали, что 6 больше 2 на 4? (Из большего числа отняли меньшее.)
– Назовите большее число. (6.) Назовите меньшее число. (2.)
– Как записали? (6 – 2 = 4 и т. д.)
– Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
1. Выполнение задания 3 на с. 84 учебника.
– Как узнать, на сколько 3 меньше 5?
– Назовите большее число. (5.) Назовите меньшее число. (3.)
– Что нужно записать? (5 – 3 = 2.)
– На сколько 3 меньше 5? (На 2.) Как узнали?
Аналогичная работа ведется с другими числами.
2. Сравнение чисел в задании 3 на с. 84 в рабочей тетради № 2.
– Надо сравнить числа 5 и 7. Первое стоит число 5, а потом 7, значит, отношение будет «меньше».
– 5 меньше 7 на 2, так как 7 – 5 = 2.
– Числа 9 и 4. Какое будет отношение? (Больше.)
– Как узнать, на сколько 9 больше 4?
– Назовите большее число. (9.) Назовите меньшее число. (4.)
– Что надо записать? (9 – 4 = 5.)
– На сколько 9 больше 4? (На 5.)
С остальными числами проводится аналогичная работа.
3. Сравнение чисел в заданиях 4, 5 на с. 85 учебника.
– Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
IV. Повторение.
Решение задачи с помощью фишек (задача 8 на с. 14 в рабочей тетради № 2).
V. Итог урока.
– Что нужно знать о сравнении чисел?
Урок 96
Увеличение числа
на несколько единиц
Цел и: научить решать задачи с отношением «больше на 4»; формировать умение сравнивать числа, применяя вычитание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Сравнение чисел в задании 7 на с. 85 учебника.
2. Выполнение заданий 4–6 на с. 16 в рабочей тетради № 2.
3. Игра «Математический спринт»
5 + 4 7 + 6 13 – 4
9 – 3 5 + 6 12 – 6
8 + 6 10 – 8 9 + 3
5 + 7 10 – 7 5 + 6
12 – 4 14 – 10 6 + 4
15 – 6 14 – 4 10 – 9
Дата: 2018-12-28, просмотров: 228.