Метод абсолютных разниц с использованием процентных чисел
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пример 9. На основе приведенных ниже данных рассчитать влияние изменения по товарной структуре реализации на уровень и сумму валовой прибыли предприятия. Сделать выводы по результатам проведенного анализа.

Таблица А – Исходные данные за отчетный период

Товарные группы

Выручка от продажи товаров,

тыс. руб.

Средний уровень валовой прибыли за предшествующий период, %

фактически за предшествующий период фактически за отчетный период
А 1 2 3
Продовольственные товары 40 000 50 000 25,0
Непродовольственные товары 60 000 50 000 40,0
Итого 100 000 100 000 ?

Таблица Б – Анализ влияния изменения структуры товарооборота на средний уровень валовой прибыли торговой организации за отчетный период

Товарные группы

Структура товарооборота, %

Средний уровень валовой прибыли за предшествующий период, %

Процентные числа, %%

Величина влияния структуры товарооборота на средний уровень валовой прибыли, %

(∆УВП (d))

фактически за предшествующий период фактически за отчетный период Абсолютное изменение (+;-)
А 1 2 3 4 5 (3·4) 6
Продовольственные товары 40,00 50,00 10,00 25,0 250,0 х
Непродовольственные товары 60,00 50,00 -10,00 40,0 -400,0 х
Итого 100,00 100,00 - 34,0 -150,0 -1,5

Примечания.

Стр. 3 гр. 6 определяется согласно следующей методике:

стр. 3 гр. 5:100 % = -150:100 = -1,5 %.

2. Средний уровень валовой прибыли (стр.3 гр.4) определяется по формуле средней арифметической взвешенной:

0 = S УВП 0· di 0 = 25 %·40 % + 40 %·60 % = 34,0 %.

             S di 0                    100 %

3. Изменение суммы валовой прибыли за счет структуры товарооборота (∆ВП (d)) определяется исходя из формулы:

∆ВП (d) = (∆УВП (d) ·ВР1) : 100% = -1,5%·100 000 тыс. руб.:100 % = -1500 тыс. руб.

В связи с изменением структуры реализации товаров в сторону уменьшения на 10 % удельного веса реализации товаров непродовольственной группы, которые имели наибольшую долю реализованной торговой наценки в обороте организации предшествующего периода – 40 %, наметилась негативная тенденция в динамике финансовых результатов деятельности анализируемого предприятия. А именно: средний уровень валовой прибыли снизился на 1,5 %, следствием чего явилось уменьшение на 1 500 тыс. руб. прибыли предприятия.

Таким образом, за исследуемый период структура реализации товаров, с точки зрения формирования финансовых результатов, ухудшилась.

 

Пример 9.1. На основе приведенных ниже данных рассчитать влияние изменения по товарной структуре реализации на уровень и сумму валовой прибыли предприятия. Сделать выводы по результатам проведенного анализа.

Таблица А – Исходные данные за отчетный период

Товарные группы

Выручка от продажи товаров,

тыс. руб.

Средний уровень валовой прибыли за предшествующий период, %

фактически за предшествующий период фактически за отчетный период
А 1 2 3
Продовольственные товары 28599 301257 24
Непродовольственные товары 12548 10265 32
Итого      

Таблица БАнализ влияния изменения структуры товарооборота на средний уровень валовой прибыли торговой организации за отчетный период

Товарные группы

Структура товарооборота, %

Средний уровень валовой прибыли за предшествующий период, %

Процентные числа, %%

Величина влияния структуры товарооборота на средний уровень валовой прибыли, %

(∆УВП (d))

фактически за предшествующий период фактически за отчетный период Абсолютное изменение (+;-)
А 1 2 3 4 5 (3·4) 6
Продовольственные товары            
Непродовольственные товары            
Итого            

 

Пример 11. Рассчитать, как изменения структуры товарооборота (выручки от реализации) повлияют на средний уровень дохода. В расчетах используйте метод процентных чисел (табл. А).

 

Таблица А -Анализ влияния структуры товарооборота на уровень валового дохода товарного предприятия

Товарные группы

Товарооборот, тыс.руб.

Удельный вес в товарообороте, %

Уровень валового дохода прошлого года, %

Процентные числа

гр.6*гр.7

Изменение среднего уровня валового дохода предприятия за счет изменения структуры товарооборота

Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год Отклонение отчетного года от прошлого
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 9633 11683 15 16,2 1,2 25,7 30,84 -
2 12843 13125 20 18,2 -1,8 26,4 -47,52 -
3 16054 15721 25 21,8 -3,2 21,3 -68,16 -
4 6422 7861 10 10,9 0,9 45,1 40,59 -
5 19265 23726 30 32,9 2,9 27,1 78,59 -
ИТОГО 64217 72116 100 100 - 27,1 34,34 0,34

Расчеты показали, что увеличение удельного веса в товарообороте предприятия товарных групп с самым высоким уровнем валового дохода (4-я и 5-я группы) обусловили прирост на 0,34% к товарообороту среднего уровня валового дохода в целом по предприятию. Это обеспечило ему получение дополнительной суммы валового дохода в размере 245 тыс. руб. (72116*0,34/100).

 

Таблица Б - Анализ влияния изменения уровня валового дохода по товарным группам на средний уровень дохода торгового предприятия

Товарные группы

Уровень валового дохода прошлого года, %

Удельный вес в товарообороте отчетного года, %

Процентные числа (гр.4*гр.5)

Влияние на средний уровень валового дохода предприятия изменения уровня дохода по товарным группам

Прошлый год Отчетный год Отклонение отчетного года от прошлого
1 2 3 4 5 6 7
1 25,7 25,4 -0,3 16,2 -4,86 -
2 26,4 26,2 -0,2 18,2 -3,64 -
3 21,3 20,8 -0,5 21,8 -10,9 -
4 45,1 43,2 -1,9 10,9 -20,71 -
5 27,1 29,1 2,0 32,9 65,8 -
ИТОГО 27,1 27,7 - 100 25,69 0,26

Расчеты показали, что увеличение уровня валового дохода за счет повышения доли товарной группы с самым высоким уровнем валового дохода (5-я группа) обусловили прирост на 0,26% среднего уровня валового дохода к товарообороту в целом по предприятию. Это обеспечило ему получение дополнительной суммы валового дохода в размере 187,5 тыс. руб. (72116*0,26/100).

Задача 11.1. Рассчитать, как изменения структуры товарооборота (выручки от реализации) повлияют на повлияют на средний уровень дохода. В расчетах используйте метод процентных чисел (табл. А).

Таблица А - Анализ влияния структуры товарооборота на уровень валового дохода товарного предприятия

Товарные группы

Товарооборот, тыс. руб.

Валовой доход, тыс. руб.

Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год
1 1250 1203 290 320
2 2220 2350 356 361
3 548 550 110 102
4 1241 1220 298 286
5 3025 3012 726 729

Метод процентных чисел

Пример 12 . Менеджеру экономического отдела магазина “SONY” было поручено рассчитать, как за анализируемый период на среднюю частоту завоза бытовой техники влияют частота завоза по отдельным видам техники и структура их завоза. Исходные данные для расчета приведены в табл. А.

 

Таблица А –Исходные данные

Наименование бытовой техники

Объем завоза бытовой техники, усл. ед.

Частота завоза бытовой техники, дни

план факт план факт
1 2 3 4 5
Стиральные машины 3200 3500 22 20
Холодильники 4200 3800 30 25
Телевизоры 1800 2150 14 10
Микроволновые печи 1890 1500 16 12
Электрические плиты 2150 2600 25 13
Чайники 450 300 15 10

Решение

1. Определим объем завоза бытовой техники в магазин “SONY” соответственно по плану и фактически:

3200 + 4200 + 1800 + 1890 + 2150 + 450 = 13690;

3500 + 3800 + 2150 + 1500 + 2600 + 300 = 13850.

2. Определи структуру завоза бытовой техники магазина «Sony»:

По плану: 3200:13690*100=23%

4200:13690*100=31%

1800:13690*100=13%

1890:13690*100=14%

2150:13690*100=16%

450:13690*100=3%.

фактически: 3500:13850*100=25%

3800:13850*100=27%

2150:13850*100=16%

1500:13850*100=11%

2600:13850*100=19%

300:13850*100=2%

3.Определим процентные числа для факторного анализа:

По плану 22*23=506

30*31=930

14*13=182

16*14=224

25*16=400

15*3=45

фактически: 20 *· 25 = 500; 25 * 27 = 675; 10 *· 16 = 160;

12*·11 = 132; 13* 19 = 247; 10* 2 = 20;

по промежуточному расчету: 22 * 25 = 550; 30 * 27 = 810;

14* 16 = 224; 16 *· 11 = 176; 25* 19 = 475; 15* 2 = 30.

Полученные суммы процентных чисел разделим на 100 и получим среднюю частоту завоза бытовой техники в магазин (результативный показатель): по плану: 2287: 100 = 22,87; фактически: 1734 : 100 = 17,34; при плановой частоте завоза и фактической структуре завоза: 2265: 100 = 22,65.

4. Рассчитаем влияние факторов на изменение средней частоты завоза:

17,34 - 22,87 = -5,53, в том числе за счет изменения факторов структуры завоза бытовой техники:22,65 - 22,87 = -0,22, за счет изменения факторов частоты завоза по отдельным видам бытовой техники:17,34 - 22,65 = -5,31. Результаты расчетов занесем в табл. Б.

Вывод. Расчеты менеджера магазина “SONY” показали, что средняя частота завоза бытовой техники увеличилась на 5,53 дней (с 22,87 до 17,34). Это изменение результативного показателя (средней частоты завоза) обусловлено действием следующих факторов:

-. изменение частоты завоза по отдельным видам бытовой привело к увеличению средней частоты завоза на 5,31 дней (17,34 - 22,65);

-. за счет изменения структуры завоза бытовой техники в магазин результативный показатель увеличился на 0,22 дня (22,65 - 22,87).

Таблица –Обобщенные данные

Наименование бытовой техники

Объем завоза бытовой техники, усл. ед.

Частота завоза бытовой техники, дни

Структура завода.%

Процентные числа

Общее отклонение в завозе товара

Отклонение за счет изменения в завозе

план факт план факт план факт план промежуточные факт структуры частоты
Стир.машины 3200 3500 22 20 23 25 506 550 500 -2    
Холодильник 4200 3800 30 25 31 27 90 810 675 -5    
Телевизоры 1800 2150 14 10 13 16 182 224 160 -4    
Микров. печи 1890 1500 16 12 14 11 224 176 132 -4    
Электроплит 2150 2600 25 13 16 19 400 475 247 -12    
Чайники 450 300 15 10 3 2 45 30 20 -5    
Итого 13690 13850     100 100 22,87 22,65 17,34 -5,53 -0,22 -5,31

Пример 12 .1. Менеджеру экономического отдела магазина “Самсунг” было поручено рассчитать, как за анализируемый период на среднюю частоту завоза бытовой техники влияют частота завоза по отдельным видам техники и структура их завоза. Исходные данные для расчета приведены в табл. А.

 

Таблица А –Исходные данные

Наименование бытовой техники

Объем завоза бытовой техники, усл. ед.

Частота завоза бытовой техники, дни

план факт план факт
1 2 3 4 5
Стиральные машины 120 150 10 8
Холодильники 150 140 20 22
Телевизоры 200 120 25 27
Микроволновые печи 100 90 11 12
Электрические плиты 120 240 20 22
Чайники 258 308 22 23

 

Метод относительных разниц

Задача 13.  Проведите факторный анализ влияния различных показателей на объем производства продукции в стоимостном выражении. ИСПОЛЬЗУЙТЕ СПОСОБ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ РАЗНИЦ

Таблица А –Исходные данные

Показатели План Факт Отклонение
Выпуск продукции, тыс. руб. у0 = 19800 тыс.руб. у1 = 16118,55 тыс.руб. Δу= -3681,450 тыс.руб.
Численность рабочих, чел. а0 = 160 а1 = 153 Δу а=-866250
Количество дней, отработанных в среднем одним рабочим за год, дни b0 = 225 b1 = 215 Δу b=-841500
Дневная выработка одного работника, руб. с0 = 550 с1 = 490 Δуc= -1973700

План: = 160*225*550=19800000 рублей = 19800 тыс.рублей

Факт : 153*215*490=16118550 рублей = 16118,55 тыс.рублей

Проверяем

Вывод: как видно из таблицы, сократившийся выпуск продукции вызван сокращением рабочих , снижением количества рабочих дней и дневной выработки 1 работника рублей.

Задача 13.1.  Проведите факторный анализ влияния различных показателей на объем производства продукции в стоимостном выражении. Используйте способ относительных разниц

Таблица А –Исходные данные

Показатели План Факт Отклонение
Численность рабочих, чел. а0 = 200 а1 = 210  
Количество дней, отработанных в среднем одним рабочим за год, дни b0 = 230 b1 = 235  
Дневная выработка одного работника, руб. с0 = 480 с1 = 475  
Выпуск продукции, тыс. руб.      

Пример 14. Указанная тенденция свидетельствует об интенсивном характере хозяйственного развития исследуемой организации, что заслуживает положительной оценки, так как способствует относительной экономии ее ресурсов.

Таблица А - Данные для факторного анализа

Показатели Запланированное значение Фактическое значение
Объем производства, млн. руб. 5000 6210
Среднегодовая стоимость основных средств, млн.руб. 25 27
Фондоотдача, руб. 200 230

Итак, на первом шаге нам нужно рассчитать относительные приросты факторов.

ΔотнЧ=((Чфакт план)/Чплан)* 100= ((27 - 25)/25) • 100 = 8;

Δотн В=((Вфактплан)/Вплан)*100= ((230-200)/200)*100=15.

Относительное изменение среднегодовой стоимости основных средств составило 8 %, а относительное изменение фондоотдачи составило 15%.

Второй шаг. Находим влияние первого фактора на величину результативного показателя. В нашем случае — как изменится объем производства в случае, если стоимость основных средств увеличится на 2 млн. руб. Мы должны умножить плановую величину объема производства на относительный прирост основных средств и разделить полученное число на 100.

ΔОП(Ч) = ОПплан* ΔотнЧ;

ΔОП(Ч) = 5000 • 8/100 = 400.

Вывод: увеличение среднегодовой стоимости основных средств на 2 млн. руб. привело к тому, что объем производства увеличился на 400 млн. руб.

Третий шаг. Мы продолжаем последовательно рассматривать факторы в нашей модели. Теперь находим влияние второго фактора на величину результативного показателя. В нашем примере — как изменится объем производства в случае, если увеличится фондооотдачи (на 30 млн. руб.). Мы должны умножить сумму плановой величины результативного показателя (объема производства) и влияния первого фактора (среднегодовой стоимости основных средств) на относительный прирост второго фактора (фондоотдачи) и полученную цифру разделить на 100:

ΔОП (В)= ((ОПплан+ΔОП(Ч)) *ΔотнВ)/100;

ΔОП (В)= ((5000+400) • 15)/100 = 810.

Вывод: увеличение фондоотдачи привело к увеличению объема производства на 810 млн. руб.

Четвертый шаг. Проверка. Алгебраическая сумма влияния факторов при использовании данного метода обязательно должна быть равна общему приросту результативного показателя. Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в расчетах.

ОПфакт- ОПплан=6210-5000=1210;

ΔОП(Ч) +ΔОП(В) =400 + 810 = 1210.

Пример 14.1 Указанная тенденция свидетельствует об интенсивном характере хозяйственного развития исследуемой организации, что заслуживает положительной оценки, так как способствует относительной экономии ее ресурсов.

Таблица А - Данные для факторного анализа

Показатели Запланированное значение Фактическое значение
Объем производства, млн. руб. 125125 125406
Среднегодовая стоимость основных средств, млн.руб. 2375 2254
Фондоотдача, руб.    

Метод процентных разниц

 

Пример 15. Для удобства вычислений значения необходимых для факторного ана­лиза показателей занесем в табл. 1, в которой выполним все расчеты.

 

Таблица 1- Расчет влияния среднесписочной численности и выработки на выпуск продукции методом процентных разниц

Показатели Базисный период (0) Отчетный период (1) Темп динамики, % Разность процентов, % Размер влияния фактора, тыс. руб.
Среднесписочная численность персонала (Ч), чел. 15,0 16,0 106,67 106,67 – 100,00 = +6,67 4800*(+6,67/ 100) = 320,16
Выработка на одного работника (В), тыс. руб. 320 370 115,63 115,63 – 106,67 = +8,96 4800*(+8,96/ 100) = 430,08
Объем выпуска продукции (ВП), тыс. руб. 4800 5920 123,33 123,33 – 115,63 = +7,70 4800*(+7,70/ 100) = 369,60

Пример 15.1 Для удобства вычислений значения необходимых для факторного ана­лиза показателей занесем в табл. 1, в которой выполним все расчеты.

 

Таблица 1- Расчет влияния среднесписочной численности и выработки на выпуск продукции методом процентных разниц

Показатели Базисный период (0) Отчетный период (1) Темп динамики, % Разность процентов, % Размер влияния фактора, тыс. руб.
Среднесписочная численность персонала (Ч), чел. 25,0 23,0      
Выработка на одного работника (В), тыс. руб. 560 620      
Объем выпуска продукции (ВП), тыс. руб.          

Балансовый метод

Широко используется при анализе обеспеченности предприятий трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьём топливом.

 

Пример 16.  

Мясоперерабатывающий комбинат занимается производством колбасы. На начало года остаток готовой продукции составлял 600 тыс. руб. В течение года было выпущено колбасы на сумму 98000 тыс. руб. остаток готовой продукции на конец года составил 750 тыс. руб. Определите объем реализации продукции за год (выручка определяется по отгрузке).

Алгоритм решения

а) Составляем товарный баланс, который имеет вид:

ОТнг+ТП=РП+ОТкг, где

ОТнг , О кг – остатки товара на начало и конец года соответственно;

ТП – объем товарной продукции

РП – объем реализованной продукции

б) Расчет объема реализованной продукции. Выражаем из формулы товарного баланса объем реализованной продукции.

РП=ОТнг+ТП-ОТкг=600+98000-750=97850 тыс. руб.

Пример 16. Определите объем реализации продукции за год (выручка определяется по отгрузке). Сделайте анализ.

 

Таблица 1 - Анализ реализации продукции балансовым методом

Показатели План Факт Абсолютное отклонение Относительное отклонение,%
1. Остатки товара на начало года 10200 10000    
2. Поступление товара 14500 16120    
3. Прочий расход товара 800 806    
4. Остаток товара на конец года 7700 8000    
5. Реализация товара        

Способ балансовой увязки

Задача 17. Определить объем реализации товаров за анализируемый период, используя данные табл.4.

Рассчитать влияние элементов товарного баланса на изменение объема реализации товаров (изучаемый показатель).

Решение . Для определения объема реализации товаров за период используем формулу товарно-сырьевого баланса:

 Зн +П=Р+В+У+Зк, где У — уценка.

Р=Зн+П-В-Зк

Модель результативного показателя (Р) — аддитивная. В данном случае уценки товаров не происходит.

С помощью этой формулы найдем реализацию товаров за базисный и отчетный периоды и заполним табл. 1

Таблица 1– Исходные данные тыс. руб.

Показатели  Обозначение  План Факт
Запасы товаров (сырья) на начало периода Зн 130 139
Поступление товаров (сырья) за период П 1900 1340
Выбытие товаров (сырья) В 20 30
Запасы товаров (сырья) на конец периода Зк 154 120
Реализация за период Р    

Таблица 2 – Обобщающие данные, тыс. руб.

Показатели

 Обозначение

 План

Факт

Отклонение

абсолютное,+- относительное,%
1 2 3 4 5=4-3 6=5/3*100
Запасы товаров (сырья) на начало периода Зн 130 139 9 6,92
Поступление товаров (сырья) за период П 1900 1340 -560 -29,47
Реализация за период Р 1856 1329 -527 -28,39
Выбытие товаров (сырья) В 20 30 10 50
Запасы товаров (сырья) на конец периода Зк 154 120 -34 -22,08

Для проведения факторного анализа используем метод цепных подстановок:

Р0= Зн000-Зк0=130+1900-20-154=1856 тыс. руб.

Р01= Зн100-Зк0=139+1900-20-154=1865 тыс. руб.

Р02= Зн110-Зк0=139+1340-20-154=1305 тыс. руб.

Р03= Зн111-Зк0=139+1340-30-154=1295 тыс. руб.

Р1= Зн111-Зк1=139+1340-30-120=1329 тыс. руб.

∆ Рзн= Р01- Р0=1865-1856=9 тыс. руб.

∆ Рп= Р02- Р01=1305-1865 =-560 тыс. руб.

∆ Рв= Р03- Р02=1295-1305 =-10 тыс. руб.

∆ Рзк= Р1- Р03=1329-1295 =34 тыс. руб.

∆ Р= Р1- Р0=1329-1856=∆ Рзн+∆ Рп+∆ Рв+∆ Рзк=9-560-10+34=-527 тыс. руб.

Вывод. Для решения задачи построена аддитивная модель на базе формулы товарно-сырьевого баланса. Для определения влияния факторов на результативный показатель использован метод цепных подстановок.

Расчетами установлено: недовыполнение плана по объему реализации товаров на 527 тыс. руб. обусловлено действием следующих факторов:

-увеличение запасов товаров на начало периода на 9 тыс. руб. и уменьшение их на конец периода на 34 тыс. руб привели к увеличению объема реализации на 43 тыс. руб.;

-уменьшение поступления товаров за период на 560 тыс. руб. и рост их выбытия на 10 тыс. грн привели к уменьшению объема реализации на 570 тыс. руб. Эту задачу можно решить также методом прямого счета (по абсолютному отклонению факторов товарного баланса с учетом аддитивной модели и знаков в ней).

Задача 17.1 Определить объем реализации товаров за анализируемый период, используя данные табл.3

Таблица 1– Исходные данные тыс. руб.

Показатели  Обозначение  План Факт
Запасы товаров (сырья) на начало периода Зн 126 144
Поступление товаров (сырья) за период П 12564 13375
Выбытие товаров (сырья) В 125 102
Запасы товаров (сырья) на конец периода Зк 99 102
Реализация за период Р    

Рассчитать влияние элементов товарного баланса на изменение объема реализации товаров (изучаемый показатель).

Метод Дельфи

Пример 18. Выполнить комплексную оценку совокупности изучаемых объектов и сравнительный анализ хозяйственной деятельности с использованием метода Дельфи.

Таблица 1 – Матрица исходных данных,%

Предприятие

Степень выполнения плана

Динамика

дохода от реализации товаров чистой прибыли производительности труда фондоотдачи основных средств оборотных средств
А 102,5 84,4 98,6 119,1 103,1
Б 87,3 47,2 86,2 104,5 94,0
В 95,7 104,5 106,7 74,3 111,2
Г 110,6 114,7 105,9 87,7 106,3
Д 106,2 96,0 111,5 98,6 88,9
Е 113,0 90,3 102,3 114,2 64,0
Ж 104,3 60,1 104,7 90,0 102,7

Решение. Найдем максимальное значение по каждому изучаемому показателю и выделим его в матрице исходных данных (табл. 1).

Значение каждого показателя из матрицы исходных данных разделим на максимальное значение изучаемого показателя. Например, по степени выполнения плана товарооборота 102,5: 113 = 0,907 и т. д.

Результаты полученных расчетов внесем в матрицу координат (табл. 2).

Таблица 2- Матрица координат

Предприятие

Степень выполнения плана

Динамика

дохода от реализации товаров чистой прибыли производительности труда фондоотдачи основных средств оборотных средств
А 0,907 0,736 0,884 1,0 0,927
Б 0,773 0,412 0,773 0,877 0,845
В 0,847 0,911 0,957 0,624 1,0
Г 0,97 1,0 0,950 0,736 0,956
Д 0,940 0,837 1,0 0,828 0, 799
Е 1,0 0,787 0,917 0,959 0,576
Ж 0,923 0,524 0,939 0,756 0,924

Значение каждого показателя в матрице координат возведем в квадрат и полученные данные внесем в матрицу квадратов (табл. 62).

Возведенные в квадрат данные по каждому показателю просуммируем по строке, т. е. по каждому изучаемому предприятию. Например, по предприятию А : 0,823 + 0,542 + 0,781+ 1,0 + 0,859 = 4,005 и т. д.

В матрице квадратов (табл. 3) по сумме баллов присвоено призовое место каждому предприятию, однако здесь не учитывалась значимость используемых оценочных показателей (все они считались равнозначными).

Для уточнения результатов присуждения призового места воспользуемся экспертной оценкой значимости каждого взятого для расчетов показателя и заполним табл. 3.

Справка. Для оценки значимости показателя эксперты используют пятибалльную шкалу:

Доход от реализации товаров 4,5

Чистая прибыль 5

Производительность труда работников 4

Фондоотдача основных фондов 2

Оборачиваемость оборотных средств 3.

Таблица 3 – Матрица квадратов

Предприятие

Степень выполнения плана

Динамика

Сумма баллов

Призовое место

дохода от реализации товаров чистой прибыли производительности труда фондоотдачи основных средств оборотных средств
А 0,823 0,542 0,781 1,0 0,859 4,005 2
Б 0,597 0,170 0,598 0,769 0,714 2,848 7
В 0,717 0,830 0,916 0,389 1,0 3,852 4
Г 0,958 1,0 0,903 0,542 0,914 4,317 1
Д 0,884 0,701 1,0 0,89 0,638 3,909 3
Е 1,0 0,619 0,841 0920 0,332 3,712 5
Ж 0,852 0,276 0,882 0,572 0,854 3,436 6

Таблица 3 – Матрица взвешенных величин

Предприятие

Степень выполнения плана

Динамика

Сумма баллов

Призовое место

дохода от реализации товаров чистой прибыли производительности труда фондоотдачи основных средств оборотных средств
А 3,704 2,710 3,124 2,000 2,577 14,115 4
Б 2,687 0,850 2,392 1,538 2,142 9,609 7
В 3,227 4,150 3,664 0,778 3,000 14,819 2
Г 4,311 5,00 3,612 1,084 2,742 16,749 1
Д 3,978 3,505 4,000 1,372 1,914 14,769 3
Е 4,500 3,095 3,364 1,840 0,996 13,795 5
Ж 3,834 1,380 3,528 1,144 2,562 12,448 6

Взвесим данные из матрицы квадратов по балльной оценке каждого показателя и просуммируем полученные данные по каждому изучаемому предприятию (по строке). Например, по предприятию А : 0,823 ⋅ 4,5 + 0,542 ⋅ 5 + 0,781 ⋅ 4 + 1 ⋅ 2 + 0,859 ⋅ 3 = 14,115 и т. д.

Сравним призовые места, рассчитанные без экспертной оценки показателей, с призовыми местами, рассчитанными с учетом экспертной оценки, и заполним табл. 4.

Таблица 4 – Сравнительные данные призового места

Предприятие

Призовое место,. рассчитанное

без учета экспертной оценки с учетом экспертной оценки
А 2 4
Б 7 7
В 4 2
Г 1 1
Д 3 3
Е 5 5
Ж 6 6

 

Вывод. Для проведения сравнительной оценки семи предприятий использовано пять оценочных показателей. Расчеты, проведенные с использованием метода математического анализа, показали, что более точное распределение мест дал метод Дельфи, где учтена значимость показателей, используемых для сравнительной оценки предприятий.

Пример 18.1. Выполнить комплексную оценку совокупности изучаемых объектов и сравнительный анализ хозяйственной деятельности с использованием метода Дельфи.

Таблица 1 – Матрица исходных данных,%

Предприятие

Степень выполнения плана

Динамика

дохода от реализации товаров чистой прибыли производительности труда фондоотдачи основных средств оборотных средств
А 110 85 56 120 110
Б 85 45 88 112 88
В 89 99 75 98 65
Г 112 101 99 75 75
Д 118 105 104 86 49
Е 105 112 110 48 112
Ж 102 87 86 59 157

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 724.