Пример 9. На основе приведенных ниже данных рассчитать влияние изменения по товарной структуре реализации на уровень и сумму валовой прибыли предприятия. Сделать выводы по результатам проведенного анализа.
Таблица А – Исходные данные за отчетный период
Товарные группы | Выручка от продажи товаров, тыс. руб. | Средний уровень валовой прибыли за предшествующий период, % | |
фактически за предшествующий период | фактически за отчетный период | ||
А | 1 | 2 | 3 |
Продовольственные товары | 40 000 | 50 000 | 25,0 |
Непродовольственные товары | 60 000 | 50 000 | 40,0 |
Итого | 100 000 | 100 000 | ? |
Таблица Б – Анализ влияния изменения структуры товарооборота на средний уровень валовой прибыли торговой организации за отчетный период
Товарные группы | Структура товарооборота, % | Средний уровень валовой прибыли за предшествующий период, % | Процентные числа, %% | Величина влияния структуры товарооборота на средний уровень валовой прибыли, % (∆УВП (d)) | ||
фактически за предшествующий период | фактически за отчетный период | Абсолютное изменение (+;-) | ||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 (3·4) | 6 |
Продовольственные товары | 40,00 | 50,00 | 10,00 | 25,0 | 250,0 | х |
Непродовольственные товары | 60,00 | 50,00 | -10,00 | 40,0 | -400,0 | х |
Итого | 100,00 | 100,00 | - | 34,0 | -150,0 | -1,5 |
Примечания.
Стр. 3 гр. 6 определяется согласно следующей методике:
стр. 3 гр. 5:100 % = -150:100 = -1,5 %.
2. Средний уровень валовой прибыли (стр.3 гр.4) определяется по формуле средней арифметической взвешенной:
0 = S УВП 0· di 0 = 25 %·40 % + 40 %·60 % = 34,0 %.
S di 0 100 %
3. Изменение суммы валовой прибыли за счет структуры товарооборота (∆ВП (d)) определяется исходя из формулы:
∆ВП (d) = (∆УВП (d) ·ВР1) : 100% = -1,5%·100 000 тыс. руб.:100 % = -1500 тыс. руб.
В связи с изменением структуры реализации товаров в сторону уменьшения на 10 % удельного веса реализации товаров непродовольственной группы, которые имели наибольшую долю реализованной торговой наценки в обороте организации предшествующего периода – 40 %, наметилась негативная тенденция в динамике финансовых результатов деятельности анализируемого предприятия. А именно: средний уровень валовой прибыли снизился на 1,5 %, следствием чего явилось уменьшение на 1 500 тыс. руб. прибыли предприятия.
Таким образом, за исследуемый период структура реализации товаров, с точки зрения формирования финансовых результатов, ухудшилась.
Пример 9.1. На основе приведенных ниже данных рассчитать влияние изменения по товарной структуре реализации на уровень и сумму валовой прибыли предприятия. Сделать выводы по результатам проведенного анализа.
Таблица А – Исходные данные за отчетный период
Товарные группы | Выручка от продажи товаров, тыс. руб. | Средний уровень валовой прибыли за предшествующий период, % | |
фактически за предшествующий период | фактически за отчетный период | ||
А | 1 | 2 | 3 |
Продовольственные товары | 28599 | 301257 | 24 |
Непродовольственные товары | 12548 | 10265 | 32 |
Итого |
Таблица Б – Анализ влияния изменения структуры товарооборота на средний уровень валовой прибыли торговой организации за отчетный период
Товарные группы | Структура товарооборота, % | Средний уровень валовой прибыли за предшествующий период, % | Процентные числа, %% | Величина влияния структуры товарооборота на средний уровень валовой прибыли, % (∆УВП (d)) | ||
фактически за предшествующий период | фактически за отчетный период | Абсолютное изменение (+;-) | ||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 (3·4) | 6 |
Продовольственные товары | ||||||
Непродовольственные товары | ||||||
Итого |
Пример 11. Рассчитать, как изменения структуры товарооборота (выручки от реализации) повлияют на средний уровень дохода. В расчетах используйте метод процентных чисел (табл. А).
Таблица А -Анализ влияния структуры товарооборота на уровень валового дохода товарного предприятия
Товарные группы | Товарооборот, тыс.руб. | Удельный вес в товарообороте, % | Уровень валового дохода прошлого года, % | Процентные числа гр.6*гр.7 | Изменение среднего уровня валового дохода предприятия за счет изменения структуры товарооборота | |||
Прошлый год | Отчетный год | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение отчетного года от прошлого | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 9633 | 11683 | 15 | 16,2 | 1,2 | 25,7 | 30,84 | - |
2 | 12843 | 13125 | 20 | 18,2 | -1,8 | 26,4 | -47,52 | - |
3 | 16054 | 15721 | 25 | 21,8 | -3,2 | 21,3 | -68,16 | - |
4 | 6422 | 7861 | 10 | 10,9 | 0,9 | 45,1 | 40,59 | - |
5 | 19265 | 23726 | 30 | 32,9 | 2,9 | 27,1 | 78,59 | - |
ИТОГО | 64217 | 72116 | 100 | 100 | - | 27,1 | 34,34 | 0,34 |
Расчеты показали, что увеличение удельного веса в товарообороте предприятия товарных групп с самым высоким уровнем валового дохода (4-я и 5-я группы) обусловили прирост на 0,34% к товарообороту среднего уровня валового дохода в целом по предприятию. Это обеспечило ему получение дополнительной суммы валового дохода в размере 245 тыс. руб. (72116*0,34/100).
Таблица Б - Анализ влияния изменения уровня валового дохода по товарным группам на средний уровень дохода торгового предприятия
Товарные группы | Уровень валового дохода прошлого года, % | Удельный вес в товарообороте отчетного года, % | Процентные числа (гр.4*гр.5) | Влияние на средний уровень валового дохода предприятия изменения уровня дохода по товарным группам | ||
Прошлый год | Отчетный год | Отклонение отчетного года от прошлого | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 25,7 | 25,4 | -0,3 | 16,2 | -4,86 | - |
2 | 26,4 | 26,2 | -0,2 | 18,2 | -3,64 | - |
3 | 21,3 | 20,8 | -0,5 | 21,8 | -10,9 | - |
4 | 45,1 | 43,2 | -1,9 | 10,9 | -20,71 | - |
5 | 27,1 | 29,1 | 2,0 | 32,9 | 65,8 | - |
ИТОГО | 27,1 | 27,7 | - | 100 | 25,69 | 0,26 |
Расчеты показали, что увеличение уровня валового дохода за счет повышения доли товарной группы с самым высоким уровнем валового дохода (5-я группа) обусловили прирост на 0,26% среднего уровня валового дохода к товарообороту в целом по предприятию. Это обеспечило ему получение дополнительной суммы валового дохода в размере 187,5 тыс. руб. (72116*0,26/100).
Задача 11.1. Рассчитать, как изменения структуры товарооборота (выручки от реализации) повлияют на повлияют на средний уровень дохода. В расчетах используйте метод процентных чисел (табл. А).
Таблица А - Анализ влияния структуры товарооборота на уровень валового дохода товарного предприятия
Товарные группы | Товарооборот, тыс. руб. | Валовой доход, тыс. руб. | ||
Прошлый год | Отчетный год | Прошлый год | Отчетный год | |
1 | 1250 | 1203 | 290 | 320 |
2 | 2220 | 2350 | 356 | 361 |
3 | 548 | 550 | 110 | 102 |
4 | 1241 | 1220 | 298 | 286 |
5 | 3025 | 3012 | 726 | 729 |
Метод процентных чисел
Пример 12 . Менеджеру экономического отдела магазина “SONY” было поручено рассчитать, как за анализируемый период на среднюю частоту завоза бытовой техники влияют частота завоза по отдельным видам техники и структура их завоза. Исходные данные для расчета приведены в табл. А.
Таблица А –Исходные данные
Наименование бытовой техники | Объем завоза бытовой техники, усл. ед. | Частота завоза бытовой техники, дни | ||
план | факт | план | факт | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Стиральные машины | 3200 | 3500 | 22 | 20 |
Холодильники | 4200 | 3800 | 30 | 25 |
Телевизоры | 1800 | 2150 | 14 | 10 |
Микроволновые печи | 1890 | 1500 | 16 | 12 |
Электрические плиты | 2150 | 2600 | 25 | 13 |
Чайники | 450 | 300 | 15 | 10 |
Решение
1. Определим объем завоза бытовой техники в магазин “SONY” соответственно по плану и фактически:
3200 + 4200 + 1800 + 1890 + 2150 + 450 = 13690;
3500 + 3800 + 2150 + 1500 + 2600 + 300 = 13850.
2. Определи структуру завоза бытовой техники магазина «Sony»:
По плану: 3200:13690*100=23%
4200:13690*100=31%
1800:13690*100=13%
1890:13690*100=14%
2150:13690*100=16%
450:13690*100=3%.
фактически: 3500:13850*100=25%
3800:13850*100=27%
2150:13850*100=16%
1500:13850*100=11%
2600:13850*100=19%
300:13850*100=2%
3.Определим процентные числа для факторного анализа:
По плану 22*23=506
30*31=930
14*13=182
16*14=224
25*16=400
15*3=45
фактически: 20 *· 25 = 500; 25 * 27 = 675; 10 *· 16 = 160;
12*·11 = 132; 13* 19 = 247; 10* 2 = 20;
по промежуточному расчету: 22 * 25 = 550; 30 * 27 = 810;
14* 16 = 224; 16 *· 11 = 176; 25* 19 = 475; 15* 2 = 30.
Полученные суммы процентных чисел разделим на 100 и получим среднюю частоту завоза бытовой техники в магазин (результативный показатель): по плану: 2287: 100 = 22,87; фактически: 1734 : 100 = 17,34; при плановой частоте завоза и фактической структуре завоза: 2265: 100 = 22,65.
4. Рассчитаем влияние факторов на изменение средней частоты завоза:
17,34 - 22,87 = -5,53, в том числе за счет изменения факторов структуры завоза бытовой техники:22,65 - 22,87 = -0,22, за счет изменения факторов частоты завоза по отдельным видам бытовой техники:17,34 - 22,65 = -5,31. Результаты расчетов занесем в табл. Б.
Вывод. Расчеты менеджера магазина “SONY” показали, что средняя частота завоза бытовой техники увеличилась на 5,53 дней (с 22,87 до 17,34). Это изменение результативного показателя (средней частоты завоза) обусловлено действием следующих факторов:
-. изменение частоты завоза по отдельным видам бытовой привело к увеличению средней частоты завоза на 5,31 дней (17,34 - 22,65);
-. за счет изменения структуры завоза бытовой техники в магазин результативный показатель увеличился на 0,22 дня (22,65 - 22,87).
Таблица –Обобщенные данные
Наименование бытовой техники | Объем завоза бытовой техники, усл. ед. | Частота завоза бытовой техники, дни | Структура завода.% | Процентные числа | Общее отклонение в завозе товара | Отклонение за счет изменения в завозе | ||||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | промежуточные | факт | структуры | частоты | ||
Стир.машины | 3200 | 3500 | 22 | 20 | 23 | 25 | 506 | 550 | 500 | -2 | ||
Холодильник | 4200 | 3800 | 30 | 25 | 31 | 27 | 90 | 810 | 675 | -5 | ||
Телевизоры | 1800 | 2150 | 14 | 10 | 13 | 16 | 182 | 224 | 160 | -4 | ||
Микров. печи | 1890 | 1500 | 16 | 12 | 14 | 11 | 224 | 176 | 132 | -4 | ||
Электроплит | 2150 | 2600 | 25 | 13 | 16 | 19 | 400 | 475 | 247 | -12 | ||
Чайники | 450 | 300 | 15 | 10 | 3 | 2 | 45 | 30 | 20 | -5 | ||
Итого | 13690 | 13850 | 100 | 100 | 22,87 | 22,65 | 17,34 | -5,53 | -0,22 | -5,31 |
Пример 12 .1. Менеджеру экономического отдела магазина “Самсунг” было поручено рассчитать, как за анализируемый период на среднюю частоту завоза бытовой техники влияют частота завоза по отдельным видам техники и структура их завоза. Исходные данные для расчета приведены в табл. А.
Таблица А –Исходные данные
Наименование бытовой техники | Объем завоза бытовой техники, усл. ед. | Частота завоза бытовой техники, дни | ||
план | факт | план | факт | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Стиральные машины | 120 | 150 | 10 | 8 |
Холодильники | 150 | 140 | 20 | 22 |
Телевизоры | 200 | 120 | 25 | 27 |
Микроволновые печи | 100 | 90 | 11 | 12 |
Электрические плиты | 120 | 240 | 20 | 22 |
Чайники | 258 | 308 | 22 | 23 |
Метод относительных разниц
Задача 13. Проведите факторный анализ влияния различных показателей на объем производства продукции в стоимостном выражении. ИСПОЛЬЗУЙТЕ СПОСОБ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ РАЗНИЦ
Таблица А –Исходные данные
Показатели | План | Факт | Отклонение |
Выпуск продукции, тыс. руб. | у0 = 19800 тыс.руб. | у1 = 16118,55 тыс.руб. | Δу= -3681,450 тыс.руб. |
Численность рабочих, чел. | а0 = 160 | а1 = 153 | Δу а=-866250 |
Количество дней, отработанных в среднем одним рабочим за год, дни | b0 = 225 | b1 = 215 | Δу b=-841500 |
Дневная выработка одного работника, руб. | с0 = 550 | с1 = 490 | Δуc= -1973700 |
План: = 160*225*550=19800000 рублей = 19800 тыс.рублей
Факт : 153*215*490=16118550 рублей = 16118,55 тыс.рублей
Проверяем
Вывод: как видно из таблицы, сократившийся выпуск продукции вызван сокращением рабочих , снижением количества рабочих дней и дневной выработки 1 работника рублей.
Задача 13.1. Проведите факторный анализ влияния различных показателей на объем производства продукции в стоимостном выражении. Используйте способ относительных разниц
Таблица А –Исходные данные
Показатели | План | Факт | Отклонение |
Численность рабочих, чел. | а0 = 200 | а1 = 210 | |
Количество дней, отработанных в среднем одним рабочим за год, дни | b0 = 230 | b1 = 235 | |
Дневная выработка одного работника, руб. | с0 = 480 | с1 = 475 | |
Выпуск продукции, тыс. руб. |
Пример 14. Указанная тенденция свидетельствует об интенсивном характере хозяйственного развития исследуемой организации, что заслуживает положительной оценки, так как способствует относительной экономии ее ресурсов.
Таблица А - Данные для факторного анализа
Показатели | Запланированное значение | Фактическое значение |
Объем производства, млн. руб. | 5000 | 6210 |
Среднегодовая стоимость основных средств, млн.руб. | 25 | 27 |
Фондоотдача, руб. | 200 | 230 |
Итак, на первом шаге нам нужно рассчитать относительные приросты факторов.
ΔотнЧ=((Чфакт -Чплан)/Чплан)* 100= ((27 - 25)/25) • 100 = 8;
Δотн В=((Вфакт-Вплан)/Вплан)*100= ((230-200)/200)*100=15.
Относительное изменение среднегодовой стоимости основных средств составило 8 %, а относительное изменение фондоотдачи составило 15%.
Второй шаг. Находим влияние первого фактора на величину результативного показателя. В нашем случае — как изменится объем производства в случае, если стоимость основных средств увеличится на 2 млн. руб. Мы должны умножить плановую величину объема производства на относительный прирост основных средств и разделить полученное число на 100.
ΔОП(Ч) = ОПплан* ΔотнЧ;
ΔОП(Ч) = 5000 • 8/100 = 400.
Вывод: увеличение среднегодовой стоимости основных средств на 2 млн. руб. привело к тому, что объем производства увеличился на 400 млн. руб.
Третий шаг. Мы продолжаем последовательно рассматривать факторы в нашей модели. Теперь находим влияние второго фактора на величину результативного показателя. В нашем примере — как изменится объем производства в случае, если увеличится фондооотдачи (на 30 млн. руб.). Мы должны умножить сумму плановой величины результативного показателя (объема производства) и влияния первого фактора (среднегодовой стоимости основных средств) на относительный прирост второго фактора (фондоотдачи) и полученную цифру разделить на 100:
ΔОП (В)= ((ОПплан+ΔОП(Ч)) *ΔотнВ)/100;
ΔОП (В)= ((5000+400) • 15)/100 = 810.
Вывод: увеличение фондоотдачи привело к увеличению объема производства на 810 млн. руб.
Четвертый шаг. Проверка. Алгебраическая сумма влияния факторов при использовании данного метода обязательно должна быть равна общему приросту результативного показателя. Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в расчетах.
ОПфакт- ОПплан=6210-5000=1210;
ΔОП(Ч) +ΔОП(В) =400 + 810 = 1210.
Пример 14.1 Указанная тенденция свидетельствует об интенсивном характере хозяйственного развития исследуемой организации, что заслуживает положительной оценки, так как способствует относительной экономии ее ресурсов.
Таблица А - Данные для факторного анализа
Показатели | Запланированное значение | Фактическое значение |
Объем производства, млн. руб. | 125125 | 125406 |
Среднегодовая стоимость основных средств, млн.руб. | 2375 | 2254 |
Фондоотдача, руб. |
Метод процентных разниц
Пример 15. Для удобства вычислений значения необходимых для факторного анализа показателей занесем в табл. 1, в которой выполним все расчеты.
Таблица 1- Расчет влияния среднесписочной численности и выработки на выпуск продукции методом процентных разниц
Показатели | Базисный период (0) | Отчетный период (1) | Темп динамики, % | Разность процентов, % | Размер влияния фактора, тыс. руб. |
Среднесписочная численность персонала (Ч), чел. | 15,0 | 16,0 | 106,67 | 106,67 – 100,00 = +6,67 | 4800*(+6,67/ 100) = 320,16 |
Выработка на одного работника (В), тыс. руб. | 320 | 370 | 115,63 | 115,63 – 106,67 = +8,96 | 4800*(+8,96/ 100) = 430,08 |
Объем выпуска продукции (ВП), тыс. руб. | 4800 | 5920 | 123,33 | 123,33 – 115,63 = +7,70 | 4800*(+7,70/ 100) = 369,60 |
Пример 15.1 Для удобства вычислений значения необходимых для факторного анализа показателей занесем в табл. 1, в которой выполним все расчеты.
Таблица 1- Расчет влияния среднесписочной численности и выработки на выпуск продукции методом процентных разниц
Показатели | Базисный период (0) | Отчетный период (1) | Темп динамики, % | Разность процентов, % | Размер влияния фактора, тыс. руб. |
Среднесписочная численность персонала (Ч), чел. | 25,0 | 23,0 | |||
Выработка на одного работника (В), тыс. руб. | 560 | 620 | |||
Объем выпуска продукции (ВП), тыс. руб. |
Балансовый метод
Широко используется при анализе обеспеченности предприятий трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьём топливом.
Пример 16.
Мясоперерабатывающий комбинат занимается производством колбасы. На начало года остаток готовой продукции составлял 600 тыс. руб. В течение года было выпущено колбасы на сумму 98000 тыс. руб. остаток готовой продукции на конец года составил 750 тыс. руб. Определите объем реализации продукции за год (выручка определяется по отгрузке).
Алгоритм решения
а) Составляем товарный баланс, который имеет вид:
ОТнг+ТП=РП+ОТкг, где
ОТнг , О кг – остатки товара на начало и конец года соответственно;
ТП – объем товарной продукции
РП – объем реализованной продукции
б) Расчет объема реализованной продукции. Выражаем из формулы товарного баланса объем реализованной продукции.
РП=ОТнг+ТП-ОТкг=600+98000-750=97850 тыс. руб.
Пример 16. Определите объем реализации продукции за год (выручка определяется по отгрузке). Сделайте анализ.
Таблица 1 - Анализ реализации продукции балансовым методом
Показатели | План | Факт | Абсолютное отклонение | Относительное отклонение,% |
1. Остатки товара на начало года | 10200 | 10000 | ||
2. Поступление товара | 14500 | 16120 | ||
3. Прочий расход товара | 800 | 806 | ||
4. Остаток товара на конец года | 7700 | 8000 | ||
5. Реализация товара |
Способ балансовой увязки
Задача 17. Определить объем реализации товаров за анализируемый период, используя данные табл.4.
Рассчитать влияние элементов товарного баланса на изменение объема реализации товаров (изучаемый показатель).
Решение . Для определения объема реализации товаров за период используем формулу товарно-сырьевого баланса:
Зн +П=Р+В+У+Зк, где У — уценка.
Р=Зн+П-В-Зк
Модель результативного показателя (Р) — аддитивная. В данном случае уценки товаров не происходит.
С помощью этой формулы найдем реализацию товаров за базисный и отчетный периоды и заполним табл. 1
Таблица 1– Исходные данные тыс. руб.
Показатели | Обозначение | План | Факт |
Запасы товаров (сырья) на начало периода | Зн | 130 | 139 |
Поступление товаров (сырья) за период | П | 1900 | 1340 |
Выбытие товаров (сырья) | В | 20 | 30 |
Запасы товаров (сырья) на конец периода | Зк | 154 | 120 |
Реализация за период | Р |
Таблица 2 – Обобщающие данные, тыс. руб.
Показатели | Обозначение | План | Факт | Отклонение | |
абсолютное,+- | относительное,% | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5=4-3 | 6=5/3*100 |
Запасы товаров (сырья) на начало периода | Зн | 130 | 139 | 9 | 6,92 |
Поступление товаров (сырья) за период | П | 1900 | 1340 | -560 | -29,47 |
Реализация за период | Р | 1856 | 1329 | -527 | -28,39 |
Выбытие товаров (сырья) | В | 20 | 30 | 10 | 50 |
Запасы товаров (сырья) на конец периода | Зк | 154 | 120 | -34 | -22,08 |
Для проведения факторного анализа используем метод цепных подстановок:
Р0= Зн0+П0-В0-Зк0=130+1900-20-154=1856 тыс. руб.
Р01= Зн1+П0-В0-Зк0=139+1900-20-154=1865 тыс. руб.
Р02= Зн1+П1-В0-Зк0=139+1340-20-154=1305 тыс. руб.
Р03= Зн1+П1-В1-Зк0=139+1340-30-154=1295 тыс. руб.
Р1= Зн1+П1-В1-Зк1=139+1340-30-120=1329 тыс. руб.
∆ Рзн= Р01- Р0=1865-1856=9 тыс. руб.
∆ Рп= Р02- Р01=1305-1865 =-560 тыс. руб.
∆ Рв= Р03- Р02=1295-1305 =-10 тыс. руб.
∆ Рзк= Р1- Р03=1329-1295 =34 тыс. руб.
∆ Р= Р1- Р0=1329-1856=∆ Рзн+∆ Рп+∆ Рв+∆ Рзк=9-560-10+34=-527 тыс. руб.
Вывод. Для решения задачи построена аддитивная модель на базе формулы товарно-сырьевого баланса. Для определения влияния факторов на результативный показатель использован метод цепных подстановок.
Расчетами установлено: недовыполнение плана по объему реализации товаров на 527 тыс. руб. обусловлено действием следующих факторов:
-увеличение запасов товаров на начало периода на 9 тыс. руб. и уменьшение их на конец периода на 34 тыс. руб привели к увеличению объема реализации на 43 тыс. руб.;
-уменьшение поступления товаров за период на 560 тыс. руб. и рост их выбытия на 10 тыс. грн привели к уменьшению объема реализации на 570 тыс. руб. Эту задачу можно решить также методом прямого счета (по абсолютному отклонению факторов товарного баланса с учетом аддитивной модели и знаков в ней).
Задача 17.1 Определить объем реализации товаров за анализируемый период, используя данные табл.3
Таблица 1– Исходные данные тыс. руб.
Показатели | Обозначение | План | Факт |
Запасы товаров (сырья) на начало периода | Зн | 126 | 144 |
Поступление товаров (сырья) за период | П | 12564 | 13375 |
Выбытие товаров (сырья) | В | 125 | 102 |
Запасы товаров (сырья) на конец периода | Зк | 99 | 102 |
Реализация за период | Р |
Рассчитать влияние элементов товарного баланса на изменение объема реализации товаров (изучаемый показатель).
Метод Дельфи
Пример 18. Выполнить комплексную оценку совокупности изучаемых объектов и сравнительный анализ хозяйственной деятельности с использованием метода Дельфи.
Таблица 1 – Матрица исходных данных,%
Предприятие | Степень выполнения плана | Динамика | |||
дохода от реализации товаров | чистой прибыли | производительности труда | фондоотдачи основных средств | оборотных средств | |
А | 102,5 | 84,4 | 98,6 | 119,1 | 103,1 |
Б | 87,3 | 47,2 | 86,2 | 104,5 | 94,0 |
В | 95,7 | 104,5 | 106,7 | 74,3 | 111,2 |
Г | 110,6 | 114,7 | 105,9 | 87,7 | 106,3 |
Д | 106,2 | 96,0 | 111,5 | 98,6 | 88,9 |
Е | 113,0 | 90,3 | 102,3 | 114,2 | 64,0 |
Ж | 104,3 | 60,1 | 104,7 | 90,0 | 102,7 |
Решение. Найдем максимальное значение по каждому изучаемому показателю и выделим его в матрице исходных данных (табл. 1).
Значение каждого показателя из матрицы исходных данных разделим на максимальное значение изучаемого показателя. Например, по степени выполнения плана товарооборота 102,5: 113 = 0,907 и т. д.
Результаты полученных расчетов внесем в матрицу координат (табл. 2).
Таблица 2- Матрица координат
Предприятие | Степень выполнения плана | Динамика | |||
дохода от реализации товаров | чистой прибыли | производительности труда | фондоотдачи основных средств | оборотных средств | |
А | 0,907 | 0,736 | 0,884 | 1,0 | 0,927 |
Б | 0,773 | 0,412 | 0,773 | 0,877 | 0,845 |
В | 0,847 | 0,911 | 0,957 | 0,624 | 1,0 |
Г | 0,97 | 1,0 | 0,950 | 0,736 | 0,956 |
Д | 0,940 | 0,837 | 1,0 | 0,828 | 0, 799 |
Е | 1,0 | 0,787 | 0,917 | 0,959 | 0,576 |
Ж | 0,923 | 0,524 | 0,939 | 0,756 | 0,924 |
Значение каждого показателя в матрице координат возведем в квадрат и полученные данные внесем в матрицу квадратов (табл. 62).
Возведенные в квадрат данные по каждому показателю просуммируем по строке, т. е. по каждому изучаемому предприятию. Например, по предприятию А : 0,823 + 0,542 + 0,781+ 1,0 + 0,859 = 4,005 и т. д.
В матрице квадратов (табл. 3) по сумме баллов присвоено призовое место каждому предприятию, однако здесь не учитывалась значимость используемых оценочных показателей (все они считались равнозначными).
Для уточнения результатов присуждения призового места воспользуемся экспертной оценкой значимости каждого взятого для расчетов показателя и заполним табл. 3.
Справка. Для оценки значимости показателя эксперты используют пятибалльную шкалу:
Доход от реализации товаров 4,5
Чистая прибыль 5
Производительность труда работников 4
Фондоотдача основных фондов 2
Оборачиваемость оборотных средств 3.
Таблица 3 – Матрица квадратов
Предприятие | Степень выполнения плана | Динамика | Сумма баллов | Призовое место | |||
дохода от реализации товаров | чистой прибыли | производительности труда | фондоотдачи основных средств | оборотных средств | |||
А | 0,823 | 0,542 | 0,781 | 1,0 | 0,859 | 4,005 | 2 |
Б | 0,597 | 0,170 | 0,598 | 0,769 | 0,714 | 2,848 | 7 |
В | 0,717 | 0,830 | 0,916 | 0,389 | 1,0 | 3,852 | 4 |
Г | 0,958 | 1,0 | 0,903 | 0,542 | 0,914 | 4,317 | 1 |
Д | 0,884 | 0,701 | 1,0 | 0,89 | 0,638 | 3,909 | 3 |
Е | 1,0 | 0,619 | 0,841 | 0920 | 0,332 | 3,712 | 5 |
Ж | 0,852 | 0,276 | 0,882 | 0,572 | 0,854 | 3,436 | 6 |
Таблица 3 – Матрица взвешенных величин
Предприятие | Степень выполнения плана | Динамика | Сумма баллов | Призовое место | |||
дохода от реализации товаров | чистой прибыли | производительности труда | фондоотдачи основных средств | оборотных средств | |||
А | 3,704 | 2,710 | 3,124 | 2,000 | 2,577 | 14,115 | 4 |
Б | 2,687 | 0,850 | 2,392 | 1,538 | 2,142 | 9,609 | 7 |
В | 3,227 | 4,150 | 3,664 | 0,778 | 3,000 | 14,819 | 2 |
Г | 4,311 | 5,00 | 3,612 | 1,084 | 2,742 | 16,749 | 1 |
Д | 3,978 | 3,505 | 4,000 | 1,372 | 1,914 | 14,769 | 3 |
Е | 4,500 | 3,095 | 3,364 | 1,840 | 0,996 | 13,795 | 5 |
Ж | 3,834 | 1,380 | 3,528 | 1,144 | 2,562 | 12,448 | 6 |
Взвесим данные из матрицы квадратов по балльной оценке каждого показателя и просуммируем полученные данные по каждому изучаемому предприятию (по строке). Например, по предприятию А : 0,823 ⋅ 4,5 + 0,542 ⋅ 5 + 0,781 ⋅ 4 + 1 ⋅ 2 + 0,859 ⋅ 3 = 14,115 и т. д.
Сравним призовые места, рассчитанные без экспертной оценки показателей, с призовыми местами, рассчитанными с учетом экспертной оценки, и заполним табл. 4.
Таблица 4 – Сравнительные данные призового места
Предприятие | Призовое место,. рассчитанное | |
без учета экспертной оценки | с учетом экспертной оценки | |
А | 2 | 4 |
Б | 7 | 7 |
В | 4 | 2 |
Г | 1 | 1 |
Д | 3 | 3 |
Е | 5 | 5 |
Ж | 6 | 6 |
Вывод. Для проведения сравнительной оценки семи предприятий использовано пять оценочных показателей. Расчеты, проведенные с использованием метода математического анализа, показали, что более точное распределение мест дал метод Дельфи, где учтена значимость показателей, используемых для сравнительной оценки предприятий.
Пример 18.1. Выполнить комплексную оценку совокупности изучаемых объектов и сравнительный анализ хозяйственной деятельности с использованием метода Дельфи.
Таблица 1 – Матрица исходных данных,%
Предприятие | Степень выполнения плана | Динамика | |||
дохода от реализации товаров | чистой прибыли | производительности труда | фондоотдачи основных средств | оборотных средств | |
А | 110 | 85 | 56 | 120 | 110 |
Б | 85 | 45 | 88 | 112 | 88 |
В | 89 | 99 | 75 | 98 | 65 |
Г | 112 | 101 | 99 | 75 | 75 |
Д | 118 | 105 | 104 | 86 | 49 |
Е | 105 | 112 | 110 | 48 | 112 |
Ж | 102 | 87 | 86 | 59 | 157 |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 724.