Ценностная направленность региональных телеканалов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ценностная направленность телеканалов определялась с помощью корреляционного анализа предпочтений респондентов в выборе того или иного телеканала, с одной стороны, и ценностными ориентациями респондентов, с другой. Надо учитывать, что телеканал и его телезрители взаимосвязаны: телезритель выбирает канал в соответствии со своими ценностными пристрастиями, но при этом в процессе регулярных просмотров телепередач телезрители усваивают ценности, транслируемые данным каналом. В нашем анализе воздействие канала рассматривалось в целом, без выделения специфики влияния его отдельных элементов, например, новостных или развлекательных программ. Следует подчеркнуть, что приведённые ниже данные отражают взаимосвязи, которые имеют неосознанный характер, и могут существенно отличаться от вербальных оценок респондентами того или иного канала.

Приверженцы КГТРК "Красноярск" имеют развитые ориентации на социально-демографический смысл жизни (т.е. надеются "продолжить" свою жизнь в детях и внуках, в памяти близких людей). Они отвергают большинство индикаторов желаемого будущего, выражающих стремление к обладанию: активные занятия спортом, материальный достаток, престиж, восхищение окружающих, хорошие возможности для отдыха, развлечений, руководящую должность, интересную, творческую работу. Многие из них имеют развитую потребность в безопасности, и крайне слабо выраженные потребности в престиже и контроле над окружающими.

Аудитория ТВК имеет одну специфическую особенность - высокую потребность в приобретении, накоплении вещей. По отношению ко всем остальным ценностям данный канал индифферентен.

Сторонники 7-го канала также отличаются отсутствием устремлений в будущее, выражающихся в ориентации на обладание: активные занятия спортом, материальный достаток, престиж, восхищение окружающих, хорошие возможности для отдыха, развлечений. Одновременно ими отрицается и такой важный элемент направленности на бытие, как вера в Бога. По отношению к смерти и жизни у них отсутствуют какие-либо специфические ориентации. Вместе с тем, более развиты потребности в стабильности, в безопасности, в приобретении вещей. Потребности в любви и контроле над окружающими у этих зрителей отсутствуют.

Выбор зрителей телеканала Афонтово связан с мнением, что "после смерти ничего не будет, поэтому надо взять от жизни всё, что возможно". Вместе с тем подобное потребительское отношение к жизни во многом направлено и на потребление культуры: существенным элементом образа желаемого будущего для этих телезрителей является "регулярное чтение книг, посещение театров, концертов серьёзной музыки". Ни с какими-либо социальными потребностями стремление получать информацию от Афонтово не связано.

Зрительская аудитория Примы-ТВ отличается высоким стремлением к "интересной, творческой работе" и "хорошим возможностям для отдыха, развлечений", то есть ориентацией на обладание. Не случайно при этом отвергаются представления, что "после своей смерти человек продолжает жить в своих детях и внуках" и "после смерти человека его душа попадает в ад или рай в зависимости от того, как он прожил жизнь". Просмотр этого телеканала препятствует развитию у людей потребностей в стабильности, в общении, в безопасности, в любви.

Поклонники канала ЛТВ/ТВЦ, в отличие от сторонников Примы-ТВ, во многом индифферентны по отношению к своему будущему и часто считают, что "после смерти человека его душа попадает в ад или рай, в зависимости от того, как он прожил жизнь". Одновременно они склонны отвергать суждения "после смерти ничего не будет, поэтому надо взять от жизни всё, что возможно" и "после смерти человека его душа вновь появляется, но уже в ином телесном облике". Важной отличительной особенностью этого канала является резкое противодействие развитию потребностей в деятельности (в труде) и в оказании альтруистической помощи окружающим. Напротив, он существенно способствует формированию у зрителей потребности в стабильности.

Зрители местных телеканалов отличаются активным стремлением к реализации своих представлений о желаемом будущем, причём как с ориентацией на бытие, так и на обладание. Местные телеканалы в большей степени способствуют формированию христианского отношения к жизни и смерти ("после смерти человека его душа попадает в ад или рай, в зависимости от того, как он прожил жизнь") и представлений о социальном бессмертии ("после смерти человек продолжает жить в своих делах, пока его помнят люди"), а также резко препятствуют развитию потребительского отношения к жизни ("после смерти ничего не будет, поэтому надо взять от жизни всё, что возможно").

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

КГТРК "Красноярск" развивает у своей аудитории ощущение безопасности. Это типичный канал немолодых пенсионеров. Такой вывод подтверждают и данные исследования, согласно которым его чаще, чем представители иных социальных групп, смотрят пенсионеры.

ТВК активно формирует у своей аудитории склонность к консьюмеризму на фоне полной ценностной индифферентности.

Передачи 7-го канала нередко играют роль своеобразного информационного "наркотика", создавая у части своей аудитории иллюзию удобного, привлекательного мира, дающего возможность простому человеку окунуться в мир необычных, модных вещей. Эта иллюзорная сопричастность к иной жизни в определённой мере заменяет им реальность.

Афонтово является типичным каналом, формирующим у ряда людей представление о бессмысленности существования, предлагая "взамен" ориентацию на массовое потребление, прежде всего, в сфере культуры.

Просмотр канала Прима-ТВ зачастую препятствует формированию у телезрителей христианских представлений о бессмертии, о воспитании детей как одной из важнейших жизненных ценностей. У отдельных его приверженцев может развиваться ощущение тревожности, жизненной неустойчивости, нежелание общаться с окружающими, неверие в любовь.

Канал ЛТВ/ТВЦ оказывает крайне противоречивое воздействие на своих зрителей. С одной стороны, он способствует формированию у них христианских представлений о жизни и смерти, с другой - препятствует развитию таких важных социальных потребностей, как потребности в деятельности и в оказании помощи окружающим людям. Однако одновременно ЛТВ/ТВЦ резко способствует усилению потребности в стабильности, определённости, переживание которой выражается формулировкой "приятное чувство, когда всё идёт своим чередом и нет необходимости узнавать что-либо новое". Иными словами, общение с этим каналом у некоторых зрителей может способствовать росту эгоизма, лени и снижению тяги к знаниям.

Главная же особенность изученного телевидения состоит в том, что оно практически не способствует формированию у зрителей социально-позитивных ценностей и потребностей (можно предположить, что одним из немногих исключений является канал "Культура", который был вне рамок нашего исследования в связи с тем, что на нём не транслируются региональные новости). Скорее, наоборот, в ряде случаев приводит к развитию деструктивных ориентаций.

Это вполне понятно, ибо деятельность практически всех телеканалов сегодня носит коммерческий характер. Их цель, как и любого бизнес-института, - получить большую прибыль, а важным условием реализации данной цели является расширение аудитории телеканала. Это, в свою очередь, возможно с помощью массированного использования шокирующих, интригующих, завораживающих, привлекающих внимание сюжетов. Поэтому было бы нелепо в нынешней ситуации ожидать, что коммерческие телеканалы в добровольном порядке будут сеять "разумное, доброе, вечное".

Дата: 2018-12-28, просмотров: 233.