Базовые ценностные ориентации жителей региона
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Базовые ценностные ориентации населения изучались с помощью трёх групп показателей. Первая группа направлена на изучение образа желаемого будущего, который фиксировался с помощью одиннадцати трёхбалльных оценочных шкал. Респондентам предлагалось оценить различные элементы своего будущего, каждый из которых выступает индикатором соответствующей концепции смысла жизни. Был задан вопрос: "Представьте себя через десять лет. Какие характеристики, по вашему мнению, будут присущи вашей жизни?" - и предложены следующие варианты ответов: "обязательно, "возможно", "маловероятно".

Рис. 20. Представьте себя через десять лет. Какие характеристики, по Вашему мнению, будут присущи Вашей жизни? Вариант ответа "обязательно"

Как показано на рис.20, наиболее распространённым вариантом ответа является "хорошая семья".

Для более глубокого анализа структуры образа желаемого будущего необходимо применение факторного анализа.

С его помощью в массовом сознании выделились две базовые направленности.

· Первая описывается мечтой о материальном достатке, активных занятиях спортом, престиже, восхищении окружающих, хороших возможностях для отдыха, развлечений, хорошей семьёй, руководящей должностью, интересной творческой работой, то есть различными атрибутами "красивой" жизни. Описательная сила фактора- 39,8%.

· Вторая характеризуется стремлением к жизни ради людей, независимо, от профессии, должности, зачастую в ущерб собственным интересам; духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, вере в Бога; регулярному чтению книг, посещению театров, концертов серьёзной музыки, то есть социально-альтруистическими, культурными ориентациями. Описательная сила фактор - 15,5%.

Как видим, у жителей края выделяются две базовые направленности, которые прямо соответствуют основным ориентациям, выделенным Э. Фроммом: ориентация на бытие и ориентация на обладание. Последняя, ведёт, в конечном итоге, к социальной и духовной деградации человека и общества. Между тем, согласно материалам данного исследования, ориентация на обладание у жителей края превалирует. Характерно, что и ориентация на "интересную, творческую работу" и "хорошую семью" в массовом сознании жителей региона выступает как атрибут "красивой" жизни.

Следующая группа показателей, использованных для анализа базовых ценностей населения региона, предназначена для исследования отношения людей к смерти. Именно это отношение, наряду с представлением о смысле жизни, является базовым в любых человеческих культурах для характеристики социальных, нравственных и духовных качеств личности.

Были выделены шесть типичных представлений о смерти и бессмертии, которые существуют в массовом сознании россиян:
Социально-творческое - После смерти человек продолжает жить в своих делах, пока его помнят люди
Социально-демографическое - После своей смерти человек продолжает жить в своих детях и внуках
Буддистское - После смерти человека душа его вновь появляется в этом мире, но уже в ином телесном облике
Христианское - После смерти человека душа его попадает в ад или рай в зависимости от того, как он прожил жизнь
Потребительское - После смерти ничего не будет, поэтому надо взять от жизни всё, что возможно
Нигилистское - После смерти человека исчезает всё, поэтому любые дела и стремления напрасны

Рис. 21. Как вы относитесь к следующим суждениям? Сумма вариантов ответа "согласен" и "согласен частично"

Как показано на рис.21, наиболее распространёнными на вербальном уровне массового сознания у жителей края являются социальное и социально-демографическое представления о смерти и бессмертии. Похожая картина существует и в глубинах массового сознания.

На уровне социального бессознательного, которое в данном случае может быть изучено с помощью факторного анализа, зафиксированы три обобщённые ориентации.

· Первая характеризуется представлениями о социально-творческом и социально-демографическом бессмертии. При этом нигилистическое отношение к смерти отвергается. Описательная сила - 35,4%.

· Вторая выражается буддистскими и христианскими представлениями о смерти и бессмертии. (20,0%).

· Третья описывается нигилистическими и потребительскими ориентациями. (17,4%).

Надо сказать, что значимость тех или иных представлений о бессмертии существенно зависит от возраста. Так, респонденты старших возрастных групп значительно больше ориентированы на социально-творческие и социально-демографические представления о смерти и бессмертии, младших - на нигилистические и потребительские представления.

Третья группа показателей для изучения базовых ценностных ориентаций - так называемые "ценностные переживания". Как известно, наряду с ориентациями на рационально сформулированные ценности, у людей существуют ориентации относительно устойчивых эмоциональных переживаний, каждое из которых является переживанием соответствующей социальной потребности. Ценностные переживания исследовались с помощью теста "Эмоциональная направленность личности", который позволяет зафиксировать 27 ценностных переживаний. Полученные с его помощью данные, приведенные в Приложении, использовались для определения ценностной направленности региональных телеканалов.

В целом наибольшей значимостью для опрошенных обладают ценностные переживания, выступающие проявлением следующих социальных потребностей (в порядке убывания):

· в содействии окружающим (альтруистическая потребность),

· в любви,

· в безопасности,

· в деятельности (в труде),

· в комфорте, отдыхе,

· в свободе, самостоятельности,

· в смысле жизни,

· в безопасности,

· в эстетическом наслаждении,

· в расточительности,

· в стабильности.







Дата: 2018-12-28, просмотров: 223.