Рис. 9. Если Вы регулярно смотрите телевизионные новости, какие именно сюжеты наиболее привлекают Ваше внимание?
Исследование показало, что на уровне социальных стереотипов наиболее привлекательными являются такие сюжеты теленовостей, как
· происшествия (аварии, пожары, наводнения и т.п.) - 66%;
· прогноз погоды - 54%;
· преступления - 43%.
Среднее место в рейтинге привлекательности сюжетов занимают:
· работа органов власти - 38%.
· культурные события - 36%;
· жизнь рядовых жителей края - 33%;
· международная жизнь - 31%.
Остальные выделенные нами новостные сюжеты заметно менее популярны среди опрошенных жителей края:
· новости промышленности, сельского хозяйства - 18%;
· возможности проведения досуга - 15%;
· перспективы развития бизнеса - 9%;
· новости торговли - 6%;
С помощью факторного анализа установлено, что поле сюжетных предпочтений красноярских телезрителей обладает сложной структурой. В ней выделяется пять узкоспециализированных биполярных ориентаций.
· Первая ориентация характеризует интерес к просмотру новостных сюжетов о международной жизни, перспективах развития бизнеса и культурных событиях. При этом полностью отвергаются новости о происшествиях и преступлениях. Описательная сила - 16,8%.
· Вторая ориентация выражает интерес зрителей к телеинформации о возможностях проведения досуга и перспективах развития бизнеса. Одновременно игнорируются сюжеты о жизни рядовых жителей края, работе органов власти и новости промышленности, сельского хозяйства (12,1%).
· Третья ориентация описывает такие предпочтения телезрителей, как просмотр сюжетов о работе органов власти, международной жизни и преступлениях. В то же время отсутствует интерес к культурным событиям и жизни рядовых жителей края (11,7%).
· Четвёртая ориентация характеризует стремление к просмотру новостей промышленности и сельского хозяйства, а также новостей торговли. Вместе с тем отрицаются новостные сюжеты о жизни рядовых жителей края (9,9%).
· Пятая ориентация свидетельствует о предпочтении сюжетов о работе органов власти и новостях торговли. При этом полное безразличие проявляется к новостям международной жизни. (9,4%).
Очевидно, соответствующая группировка сюжетов в новостных программах будет способствовать более эффективному их восприятию и повышению рейтинга телеканала.
Судя по результатам опроса, в массовом сознании красноярцев в целом отсутствует представление о "специализации" региональных телеканалов на более подробной подаче тех или иных новостных сюжетов. Большинство телезрителей смотрят новости на конкретном канале, прежде всего, руководствуясь своими интересами в просмотре именно на данном канале иных программ: развлекательных, телефильмов и др. Предпочтения в новостных телесюжетах реализуются, как правило, при просмотре двух - трёх "любимых" каналов.
Вместе с тем выявлены определённые взаимосвязи в новостных предпочтениях телезрителей и их пристрастием к конкретным каналам. Так, с помощью корреляционного анализа установлено, что на КГТРК зачастую смотрят новости о работе органов власти и международной жизни. При этом к данному каналу не обращаются, если интересуются перспективами развития бизнеса и возможностями проведения досуга. ТВК и 7-й канал также привлекает тех, кто любит международные сюжеты. К просмотру новостных программ Примы-ТВ телезрители, как правило, реже обращаются, если интересуются жизнью рядовых жителей края. Наконец, местные телеканалы в глазах телезрителей "специализируются" на сюжетах о культурных событиях и новостях торговли. Как правило, эти каналы не предпочитают те, кто интересуется репортажами с "места преступления".
Важная информация получена в результате обобщения ответов на вопрос: "Какие сюжеты, на Ваш взгляд, слишком часто появляются в теленовостях?" Девять из десяти опрошенных считают, что слишком часто в теленовостях показывают преступления (92%), семь из десяти - различные происшествия (69%). Более половины телезрителей указывают на избыток телеинформации о работе органов власти (58%) и жизни рядовых жителей края (52%). Но наиболее сильным раздражителем для телезрителей является "слишком частое" появление в информационных блоках региональных телеканалов прогноза погоды (97%).
Как видим, выявлен парадокс: телезрители чаще всего смотрят сюжеты о происшествиях, преступлениях и прогноз погоды, но при этом сетуют на "слишком частое" появление этих тем в региональных и местных новостях.
При этом целый ряд тем, по мнению телезрителей, освещаются "явно недостаточно":
· возможности проведения досуга - 58%;
· жизнь рядовых жителей края - 53%;
· перспективы развития бизнеса - 47%;
· культурные события - 33%
· работа органов власти - 33%;
· новости промышленности, сельского хозяйства - 24%;
· международная жизнь - 24%;
· новости торговли - 18%;
· преступления - 5%;
· происшествия - 2%.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.