Анализ имиджа региональных и местных телеканалов в массовом сознании населения края
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Чаще всего имидж характеризуется как целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей. Имидж является одной из разновидностей образа, возникающего в результате социального познания. Специфика имиджа как разновидности образа заключается в том, что его прообразом может быть не просто объект, не любое явление, а только субъект. Таким субъектом может выступать человек, организация, коллектив, группа и, наконец, любой предмет, если ему в процессе создания и восприятия его образа приписываются личностные, человеческие качества. В данном случае речь пойдёт об имидже телеканалов.

Важной характеристикой имиджа телеканала, как, впрочем, и любого другого имиджа, является информативность: он сообщает о некоторой совокупности признаков, присущих оцениваемому субъекту. Причём эти признаки могут существовать объективно или же произвольно приписываться субъекту создателями имиджа.

Другая существенная особенность имиджа - его активность. Имидж способен воздействовать на сознание, эмоции, поведение как отдельных людей, так и целых групп населения.

Имидж является знаковой, символической структурой. Ее можно представить как своего рода библиотеку различных значений, из которой в соответствии с ситуацией выделяются определенные значения. Имидж представляет собой "полуфабрикат", поскольку он задаёт направления для домысливания в соответствии с опытом целевой аудитории или воспринимающего человека.

Имидж телеканала (как, впрочем, и любой другой имидж) имеет ценностный характер, ибо выражает определённые социальные ценности. Как будет показано ниже, это прямо связано со спецификой ценностной направленности каждого канала.

В массовом сознании имидж телеканала представлен совокупностью оценочных отношений и может быть эффективно изучен с помощью методики "Семантический дифференциал", разработанной Ч. Осгудом.

Семибалльные биполярные шкалы (от +3-х до -3-х) были построены на основе понятий, полученных нами в процессе проведения фокус-групп, с помощью которых исследовалось восприятие телевизионных СМИ. Всего было использовано 10 подобных шкал: профессиональный - непрофессиональный, умный - глупый, безопасный - опасный, весёлый - серьёзный, чистый - грязный, интересный - скучный, спокойный - тревожный, семейный - одинокий, добрый - недобрый, красивый - некрасивый.

Количественный показатель отношения респондентов к телеканалам формируется на основе оценок ими информации, воспринимаемой от этих каналов.

В результате статистической обработки данных опроса был получен следующий рейтинг зрительского отношения:
1. Прима-ТВ - 1,94 балла.
2. Афонтово - 1,92 балла.
3. ЛТВ/ТВЦ - 1,90 балла.
4. ТВК - 1,83 балла.
5. КГТРК - 1,68 балла.
6. 7 канал - 1,57 балла.







Рис. 7. Рейтинг зрительского отношения. Средние значения (в баллах).

Таким образом, наиболее эмоционально позитивно оцениваемыми телеканалами являются Прима-ТВ, Афонтово и ЛТВ/ТВЦ, наименее - 7 канал. Иными словами, в массовом сознании опрошенных жителей края Прима-ТВ, Афонтово и ЛТВ/ТВЦ имеют наиболее позитивный имидж.

В целом у большинства телеканалов самые высокие оценки получены по характеристикам "профессиональный", "умный", "чистый". Наименьшие - по шкалам "весёлый" и "спокойный". Вместе с тем оценки различных каналов по каждой из шкал существенно варьируются, что определяет специфику их имиджевого профиля. См. рис. 8.

Табл. 1. Имиджевые профили телеканалов.

  Афонтово 7 канал ТВК Прима КГТРК ЛТВ/ТВЦ
профессиональныйx 2,50 2,39 2,42 2,11 2,32 1,90
умный 2,23 2,36 2,24 1,97 2,19 1,78
безопасный 1,81 1,61 1,54 1,87 2,04 2,09
весёлый 1,50 0,89 1,27 1,95 -0,32 1,83
чистый 1,67 1,14 1,51 1,81 1,67 1,70
интересный 2,33 2,16 2,36 2,25 1,85 2,04
спокойный 1,47 0,60 1,18 1,54 1,39 1,80
семейный 2,00 1,52 2,30 1,92 1,82 2,07
добрый 1,78 1,39 1,63 2,03 1,78 1,88
красивый 1,92 1,62 1,81 1,91 1,73 1,87
среднее 1,92 1,56 1,83 1,94 1,65 1,90

Рис. 8 Имиджевые профили телеканалов.

Телеканал "Прима" получил наивысшие оценки по характеристикам "весёлый", "чистый", "добрый", "красивый".

Телеканал "Афонтово" - по характеристикам "профессиональный" и "интересный".

Характерно, что в имиджевых профилях этих двух телеканалов отсутствуют минимальные оценки по каким-либо шкалам, что в целом говорит о позитивности их имиджа.

ЛТВ/ТВЦ получил наибольшие оценки по характеристикам "безопасный" и "спокойный", наименьшие - по категориям "профессиональный" и "умный".

"7-й канал" - самый "умный", но при этом и наименее "чистый", "спокойный", семейный", "добрый" и "красивый".

ТВК - наиболее "семейный", но наименее "безопасный".

Оценка имиджа КГТРК "Красноярск" по шкале "безопасный - опасный" мало отличается от оценки, которую получила ЛТВ/ТВЦ (наивысший балл среди всех телеканалов). Однако по другим критериям высокие оценки у неё отсутствуют. Наименьшие оценки КГТРК, по сравнению с другими телеканалами, получены по характеристикам "весёлый" и "интересный".

Как видим, наиболее широким полем имиджевых характеристик обладает "Прима-ТВ", что свидетельствует о глубоко насыщенном содержательном образе этого канала в массовом сознании зрителей. Телеканал "Афонтово", хотя и имеет иную специфику имиджевого профиля, также обладает ярким положительным имиджем.

Имиджи других телеканалов противоречивы: наряду с высокими оценками по одним имиджевым характеристикам они обладают минимальными оценками по другим параметрам. В конечном итоге подобная противоречивость отрицательно влияет на общую оценку телезрителями их имиджа, что, в частности, имеет место у 7-го канала и КГТРК.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 225.