Роль общественного здравомыслия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как видно, разрабатывались микро- и макроэкономические модели уклонения от уплаты налогов. В одном случае делался акцент на личност­ных или групповых особенностях налогоплательщика, в другом – на способах влияния на население и особенностях взаимодействия в системе гражданин – закон. Некоторые авторы подчеркивают, что именно обще­ственный сектор экономики в большей степени, чем частный нуждается во внимании и помощи психологов.

Любая власть вызывает определенную степень противостояния. Ис­следуя установки налогоплательщиков, часто прибегают к дилемме транспортного зайца. Право выбора вносить свой вклад или нет в структуры общественного пользования, разделять или нет издержки, например, за общественный транспорт, остается за пользователем. Он выиг­рает, если кто-то другой оплатит за него, но проиграет не только, заплатив за кого-то, но и прежде всего тогда, когда никто не станет платить. В дан­ном случае противостоят индивидуальный рационализм и общественное здравомыслие, или так называемая социальная восприимчивость. Страх быть использованным ведет к коллективному разрушению, но достижение совместного решения, согласно теории игр, значительно сложнее по мере увеличения количества игроков. Решающую роль здесь могут сыграть как раз психологические установки, которые определяют образцы поведения, выбираемые игроками: социально приемлемые, кооперативные или антисоциальные, сугубо индивидуалистические.

Причины разрушения налоговой морали

Применительно к налоговой ситуации в качестве игрока выступает правительство. Оно является одновременно и вторым игроком в игре по торгам за ресурсы, и арбитром, который устанавливает правила игры. К нему относятся и уважительно, и настороженно.

Как показали исследования института Гэллапа, у граждан имеет ме­сто недоверие, подозрение в отношении к эффективности правительства. Выполненные в нем опросы свидетельствуют о сомнениях и часто, о несо­гласии граждан с тем, на что уходят средства от налогов, как расходуется государственный бюджет. Вместе с недоверием закладывается и песси­мизм по поводу способностей правительства разрешить проблему инфля­ции и безработицы. В периоды кризисов экономики такие настроения усиливаются. Большая часть населения скорее перекладывает вину за ин­фляцию на правительство, чем на бизнес или труд.

В последнее время даже в экономически развитых странах наблюда­ется разрушение налоговой морали. Динамика налогового поведения по­казала, например, что американцы все больше обманывают налоговые службы и все меньше чувствуют вину по этому поводу. Среди причин и осознание того, что именно средний класс платит налогов больше, чем получает выгод от правительства. Правительственный бюджет перерас­пределяет доходы от них двум группам – бедным и богатым. Бедным потому, что они платят очень мало, а богатым потому, что у них есть средства использовать легальные пути избегания налогов ("дорогие" экс­перты, возможность перемещения капиталов, используя, например, раз­личия в налоговых режимах разных стран и т.д.).

Фактор справедливости и налоговое поведение

Одна из продуктивных возможностей в решении данной проблемы – попытка учета фактора справедливости. Социальные психологи Дж. Сибаут, Н. Фрейдланд и Л. Уолкер придумали игру, в которой попытались проверить степень влияния этого фактора.

Игра 1.

В игре участвовало шесть студентов. Четверо из них играли роль че­тырех корпораций. Двое остальных (они были под контролем экспери­ментатора) выполняли роли правительства и покупателя. В игре корпора­ции вели переговоры по коммерческим сделкам с покупателем, затем под­считывали и платили подоходный налог правительству. Правительство имело право контролировать одну из каждых десяти сделок и налагать штрафы, если было за что. Правительственным доходом распоряжались по двум различным правилам. Согласно первому правилу налоговый сбор свыше определенного минимума распределялся обратно между четырьмя корпорациями. Другое правило давало правительству право требовать более высокий минимальный доход без перераспределения налоговых денег обратно между налогоплательщиками. Эксперименты проводились с использованием этих правил по очереди.

Налоговые чеки (и налоговый сбор) постоянно проверялись после то­го, как каждая корпорация заключала свою пятую сделку. Игроки знали лишь, что где-то около пятой сделки их могут проверить, а после этого уже не будут проверять.

Результаты эксперимента … показали, что в том случае, когда налогоплательщики знали, что их налоговые деньги должны частично вернуться к ним, они платили больше из требуемого от них налога. Когда налогоплательщики знали, что есть шанс, что их проверят (надзор), они также платили больше налогов, чем в том случае, когда знали, что их не проверят. Напротив, отсутствие ощу­тимой выгоды налогоплательщику от соблюдения правил (несоответст­вие) и отсутствие надзора послужили условиями того, что уплачивалась лишь часть требуемых налогов.

Основной вывод исследования состоит в том, что политика, направ­ленная на распределение ресурсов внутри группы (в данном случае нало­гового дохода), крайне важна. Равное распределение дохода повышает тенденцию к соблюдению налоговых правил. Кроме того, равное распре­деление требует меньше усилий со стороны налогового надзора, чтобы проверить соблюдение правил. Неравное же распределение требует силь­ного надзора.

Другой эксперимент был проведен среди студентов университета Ко­лорадо.

Игра 2.

Участников обязали получить смоделированные чеки ежемесячного оклада, объявить о доходах и платить налог. Изредка проводились проверки и налагались штрафы за уклонение. Каждому говорилось (в корректной форме), что их собственный налоговый коэффициент – 40%. Одной трети группы давалась ложная информация о том, что налоговый коэффициент других людей в среднем составляет 65%. Второй трети сообщили, что коэффициент других людей в среднем лишь 15%. Оставшейся трети участников эксперимента дали понять, что их собственные коэффициенты такие же, как у остальных, т.е. сообщили истинное положение дел. В целом группа недоплачивала один доллар из четырех, но те, кто знали, что они платят меньше, чем другие, утаивали лишь 12% своего налога, в то время как те, которые переживали, что платят больше, чем другие, утаивали почти треть своего налога. Таким образом, соблюдение правил тесно связано с чувством справедливости. Даже штрафы теряют свою силу, если нарушено чувство справедливости. Полученные автором выводы, безусловно, очень важны на практике. При осуществлении налоговой политики, как и в других случаях властных воздействий, необходимо способствовать тому, чтобы знания на­селения сочетались с доверием к власти.

 

Задание 3. Интерпретация афоризмов

Проанализируйте представленные ниже афоризмы известных мыслителей [2]. Выберите наиболее понравившиеся высказывания и обоснуйте свой выбор. Отберите высказывания, с которыми вы не совсем согласны и прокомментируйте их.

 

В этом мире неизбежны только смерть и налоги.

Б. Франклин

Политика есть искусство постоянного нахождения обоснований для новых налогов.

Г. Нар

В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда.

Ш. Монтескье.

При демократии мы, слава богу, сами решаем, как нам платить налоги – наличными, чеком или платежным поручением.

Американское изречение

Гражданин должен платить налоги с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей возлюбленной подарки.

Новалис

Если вы нарушаете правила, вас штрафуют; если вы соблюдаете правила, вас облагают налогом.

Л. Питер

Конгресс стоит перед неразрешимой проблемой: как получить от нас налоги, которых мы не можем платить, чтобы истратить их на то, в чем мы не нуждаемся.

Неизвестный американец

Ты можешь и не заметить, что у тебя все идет хорошо. Но налоговая служба напомнит.

П. Данинос

Хороший гражданин требует, чтобы было больше хороших дорог, хороших школ, хороших больниц и меньше налогов.

Неизвестный

Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе.

О. Уэнделл Холмс

 


Задание 4.  Проанализируйте, почему человек склонен к ощущению, что он получает от государства денежных средств меньше, чем другие? Почему предпочитает сравнивать свои доходы с более высокой суммой, а не с более низкой [11]?

 

Задание 5.  Прибавление государством средств к сумме выплачиваемой заработной платы рождает у населения реакцию радости, сожаления или оба чувства одновременно? Как вы это можете объяснить [11]?

Задание 6. Согласны ли вы с мнением бывшего министра финансов ФРГ Тео Вайгеля о том, что по мере роста благосостояния запросы населения по отношению к государству перерастают все мыслимые границы? Видите ли вы в этом определенную психологическую закономерность или же это явление обусловлено спецификой страны [11]?

 

Задание 7. Психологическая диагностика

 Используя предложенную ниже анкету, проведите мини-опрос. По итогам собранных данных составьте пись­менное резюме [11].

Инструкция. Ниже приводится ряд высказываний, касающихся некоторых аспектов государственной налоговой политики. Нас интересует ваше мнение об этой сфере деятельности государства. Выберите среди предложенных вариантов то утверждение, которое в наибольшей степени характеризует вашу позицию по данному вопросу.

1. Какая экономическая модель вам ближе?

а) высокий уровень налогообложения как основа актив­ной роли государства в социальной сфере;

б) низкий уровень налогообложения и переход от государственной к частной системе социальных выплат;

в) умеренные налоги в сочетании с относительно скромной социальной политикой государства.

2. Ваше отношение к подоходному налогу:

а) уровень налога в целом оправдан и экономически спра­ведлив;

б) уровень налога излишне высок;

в) ставка налога слабо дифференцирована (низкая прогрессия ставки);

г) этот налог автоматически изымается из моего личного дохода, не затрагивая моего внимания;

д) расчет ставки данного налога чрезмерно усложнен и не дает мне, как плательщику, наглядной картины о той доле заработка, которую я должен уплатить в бюджет.

3. Ваше отношение к налогу на добавленную стоимость (НДС):

а) уровень налога вполне оправдан;

б) мне проще платить косвенный налог в форме НДС (за счет повышенной цены за товары), чем отдавать из своей заработной платы прямой налог;

в) мне проще отдавать увеличенный прямой налог из за­работной платы (что я формально мало замечаю), чем платить увеличенный косвенный налог в форме более высокой цены за товары;

г) для предпринимателя данный налог сложен, поскольку привносит много неясностей по расчету себестоимости и определению налогооблагаемой базы;

д) положение дел с данным налогом меня не интересует.

4. Если вы стремитесь избежать налогообложе­ния, считаете ли вы, что ваши действия похожи на:

а) природную (и потому закономерную) изворотливость всех субъектов;

б) форму воровства финансовых средств у государства;

в) форму сохранения у себя средств, которые государство может нерационально использовать;

г) форму поддержания своего относительно низкого материального достатка;

д) стараюсь не избегать налогообложения и быть законопослушным налогоплательщиком. Это честнее и спокойнее.

5. Развитие рыночной экономики зависит во мно­гом от финансирования государством определенных направлений. Назовите направления, которые явля­ются первоочередными для нашей страны?

а) инфраструктура производственная (дороги, порты, коммуникации, средства связи и т.д.);

б) инфраструктура социальная (пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование, наука и т.д.);

в) инфраструктура экономическая (отработанная правовая система, стабильная система национальной валюты, финансов и т.д.).

 

Задание 8. Тестовый контроль знаний по теме

  1. Из предложенного ниже набора слов составьте одно из определений экономической  психологии: «это, экономических, в, создания, и, использования, централизованных, совокупность, и, отношений, децентрализованных, процессе, фондов, денежных, финансы, средств».

  2. Вставьте пропущенные слова в предложении: «Налогообложение –
это … . Налоги делятся на … и …».

3.      Что вызывает более выраженную психологическую реакцию населения – государственные расходы или государственные доходы (налогообложение)? Почему?

   4. Установите соответствие между периодом времени и страной, в которой сформировалась налоговая психология как самостоятельное научное течение:

А) 20-х гг. XX в.                          1) Англия;

Б) 40-х г.г. XX в.                         2) Германия;

В) 60-х г.г. XX в.                         3) Швеция.

                                                         

  5. Перечислите основные методы, которые используются налоговой психологией для изучения поведения налогоплательщика (не менее трех). 

  6. Выберите правильный ответ из предложенных ниже вариантов: «Психологическое ощущение человеком обязанности регулярно выплачивать государству часть своих доходов – это … :   

А) налоговое противодействие;

Б) налоговое бремя;

В) налоговый менталитет;

Г) налоговая мораль».

   7. Выберите правильный ответ из предложенных ниже вариантов: «Позиция личности по отношению к налоговым правонарушениям – это … :

А) налоговое противодействие;

Б) налоговое бремя;

В) налоговый менталитет;

Г) налоговая мораль».

8. Продолжите предложение: «Выделяют две формы избегания налогообложения: …».

9. Исключите лишний элемент в суждении: «Восприятие расходов государства зависит от следующих субъективных характеристик индивида: А) менталитет; Б) экономическая компетентность; В) социальный статус; Г) уровень образования».

 10. Закончите предложение: «Особенности восприятия государственного финансирования на постсоветском пространстве обусловлены следующими факторами:

1) сильной зависимостью социального положения населения от прямого финансирования из бюджета на нужды государственного сектора экономики, который преобладает;

2) …;

3) …».


Практическое занятие №7


Дата: 2018-11-18, просмотров: 433.