ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Трудовая деятельность и ее характеристика.

2. Сравнение трудовой деятельности в условиях рыночной и централизованной экономики.

3. Рынок труда и его характеристика.

4. Труд как объективная необходимость и внутренняя потребность.

5. Особенности восприятия труда работниками.

6. Цели, мотивы и интересы трудовой деятельности.

7. Содержательные теории трудовой мотивации.

8. Процессуальные теории трудовой мотивации.

9. Удовлетворенность трудом. Двухфакторная теория удовлетворенности трудом Ф. Херцберга.

10.  Безработица. Виды безработицы.

11.  Психология выбора профессии.

12. Успешность адаптации к трудовой деятельности.

 

Задание 1. Обсуждение рефератов на тему:

1. Психология материального стимулирования труда в условиях рыночных отношений.

2. Механизмы регулирования трудового поведения персонала в рыночных условиях хозяйствования.

3. Экономико-психологические подходы к регулированию численности персонала.

4. Психологические аспекты организационной культуры.

Задание 2. Аннотирование статьи

Ниже приведены выдержки из статьи Г.Н. Соколовой «Мотивация и стимулирование труда в контексте мотивационно-гигиенической теории Ф. Херцберга» [12]. Внимательно изучите статью, выполните следующие задания:

1. Охарактеризуйте две группы факторов, мотивирующих трудовую деятельность работников.

2. Почему, согласно Ф. Херцбергу, заработная плата и пре­мия относятся к гигиеническим факторам?

3. Почему заработная плата превратилась в основной мотиватор трудового поведения работников?

4. В чем состоит различие между мотивацией слу­жащих и рабочих?

5. Подготовьте аннотацию статьи.

 

Согласно двумерной концепции Ф. Херцберга, существу­ют два набора потребностей в работе: мотивирующие, свя­занные с содержанием работы (достижение, признание, про­движение, сама работа, возможность творческого роста, ответственность), и гигиенические, связанные с условиями тру­да (заработная плата, политика компании, формы контроля, отношения с руководителем, межличностные отношения с коллегами, отношения с подчиненными, безопасность и гаран­тия работы, личная и семейная жизнь), а также два континуу­ма их представления – континуум ментального здоровья и континуум ментальной болезни. Мотиваторами являются факторы, связанные с решением содержательных задач и, таким образом, необходимые для пси­хологического развития индивида; это психологические сти­муляторы, с помощью которых индивиды могут актуализиро­ваться в своей самореализации. Гигиенические факторы (термин «гигиена» употребляется в медицинском значении как «предупреждение») не в состоянии создать позитивную удов­летворенность, так как они не содержат характеристик, необ­ходимых для психологического развития индивида.

Так, если на предприятии созданы благоприятные усло­вия труда, налажены его научная организация и ритмичный режим работы, развиваются психологически комфортные от­ношения между работниками, то в итоге следует ожидать не высокую удовлетворенность работой, заинтересованность в ней, а лишь отсутствие неудовлетворенности. Хорошие усло­вия труда (гигиенические факторы) закрепляют, стабилизи­руют персонал, но не обязательно побуждают его повышать производительность труда. Иными словами, они не вызывают увеличения выработки, но предупреждают от сознательного ограничения производительности труда, сдерживания темпов работы.

Повышение производительности труда и удовлетворен­ность работой зависят от других факторов, которые Ф. Херцберг назвал мотиваторами . Они удовлетворяют «внутренние» потребности человека и включают в себя признание и дости­жение успехов в работе, интерес к ее содержанию, самостоя­тельность и ответственность за ее выполнение. Именно они определяют удовлетворенность работой и повышают на этой основе трудовую активность. Поэтому удовлетворенность есть функция содержания работы, а неудовлетворенность функ­ция условий труда. Из этого следует, что производительность труда коррелирует с ростом удовлетворенности работой, но не с уменьшением степени неудовлетворенности. Таким образом, удовлетворенность и неудовлетворенность выступают, по Ф. Херцбергу, разнонаправленными плоскостями поведения че­ловека в труде. С помощью профилактических «гигиеничес­ких» мероприятий по улучшению среды можно уменьшить не­удовлетворенность работников, но лишь до некоторого «нулевого» уровня отношения к своей работе. Чтобы «столк­нуть» человека с этой «мертвой» точки и поднять заинтересо­ванность в труде, нужны дополнительные меры по обогаще­нию самого содержания труда.

Материальное вознаграждение нельзя рассматривать как постоянно действующий фактор. Люди работают за деньги до известного предела, за границами которого является лич­ное представление о хорошей работе. Заработная плата и пре­мия, согласно Ф. Херцбергу, – это гигиенические факторы или «негативные побуждающие стимулы», ибо при отсутствии денег люди чувствуют себя неуверенно, но при их наличии не обязательно почувствуют себя счастливыми и повысят производительность и качество труда. Повышение заработ­ной платы скорее привязывает работника к предприятию, но далеко не всегда стимулирует повышение производительно­сти труда.

В концепции Ф. Херцберга можно отметить еще одну осо­бенность: гигиенические факторы – это, главным образом, кол­лективные условия деятельности, общие для всех или многих работников на данном предприятии, мотивационные – каса­ются лишь каждого в отдельности и связаны с личностными характеристиками индивида. В рассмотрении альтернатив – коллективные или индивидуальные методы стимулирования труда – Ф. Херцберг делает акцент на вторых.

Обобщая, можно говорить о двух типах ментального ба­ланса: первый - удовлетворенность средой, которая не связа­на с содержанием работы, способствует стабилизации персо­нала, но не побуждает к повышению производительности труда (хотя и предупреждает от сознательного ее ограничения); вто­рой – удовлетворенность содержанием работы, связанная с психологическим развитием в ходе самоактуализации и само­реализации индивида. Таким образом, эта последняя дефини­ция ментального здоровья исходит из тезиса, что ментальную болезнь не следует противопоставлять ментальному здоровью в силу воздействия на них факторов принципиально разной природы. Удовлетворенность (как упоминалось ранее) высту­пает как функция содержания работы, а неудовлетворен­ность – как функция условий труда. Отметим, что для амери­канской социологии труда модель Ф. Херцберга является ведущей до сих пор. Основные идеи Херцберга легли в основу современной политики менеджмента и во многом способство­вали плодотворности ее осуществления в экономически раз­витых странах.

На примере одного из этапов республиканского социоло­гического мониторинга «Общественное мнение», проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в 2004 г., проранжируем ответы респондентов на воп­рос «Что для Вас важно в работе?». Частота выбора по каж­дому из предложенных вариантов ответа является показате­лем значимости для респондентов того или иного фактора.

Анализ результатов исследования показывает, что как у носителей умственного (служащих), так и у носителей физического труда (рабочих) наиболее развиты в структуре ментального балан­са гигиенические факторы, связанные с высоким заработком и благоприятным психологическим климатом в трудовом коллективе. Различие между ними состоит в том, что у слу­жащих сильнее, чем у рабочих, выражена мотивация к реа­лизации своих личных способностей, использованию своих знаний, опыта, квалификации. В то же время служащие в средней мере (менее 1/2), а рабочие слабо (менее 1/3) моти­вированы к работе над сложными и интересными проблема­ми. Очевидно, что все возрастающий разрыв между уровнем заработной платы и уровнем жизни ведет к тому, что мен­тальный баланс (по терминологии Ф. Херцберга) подавляющей части рабочих и служащих смещается в сторону одного из главных гигиенических факторов – заработной платы.

Очевидно, что в переходный период, связанный с инфля­цией и падением жизненного уровня населения, актуализиро­валась проблема усиления мотивированности индивидов к зарабатыванию денежных средств любым способом при одно­временном ослаблении мотивации к профессиональной, качественной и эффективной работе. В контексте анализа вза­имодействия мотива и стимула это явление объясняется раз­рушением связи заработной платы как стимула с качеством и количеством труда; разрушением связи заработной платы с уровнем квалификации и профессионализма, а также разру­шением самого смысла понятия «профессионализм в работе»; повышением спроса на малоквалифицированный физический труд и соответственно расширением стимуляционного поля для этого вида труда; формированием ситуации, когда глав­ным мотивом, побуждающим людей работать, становится при­вычка и надежда, что ситуация выправится и их труд будет оплачиваться по достоинству.

Превращение заработной платы в основной мотиватор трудового поведения работников, не связанный с содержани­ем их работы, означает перенос внимания в обществе с удов­летворения «внутренних» потребностей человека (признание, достижение успехов в работе, интерес к ее содержанию и др.) на удовлетворение «внешних» потребностей в поддержании определенного уровня материального благосостояния. В свою очередь, удовлетворение «внешних» потребностей способству­ет активизации вынужденного характера экономического по­ведения работников, ориентированного на зарабатывание средств к существованию. Трудовое поведение, связанное с совпадением профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации и производ­ственным процессом, уступает место экономическому поведе­нию, ориентированному вовне организации и связанному с перебором экономических альтернатив с целью рационально­го выбора, т.е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется выгода.

… Заработная плата превратилась из средства побуждения (хотя и умеренного) членов общества к производительному и качественному труду в средство побуждения к зарабатыванию, к вынужденному типу экономического поведения, в меньшей мере связанному с удовлетворением профессиональных интересов, а в большей – с удовлетворением материальных нужд.

 

Задание 3. Интерпретация афоризмов

Проанализируйте представленные ниже афоризмы известных мыслителей [4]. Выберите наиболее понравившиеся высказывания и обоснуйте свой выбор. Отберите высказывания, с которыми вы не совсем согласны и прокомментируйте их.

 

Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою.

В.Г. Белинский

Тот, кто работает, всегда молод. И иногда мне кажется, что, может быть, труд вырабатывает какие-нибудь особые гормоны, повышающие жизненный импульс.

Н.Н. Бурденко

Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.

Ф. Вольтер.

Только труд дает душевное здоровье – упорный, бодрый труд.

А.И. Герцен.

Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы.

Т. Карлейль

Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества.

М.Горький.

Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.

Л.Н. Толстой

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет.

К.Д. Ушинский

Праздная жизнь – это преждевременная смерть.

И.Гете.

Праздность, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает.

Б. Франклин

Трудитесь: находите покой в труде, ни в чем другом его не найти! Удовольствие пролетит – оно себе; труд оставляет след долгой радости – он другим.

Д.И. Менделеев

Задание 4. С точки зрения государства безработица является негативным или позитивным явлением? Почему? Возможна ли ситуация, когда уровень безработицы в стране равен нулю? Ответ обоснуйте.

 

Задание 5. Считаете ли вы целесообразным использование фактора национального менталитета в отраслевом разделении труда, в профессиональной специализации между представителями разных наций? Поясните свое мнение примерами.

Почему производительность труда во многих видах производства у женщин выше, чем у мужчин? Кому психологически легче работать на конвейере: мужчине или женщине? Каким образом действует при этом фактор возраста [11]?

 

Задание 6.

    Результаты республиканского социоло­гического мониторинга «Общественное мнение», проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в 2004 году показали, что произошло превращение заработной платы в основной мотиватор трудового поведения работников, не связанный с содержани­ем их работы [12]. Почему?

 

Задание 7. Психологическая диагностика

Проведите исследование удовлетворенности трудовой деятельностью членов коллектива (8-10 человек) с помощью краткой формы Миннесотского опросника удовлетворенности [15]. Подготовьте письменное резюме по результатам исследования.

Инструкция. Ниже приводится ряд высказываний, касающихся некоторых компонентов трудовой деятельности вашей организации. Нас интересует ваше мнение относительно этих суждений. Укажите, пожалуйста, в какой мере вы удовлетворены ниже перечисленными аспектами своей работы.

№ субшкалы   Аспекты работы Очень удовлетворен  (а) Удовлетворен (а) Не знаю Не удовлетворен (а) Очень не удовлетворен (а)
1. Возможность быть постоянно занятым (ой)          
2. Возможность работать одному (ой)          
3. Возможность время от времени выполнять разные задачи          
4. Возможность быть «кем-то» в организации          
5. Отношение начальника к подчиненным          
6. Компетентность моего непосредственного начальника при принятии решений          
7. Возможность делать то, что не вступает в противоречие с моей совестью          
8. Моя работа обеспечивает постоянную трудовую занятость          
9. Возможность делать что-то для других людей          
10. Возможность указывать людям, что нужно делать          
11. Возможность использовать свои способности          
12. Реализация политики организации на практике          
13. Зарплата и объем выполняемой мною работы          
14. Возможность карьерного роста на моей работе          
15. Возможность действовать по собственному усмотрению          
16. Возможность использовать собственные методы выполнения работы          
17. Условия труда          
18. Отношения между моими коллегами          
19. Похвала, которую я получаю за хорошо выполненную работу          
20. Чувство собственной значимости, которое я получаю от своей работы          

 

Интерпретация результатов. Миннесотский опросник удовлетворенности представляет собой список из 20 субшкал, измеряющих степень, в которой испытуемые удовлетворены различными аспектами их текущей работы. Каждая шкала включает одно утверждение. При обработке данных за ответ «очень удовлетворен(а)» начисляется 5 баллов, «удовлетворен(а)» – 4 балла, «не знаю» – 3 балла, «не удовлетворен(а)» – 2 балла и «очень не удовлетворен (а)» – 1 балл.

 

Шкала 1 Занятость Шкала11 Реализация  внутреннего потенциала
Шкала 2 Независимость Шкала 12 Политика организации
Шкала 3 Разнообразие Шкала 13 Заработная плата
Шкала 4 Признание Шкала 14 Продвижение по службе
Шкала 5 Стиль руководства Шкала 15 Ответственность
Шкала 6 Компетентность руководства Шкала 16 Творческий характер содержания труда
Шкала 7 Моральные ценности Шкала 17 Условия труда
Шкала 8 Уверенность в завтрашнем дне Шкала 18 Социальное окружение
Шкала 9 Общественная польза Шкала 19 Достижения
Шкала 10 Полномочия Шкала 20 Социальный статус

Шкалы разделяются на две группы в зависимости от степени удовлетворенности: внутреннюю и внешнюю удовлетворенность трудом. Внутреннюю удовлетворенность характеризуют шкалы 5, 6, 12, 13, 14, 17, 18, 19. Внешняя удовлетворенность представлена шкалами 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 15, 16, 20. Сумма баллов по этим группам шкал представляет собой общую удовлетворенность индивида трудовой деятельностью. Максимальное количество баллов для внутренней удовлетворенности трудовой деятельностью – 40 баллов, для внешней удовлетворенности – 60 баллов.

Задание 8. Тестовый контроль знаний по теме

   1. Продолжите предложение: "Труд – это ...».

   2. Из предложенного ниже набора слов составьте определение одного из понятий экономической психологии: «система, рабочей, социально-экономических, рынок, это, средств, отношений, между, силы, и, владельцами, производства, собственниками, труда».

  3. Закончите предложение: «Фундаментальным отличием рыночной экономики от экономики централизованной является то, что трудом считается любая целенаправленная, полезная и законная деятельность человека, требующая от него затрат мысли, усилий вне зависимости …».

  4. Соотнесите названия теорий, отражающих восприятие труда работниками, с их содержанием. Ответ запишите в виде сочетания буквы и цифры: А) теория X;  Б) теория Y;   В) теория Z ;

1) предрасположенность работников к труду зависит от заботы руководителя о персонале. Проявляя интерес к работнику, управленцы обеспечивают стабильную заинтересованность людей в трудовой деятельности;

2) все люди ленивы и каждому работнику свойственно отвращение к труду. Чтобы работник исправно трудился, надо его всячески побуждать к деятельности, используя административные, психологические и экономические методы;

 3) люди испытывают естественную потребность в труде и его результатах, проявляя инициативу и творчество. Но и такую приверженность к труду нужно подкреплять денежными вознаграждениями.

      5. Вставьте пропущенные слова в предложении: «В зависимости от участников формирования целей труда выделяют …, … и … трудовые цели».

      6. Положение о том, что «люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, соотносят его с оплатой людей, выполняющих аналогичную работу» относится:

А) к теории ожиданий; Б) к теории справедливости; В) к теории  Портера-Лоулера, Г) к теории Ф. Херцберга.

7. Положение о том, что «результаты, достигнутые сотрудником, зависят от следующих составляющих: затраченных работником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли» относится:

А) к теории ожиданий; Б) к теории справедливости; В) к теории  Портера-Лоулера, Г) к теории Ф. Херцберга..

      8. Расклассифицируете перечисленные   ниже факторы, влияющие на удовлетворенность человека трудом, как: А) факторы-мотиваторы;
Б) гигиенические факторы. Ответ запишите в виде сочетания буквы и цифр.

1) условия работы; 2) продвижение по службе; 3) величина заработной платы;

4) межличностные отношения в коллективе; 5) возможность творческого роста;

6) успех; 7) степень контроля за работой со стороны администрации; 8) высокая степень ответственности; 9) признание результатов работы.

      9. Перечислите основные виды безработицы (не менее пяти).

    10. Выберите все верные варианты ответов среди  ниже предложенных:

«На принятие решения о выборе профессии влияют следующие факторы:

А) установки индивида;

Б) жизненная ситуация индивида;

В) ценностные ориентации личности;

Г) стремление следовать за людьми, добившимися значительных успехов в определенной сфере трудовой деятельности;

Д) личностные характеристики человека;
Е) межличностные отношения;

Ж) обладание деньгами.

 



Практическое занятие №8

Дата: 2018-11-18, просмотров: 439.