Оценка благосостояния, ориентация на желаемый доход и способы его достижения у представителей социальных групп в Республике Беларусь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Среди опрошенных очень незначительно представлены те, кто оценил уровень собственного достатка как высокий и очень высокий. Немногим более половины (52,1%) оценили свой достаток как средний и чуть ниже среднего, 40,6% оценили его как низкий и очень низкий. В основном же субъективно оцененные доходы у представителей всех групп располагаются на шкале от «очень низкого» до «среднего».

Выше всего свой уровень достатка оценили учащиеся: 29,9% старшеклассников оценили его выше среднего. Такая оценка может быть связана с возрастными особенностями респондентов и не связана с реальным достатком. Среди тех, кто оценил свой достаток выше среднего («высокий уровень благосостояния» и «очень высокий уровень благосостояния»), кроме учащихся, были владельцы малых и средних фирм (11,4% от всех представителей социальной группы владельцев), участники обществ с ограниченной ответственностью (10,2%), индивидуальные предприниматели (6,3% индивиду­альных предпринимателей считают, что их достаток высокий и выше среднего).

Субъективная оценка достатка всегда идет с занижением его реальной величины. Это подтверждается, в частности, следующим: 67,8% респондентов ответили, что большинство знакомых относят их к людям со средним достатком. В то же время свой достаток как средний оценило 20,3% респондентов. Богатыми знакомые считают 23,3% опрошенных владельцев малых и средних фирм и 12,9% индивидуальных предпринимателей. В то же время только 11,4% представителей малого и среднего бизнеса и 6,3% индивидуальных предпринимателей оценивают свой достаток выше среднего.

Удовлетворенность достатком у представителей всех оп­рошенных групп населения низкая. Около трети всех респон­дентов (29,6%) крайне неудовлетворены собственным достат­ком, 74,2% неудовлетворены им в степени выше средней. Среднюю степень удовлетворенности собственным достатком высказали всего 14,7% респондентов. Собственное благосос­тояние устраивает 11,1% опрошенных.

Больше всего не удовлетворены собственным достатком безработные, работники государственных предприятий, от­крытых акционерных обществ и студенты. Относительно боль­шую удовлетворенность собственным достатком можно отме­тить у работников обществ с ограниченной ответственностью, индивидуальных предпринимателей, владельцев малых и сред­них фирм.

Свои возможности повысить собственный достаток рес­понденты всех опрошенных групп оценили не очень высоко, в основном как средние (21,9%) и чуть выше среднего (21,2%). Высоко оценивают свои возможности повысить доходы ме­нее четверти опрошенных (24,1%). В основном это владельцы и совладельцы малых и средних фирм, индивидуальные предприниматели, работники открытых акционерных об­ществ и студенты... Можно сделать вывод о том, что у предста­вителей социальных групп, достаток которых теснее связан с экономическим риском и личной инициативой, больше воз­можностей его повысить. Студенты связывают эти возмож­ности также с окончанием учебы и перспективой самостоя­тельного заработка, а также с подработкой (в настоящее время подрабатывает около трети (29,0%) студентов…

Желаемый ежемесячный доход у владельцев малых и средних фирм, индивидуальных предпринимателей и военных выше, чем у представителей других социальных групп.

Субъективным признаком уровня достатка (благосостоя­ния) более чем у трети респондентов (34,6%) было всего лишь «обеспечить себя и семью необходимым», около четверти (24,5%) считали признаком достатка способность обеспечить свое будущее благосостояние, а 22,3% ориентированы на дос­таток, который позволит обеспечить не только свое будущее, но также будущее своих детей и внуков. 11,5% респондентов стремятся разбогатеть максимально, чтобы всей семье в даль­нейшем жить на дивиденды. От этой общей тенденции не­сколько отличаются представители бизнеса (как индивидуаль­ные предприниматели, так и владельцы небольших фирм). Среди них больше тех, кто ориентирован на работу по обеспе­чению достатка не только в настоящем, но и на перспективу (для детей и внуков).

Уровень собственной деловой активности по повышению достатка выше всего оценен работниками обществ с ограни­ченной ответственностью, представителями бизнеса и безра­ботными. Недостаточно активны в этом плане, с их точки зрения, военные, работники госпредприятий, открытых акци­онерных обществ, студенты…

Заработная плата, стипендия, твердо установленные вып­латы доминировали в качестве источника дохода у представи­телей всех групп, однако в разной степени. Например, у воен­ных, работников государственных предприятий и учреждений, работников открытых акционерных обществ было только два основных источника дохода - заработная плата и помощь род­ственников. Все остальные источники не играли существен­ной роли. У безработных и студентов существенная часть до­ходов поступала от невыявленных источников. Доходы от собственного бизнеса имеют существенный вес только в груп­пе владельцев малых и средних фирм (здесь они соотносимы с заработной платой). У индивидуальных предпринимателей доходы от коммерческой деятельности, хотя и занимают второе место после твердо установленного заработка, не влияют определяющим образом на достаток. Структура доходов пред­ставителей малого и среднего бизнеса отличается от аналогичной в других группах населения не тем, что у них доходы от коммерческой деятельности являются основными (это не так), а большим, чем у других групп населения, разнообразием ис­точников дохода. Многие «рыночные» источники доходов - сдача в наем недвижимости, дивиденды от акций и иных цен­ных бумаг, проценты с денежных вкладов - не популярны у респондентов всех опрошенных групп, хотя у представителей малого бизнеса встречаются несколько чаще, чем у других групп населения.

Абсолютное большинство респондентов будут в ближай­шее время стремиться повысить уровень своих доходов. Са­мая большая часть из них среди безработных (67,0%), сту­дентов (55,3%), сотрудников открытых акционерных обществ (53,6%), госпредприятий (45,4%) будет искать новую, лучше оплачиваемую основную работу. Значительная часть работ­ников государственных предприятий и учреждений (47,7%), частных предпринимателей (39,3%), работников обществ с ограниченной ответственностью (28,3%) и студентов (22,4%) ориентированы на поиски дополнительной работы. Начало или расширение собственного бизнеса как средство увели­чения доходов выбирают преимущественно владельцы малых и средних фирм (56,0%), учащиеся (39,5%), индивидуальные предприниматели (21,3%). Представители других соци­альных групп меньше ориентированы на предприниматель­скую деятельность как способ достижения достатка. Следу­ет отметить, что незначительная часть опрошенных во всех социальных группах ориентирована на покупку ценных бу­маг (акций предприятий, облигаций), а также сдачу в наем недвижимости и вклады в банк под проценты как формы по­вышения достатка. Такое отношение к ценным бу­магам и вкладам сформировано предыдущими экономичес­кими этапами развития с их экономическими трагедиями. Возможно также, что отсутствие установки приобретать цен­ные бумаги связано с отсутствием развитого рынка этих бу­маг в Республике Беларусь.

Вообще к экономическому риску ради повышения достат­ка готово только 21,7% респондентов (по всей совокупности опрошенных). Таких людей больше среди учащихся (34,4%), индивидуальных предпринимателей (25,4%) и студентов (25,0%). Владельцы малых и средних фирм психологически меньше готовы к экономическому риску. 25,3% из них ответили, что не любят рисковать в своей деятельности. Среди не­значительно представленных субъектов, предпочитающих жить исключительно в условиях неопределенности и риска (всего 3,7% от всей совокупности опрошенных), преобладали индивидуальные предприниматели (7,9% представителей дан­ной группы предпочли жить и работать в этих условиях). Ин­дивидуальный предприниматель в нашей республике по сво­им психологическим качествам наиболее соответствует рыночным отношениям. По сравнению с другими социальны­ми группами среди индивидуальных предпринимателей боль­ше людей предпочитают жить и работать в условиях кон­куренции. Менее всего условия конкуренции одобряют работники государственных предприятий, открытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответствен­ностью…

Следует сказать, что представители бизнеса в республике и работники обществ с ограниченной ответственностью боль­ше представителей других групп ощущают неодобрительное отношение неблизкого к себе окружения к собственной предпринимательской деятельности. На это указывает 22,3% вла­дельцев малых и средних фирм, 18,9% сотрудников обществ с ограниченной ответственностью и 15,9% индивидуальных предпринимателей.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 460.