В результате исследования были выявлены значимые различия в отношении респондентов к разным видам неэтичной рекламы. Вызывающе-сексуальная реклама оценивался ими как наиболее современная и сексуальная, но при этом признается, что она является неприличной. Также она более теплая по сравнению с агрессивной рекламой. Такая реклама в большей мере не понравится родителям респондентов и оценивается как более пошлая, чем агрессивная и циничная. Она считается более профессиональной, и рекламируемый в ней товар в меньшей мере не кажется хорошим по сравнению с циничной рекламой. Агрессивная реклама оценивается респондентами как менее простая и более дисгармоничная, чем вызывающе-сексуальная и циничная. Она также наиболее нереальная и враждебная. Такая реклама оценивается как более холодная по сравнению с вызывающе-сексуальной и более запоминающаяся по сравнению с циничной. Циничная реклама оценивается как наиболее реалистичная и спокойная, но наиболее асексуальная и наименее современная. Она более отталкивающая и дешевая, менее оригинальная и эмоциональная, в большей мере не понравится друзьям, чем другие виды неэтичной рекламы. Такая реклама оценивается как менее профессиональная по сравнению с вызывающе-сексуальной, менее запоминающаяся и более непонятная по сравнению с агрессивной. Циничная реклама оценивается респондентами как не привлекающая внимание и огорчающая в отличие от вызывающе-сексуальной и агрессивной рекламы. Поведение героев осуждается респондентами в большей степени, чем в других видах рекламы. К тому же рекламируемый товар в большей мере не кажется хорошим по сравнению с вызывающе-сексуальной рекламой…
Психологическое отношение к неэтичной рекламе юношей и девушек
Наибольшие различия в оценках представителей двух полов наблюдаются при восприятии вызывающе-сексуальной рекламы. Она оценивается девушками как более сексуальная, чем юношами, но ее герои для девушек более непохожи на друзей. Девушки осуждают поведение героев и не хотят смотреть такую рекламу. Юноши одобряют поведение героев рекламы и хотят ее досмотреть. На основании этих результатов можно утверждать, что молодым мужчинам в некоторой степени нравится такая реклама.
Различий между полами в отношении к агрессивной рекламе меньше. Девушкам она кажется более дисгармоничной, чем юношам. Такая реклама скорее не понравится друзьям девушек, а юноши считают, что она понравится их друзьям. То есть подобное различие может базироваться на социальных стереотипах мужественности и женственности, а не реальных особенностях отношения к этой рекламе.
Не было обнаружено значимых различий в оценке мужчинами и женщинами циничной рекламы... По-видимому, здесь затрагиваются общечеловеческие нравственные установки, не зависящие от половой принадлежности респондентов…
Задание 3. Интерпретация афоризмов
Проанализируйте представленные ниже афоризмы известных мыслителей [2]. Выберите наиболее понравившиеся высказывания и обоснуйте свой выбор. Отберите высказывания, с которыми вы не совсем согласны и прокомментируйте их.
Цена – стоимость товара плюс разумное вознаграждение за угрызения совести при назначении цены.
А. Бирс
Сколько бы ни стоило, лишь бы не дорого.
Неизвестный
Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи.
Английское изречение
Ничто не дается нам так дешево, как нам хочется.
А. Кнышев
Реклама – это средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слышали.
М. Ларни
Вести бизнес без рекламы – все равно, что подмигивать девушкам в полной темноте.
С.Х. Дритт
Реклама – это искусство делать из полуправды целую ложь.
Э. Шоафф
Легче сочинить десять правильных сонетов, чем хорошее рекламное объявление.
О. Хаксли
Сворачивать рекламу, чтобы сберечь деньги все равно, что останавливать часы, чтобы сберечь время.
Неизвестный
Последняя стадия адаптации продукта к рынку – это адаптация рынка к продукту.
К. Джеймс
Задание 4. В теории спроса выделяют эффекты, отображающие наиболее типичные модели поведения потребителя. Они показывают, что реальное поведение потребителя отличается от поведения "экономического человека". В экономической теории спроса рассматривается обратная зависимость количества покупаемого товара от его цены, которая выражается непрерывной кривой спроса. На практике взаимоотношение цены и количества приобретаемого товара не имеет непрерывного характера.
Приведите примеры покупок, опирающихся на перечисленные ниже эффекты потребительского поведения [3].
Эффект "бэндвэгон" (эффект общего вагона, присоединения) состоит в том, что товар покупается не в силу необходимости, а в силу желания не отстать от других, быть как все. Данный эффект свидетельствует об ориентации потребителя на определенную социальную норму.
Эффект "сноба" выражает, наоборот, стремление отличаться от других, выделяться из "толпы", поэтому не приобретается необходимый товар, когда он доступен другим.
Эффект Веблена свойственен показательному демонстративному потреблению (с опорой на мнение других людей). Он связан с влиянием цены, причем парадоксально, когда с повышением цены увеличивается спрос на товар, и наоборот, снижение цены уменьшает количество покупок. Эффект Веблена реализует потребность в уважении.
Близок к нему эффект "цена-качество", опирающийся на заключение о том, что более высокая цена всегда соответствует более высокому качеству.
Срабатывает также эффект "верность качеству", вызванный устойчивой предрасположенностью к определенной фирме или торговой марке, которая может выступать авторитетом, гарантом при покупке незнакомых, новых или не свойственных этой фирме товаров.
Своеобразно срабатывает механизм временных предпочтений при покупке. Например, было установлено, что при покупке электроприборов отдается предпочтение более дешевым, но менее экономичным товарам.
Согласно проспект-теории индивид часто излишне уценивает будущие расходы.
Задание 5. Чем реклама на потребительские товары отличается от рекламы на промышленное оборудование, приборы и т.д. Какова психологическая основа такой дифференциации [11]?
Задание 6. Проанализируйте, чем обычно вы руководствуетесь при принятии решения о покупке товара[11]?
Задание 7. Психологическая диагностика
Проведите мини-опрос с помощью представленной ниже анкеты. Обобщите результаты исследования, соотнося их с данными о возрасте, поле и социальном положении [11]. Составьте письменное резюме по результатам исследования.
Представьте свое радостное ощущение в связи с покупкой нужного вам товара как некую величину, равную 100%. Как распределится этот уровень радостных эмоций между тремя уровнями:
1) на стадии ожидания покупки;
2) в момент приобретения;
3) сразу после приобретения?
Задание 8. Тестовый контроль знаний по теме
1. Перечислите недостающие особенности поведения потребителя в условиях рыночной экономики: А) навязанные потребности; Б) … ; В) опережающее потребление в виде кредита; Г) … .
2. Вставьте слова, пропущенные в предложении: «К психологическим особенностям восприятия товара относятся следующие:
А) товар воспринимается как образ, связанный с товарной маркой; Б) …; В) …; Г) восприятие товара представляет собой процесс получения информации».
3. Исключите лишний элемент в суждении: "Ключевая информация о товаре включает в себя: А) цену товара; Б) внешний вид товара; В) отзывы о товаре знакомых; Г) название торговой марки, произведшей товар ".
4. Среди предложенных вариантов выберите правильный ответ: «Покупатель меньше внимания уделяет ценам, которые:
А) отклоняются от привычных; Б) вызывают споры; В) установлены на товары, обладающие хорошим имиджем; Г) установлены на новые товары.
5. Назовите факторы (не менее 3-х), от которых зависит восприятие человеком рекламы.
6. Закончите предложение: «На рынке предложения реклама выполняет следующие функции: А) привлекает внимание к товару; Б) … ; В) … ».
7. Вставьте слова, пропущенные в предложении: «Для оказания психологического воздействия на потребителя, которое может привести к покупке товара, разработана формула АIDА, которая включает в себя: а) привлечение внимания человека к товару; б) …; в) склонение к решению о покупке; г) …».
8. Выберите все верные ответы среди предложенных: «На итоговые действия покупателя воздействуют следующие факторы:
А) уровень образования; Б) характер; В) материальное положение; Г) семейное положение; Д) особенности текущей ситуации; Е) уровень культуры».
9. Покупки, предполагающие обдумывание вопроса «Каким образом можно совершить покупку, удовлетворяющую потребности в наибольшей степени?» – это:
А) привычные покупки; Б) покупки, основанные на размышлении; В) спонтанные покупки; Г) часто происходящие покупки.
10. Восстановите последовательность стадий принятия решения о покупке индивидом. Ответ запишите в виде последовательности цифр.
1) реакция на покупку; 2) оценка вариантов; 3) осознание проблемы; 4) решение о покупке, 5) поиск информации.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Соотношение экономической теории и экономической психологии и их взаимосвязь.
2. Основные методы исследования в экономической психологии.
3. Психологические законы экономического поведения индивидов.
4. Перспективы развития экономической психологии.
5. Модели экономического поведения и их эволюция в экономических и психологических теориях.
6. Влияние потребностей и интересов на экономическое поведение индивидов.
7. Психологические аспекты предпринимательской деятельности.
8. Психологические аспекты деятельности менеджера.
9. Психология восприятия долгов.
10. Психологические особенности кредитования и поэтапной оплаты.
11. Закономерности экономического поведения в условиях инфляции и
экономических кризисов.
12. Психологическое воздействие денег на людей.
13. Психологические аспекты восприятия доходов и сбережений.
14. Психология риска в экономической деятельности.
15. Психология экономического неравенства.
16. Психология экономического страха.
17. Восприятие экономической политики государства различными слоями населения.
18. Психологическая характеристика девиантных форм экономического поведения (шантаж, подкуп, сговор, коррупция, рэкет).
19. Представления населения об уровне экономического благосостояния.
20. Психологические проблемы теневой экономики.
21. Психологическое восприятие государственных доходов и расходов.
22. Оценка налоговой политики различными слоями населения.
23. Психологические модели поведения при уклонении от уплаты налогов.
24. Психология материального стимулирования труда в условиях рыночных отношений.
25. Механизмы регулирования трудового поведения персонала в рыночных условиях хозяйствования.
26. Экономико-психологические подходы к регулированию численности персонала.
27. Психологические аспекты организационной культуры.
28. Психологические особенности восприятия и оценки товаров потребителями.
29. Поведение различных слоев населения на рынке потребительских товаров.
30. Психологические механизмы и методы рекламного воздействия на потребителей.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Дата: 2018-11-18, просмотров: 609.