Какие причины обусловливают важную регулирующую роль государства в развитии экономики в постсоветском обществе?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важную регулирующую роль государства в развитии ры­ночной экономики обусловливают следующие причины.

Первая из этих причин коренится в самой сущности со­временной рыночной экономики, базирующейся на науч­но-технических достижениях и ориентирующейся на соци­альные приоритеты, реализовать которые без активной ре­гулирующей роли государства не представляется возможным.

 Вторая причина усиления регулирующей роли государ­ства в развитии экономики заключается в том, что совре­менная экономическая рыночная система, хотелось бы или не хотелось это основным субъектам хозяйствования, ста­новится все более социально ориентированной, т.е. направ­ленной не только на экономическую эффективность и эко­номический рост, но и на решение важнейших социаль­ных проблем, связанных с ростом благосостояния различ­ных групп населения.

Третья причина возрастающей регуляционной роли го­сударства в развитии современной экономики обусловле­на расширившимися в последнее время масштабами ан­тропогенной (в первую очередь техногенной) нагрузки на окружающую среду, порожденной растущими выбросами вредоносных отходов в атмосферу, водоемы, почвы и т.д., а снизить подобного рода негативные побочные эффекты экономической деятельности способно только государст­во, располагающее необходимыми для этого ресурсами и властными полномочиями.

Четвертая причина, обостряющая необходимость осу­ществления регулирующей роли государства в экономиче­ском развитии общества, заключается в нарастающей об­щественной потребности законодательно-правового огра­ничения стремления крупного предпринимательства к обес­печению монополии на производство и продажу определенных видов товаров и услуг, в обеспечении государст­венными органами таких общественных потребностей, как поддержка фундаментальной науки, национальной систе­мы безопасности, строительства автомагистралей и т.п.

Пятая причина, обусловливающая расширение масшта­бов и возрастание степени государственного вмешательст­ва в социально-экономические процессы, состоит в необ­ходимости уменьшения неоправданных различий в дохо­дах различных групп населения, что вызывает чрезмерно большое распространение бедности, в том числе и в бога­тых странах, становится источником социальных конфлик­тов и потрясений.

17.8. Какие функции выполняют бизнес и государство в сложной системе «бизнес государство»?

В системе «бизнес-государство», как справедливо от­мечает О.С. Дейнека, «элемент «бизнес» реализует функ­цию риска и прогресса, а элемент «государство» – функ­цию надежности и стабильности посредством регулирования и контроля. Дисбаланс между этими элементами может принимать две крайние формы. Сверхконтроль со сто­роны государства лишает экономику развивающего нача­ла и приводит к стагнации, а бесконтрольность делает ее опасной, криминализированной, что в конечном итоге приводит к разрушительным социоэкономическим процес­сам. Дело в том, что социальная природа бизнеса вне действия находящихся в руках государства противовесов (законы, нормы, налоги, финансовый контроль) та­кова, что главной его движущей силой является безоста­новочное и неудержимое стремление к прибыли. Чем боль­шей прибыли достигает предприниматель, тем выше воз­растает его стремление к ее получению, а это заставляет крупных воротил бизнеса идти на сделку с совестью, на­рушать существующие в обществе традиции, нормы, зако­ны, ценности культуры и морали.

Более того, в нерегулируемой или плохо регулируемой экономике могут нарастать проявления дисбаланса и внутри подсистемы «бизнес», которые приводят к поляризации ин­тересов отдельных субъектов рыночного хозяйства – пред­принимателей и потребителей, потребителей и менеджеров, предпринимателей и брокеров (оптовых посредников), брокеров и дилеров (независимых розничных торговцев), пред­принимателей и наемных работников. Нередко в значитель­но большей степени, чем предприниматель-производитель, оптовик готов идти на сокращение физического объема про­дукции ради повышения цен. Такое доминирование посред­ника на рынке, в случае отсутствия ценового регулирова­ния, приводит к обострению противоречий вдоль всех сто­рон треугольника: производитель – оптовик – потребитель. Чтобы предотвратить такую ситуацию или ограничить ее не­гативные последствия, если она возникла, государство должно выполнять во взаимоотношениях с бизнесом основные регуляционные экономические функции.

 

Задание 3. Интерпретация афоризмов

Проанализируйте представленные ниже афоризмы известных мыслителей [2, 4]. Выберите наиболее понравившиеся высказывания и обоснуйте свой выбор. Отберите высказывания, с которыми вы не совсем согласны и прокомментируйте их.

 

Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.

Н. Бердяев

Если бы природа имела столько законов, как государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею.

Л. Берне

Государственный корабль – единственный, который дает течь на самом верху.

Дж. Рестон

Если вы лжете людям, чтобы получить их деньги, – это мошенничество. Если вы лжете людям, чтобы получить их голоса – это политика.

Неизвестный

Политическая сила и значение народа выражаются постоянно в силе правительства, ослабление которого неминуемо ведет государство к упадку.

Т. Грановский

Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам.

Ж.-Ж. Руссо

Достоинство государства зависит в конечном счете от достоинства образующих его личностей.

Д. Милль

Для граждан гораздо полезнее, когда процветает все государство в целом, а не когда отдельные люди преуспевают, целое же разрушается.

Фукидид

Когда в Поднебесной много запретов, народ беднеет.

Лао-цзы

Заполняя налоговую декларацию, не забудь в графе «Иждивенцы» написать: «Государство».

Неизвестный

Задание 4. Государство выполняет в обществе роль коллективного лидера, руководителя. Стиль руководства может быть при этом демократическим, авторитарным. Каковы положительные и отрицательные стороны каждого из стилей. К какому типу общенационального управления склоняетесь вы? Почему [11]?

 

Задание 5. Сформированный обществом институт государства нацелен на интересы членов общества. Считаете ли вы, что любой институт, в том числе и институт государства, создает автоматически и свою систему, которая имеет свои потребности, которые не всегда совпадают с потребностями всего общества? В каком соотношении находятся потребность государства удовлетворять свои интересы и потребность удовлетворять интересы всего общества? От чего зависит это соотношение? Как можно на него влиять [11]?

 

Задание 6. Субъекты экономики, находясь по отношению к государству в «подчиненном положении», могут проявлять стремление стать независимыми. Может ли это стремление к независимости толкать субъектов экономики к возвышению над институтом государства? Какие способы используют субъекты экономики для давления на государство? Может ли это давление осуществляться продуманно, на основе разработанной концепции [11]?

 

Задание 7.  Психологическая диагностика

Проведите мини-опрос на тему: «Какие ассоциации рождает у вас понятие «государство»? для систематизации полученных данных составьте анкету, в которой будут указаны возможные варианты ответов. Сравните характер восприятия этого понятия у людей  разного возраста, пола, профессии (по 8-10 человек). По итогам опроса сделайте письменное резюме [11].

Задание 8. Тестовый контроль знаний по теме

    1. Из предложенного ниже набора слов составьте определение одного из понятий экономической психологии: «...система, традициями, объединенных, организации, жизнедеятельности, это, общества, система, универсальная, деятельностью, управления, и, отношениями, людей, общей, историей, процессов, территорией».

   2. Вставьте слова, пропущенные в предложении: «Как субъект экономических отношений государство выполняет следующие функции: А) формирования экономических отношений между субъектами экономики; Б)…; В) собственника национального богатства; Г) …Д) непосредственного хозяйствования; Ж) … ».

3. Выберите все правильные ответы среди предложенных ниже: «К факторам, определяющим отношение индивида к экономической деятельности государства, относятся:

А) характер; Б) социальный статус; В) степень образованности; Г) пол; Д) жизненный опыт; Е) материальные условия жизни; Ж) семейное положение».

    4. Завершите предложение: «На формирование экономической политики государства оказывают влияние следующие факторы: А) экономический потенциал страны; Б) модель экономического развития; В) … ; Г) … ; Д) …; Е …)».

5. Сформулируйте, в чем проявляется самоорганизующая сущность рыночной экономики с помощью предложенной А. Смитом метафоры «невиди­мой руки».

       6. Исключите лишний элемент в суждении: «На формирование имиджа лидера страны влияют: А) его интеллектуальный уровень; Б) предсказуемость действий; В) возраст; Г) доброжелательность; Д) чувство юмора; Е) демонстрация внутренней энергии; Ж) умение вести дискуссию».

    7. Продолжите предложение: «Основными видами государственного регулирования экономики являются…»

    8. Расклассифицируйте нижеперечисленные реакции субъектов экономики на курс экономической политики государства, записав ответ в виде сочетания буквы и цифры:

    А) реакции населения; Б) реакции предпринимательских структур и объединений.

    1) теневая экономика; 2) усиление активной жизненной позиции; 3) усиление внутреннего несогласия; 4) разработка альтернативных вариантов экономической политики; 5) «встречное» влияние на экономический курс; 6) формирование новых форм предпринимательской деятельности.

   9. Назовите основные задачи экономической политики государства (не менее четырех).

     10. Продолжите высказывания: "Теневая экономика – это ... . Ее причинами являются: А) …; Б) …; В) … ; Г) … ».

Практическое занятие №6

Дата: 2018-11-18, просмотров: 543.