Отношение к деньгам и собственности как к феноменам рыночных отношений в социальных группах Республики Беларусь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отношение к возможному появлению крупных денежных средств у респондентов всех социальных групп трудно назвать абсолютно «рыночным». В основном эти средства были бы израсходованы на приобретение недвижимости (61,9%), вклад в банк на выгодных условиях (42,5%), помощь близким лю­дям (41,8%) и только на четвертом месте - вложение свобод­ных средств в бизнес (34,1%). В наименьшей степени предста­вители социальных групп ориентированы на перечисление средств на общественные нужды (пожертвования) (5,4%), по­купку валюты и золота (10,8%), дорогой одежды, мебели, ма­шины (13,1%). Последнее говорит об изменениях во взглядах на свободные денежные средства в сторону рыночных: деньги должны работать. Однако и покупка ценных бумаг предприя­тий и фирм (21,6%), так же как и создание или расширение собственного бизнеса, тоже недостаточно часто выбирается представителями социальных, групп. Здесь есть существенные различия. Например, среди представителей бизнеса на вложе­ние свободных средств в его расширение ориентировано 62,1% владельцев малых и средних предприятий и 55,6% индивиду­альных предпринимателей. 49,5% опрошенных учащихся от­ветили, что при наличии свободных денежных средств они вложат их в создание или расширение собственного бизнеса. В остальных социальных группах ориентация на вложение средств в создание или расширение собственного дела выра­жена слабее.

Собственность рассматривается далеко не всеми в каче­стве гаранта относительно стабильного существования в ус­ловиях рыночных отношений. Косвенным подтверждением этого являются ответы респондентов на вопрос о том, хотят ли люди быть крупными собственниками. Всего лишь 21,1% опрошенных были полностью согласны с тем, что большин­ство людей хотят быть крупными собственниками, и 14,5% были «скорее согласны» с этим утверждением. Существен­ных различий в ответах в зависимости от статуса респонден­тов не было. Больше всего не согласны были с тем, что все хотят быть собственниками, владельцы малых и средних фирм.

Основными признаками собственности были: недвижи­мость, приносящая прибыль (51,0%), собственное предприя­тие (48,0%) и наличие капитала в прибыльном деле (46,5%). Около трети опрошенных (28,1%) считают элементом соб­ственности ценные бумаги банков и предприятий. Среди пос­ледних преобладают индивидуальные предприниматели (39,7%) и студенты (46,1%). В других социальных группах ассоциация ценных бумаг с собственностью не столь выраже­на. Самое пренебрежительное отношение к ним у владельцев средних и малых фирм: только 16,3% респондентов в этой груп­пе склонны считать ценные бумаги признаком собственности. Следует отметить, что крупные денежные средства у значительной части респондентов во всех социальных груп­пах не ассоциируются с собственностью…

Таким образом, анализ ценностного отношения предста­вителей социальных групп к рыночным феноменам показал наличие противоречий в этом отношении, амбивалентность в восприятии феноменов рынка, недостаточно высокий уровень готовности к самостоятельному существованию в условиях рыночных реалий, недостаточную готовность к самостоятельному су­ществованию в условиях закономерного экономического и социального риска.

Задание 3. Интерпретация афоризмов

Проанализируйте представленные ниже афоризмы известных мыслителей [2]. Выберите наиболее понравившиеся высказывания и обоснуйте свой выбор. Отберите высказывания, с которыми вы не совсем согласны и прокомментируйте их.

Собственность – это кража.

П.Ж. Прудон

Моё лучше, чем наше.

Б. Франклин

Собственность – вот дух законов.

С.Н. Ленге

Каждый – кузнец своего счастья, особенно если ты владеешь собственной кузницей.

Л. Кумор

Важно не то, сколько ты зарабатываешь, а на кого тратишь.

Неизвестный

Ничто так не деморализует, как скромный, но постоянный доход.

Э. Уилсон

Богатство – любой доход, который хотя бы на сто долларов превышает годовой заработок мужа сестры вашей жены.

Г.Л. Менкел

Акробат – человек, удерживающийся в границах своих доходов.

Ж. Петан

Живи по средствам, даже если для этого необходимо залезть в долги.

Г.У. Шоу

Задание 4. Согласно выводам психологов мотив к накоплению часто связан со стремлением к власти, к чувству контроля над другими. Однако некоторые диктаторы не стремились к накоплению материальных благ. Как вы можете это объяснить [11]?

Задание 5 . Может ли менталитет населения быть самостоятельным фактором, влияющим (при прочих равных условиях) на степень сбережения? Каким образом мог бы отличаться данный показатель в разных странах или у разных социальных групп [11]?

Задание  6. В жизни нередко наблюдаются случаи, когда люди накапливают доходы (в основном в форме вещей, материальных предметов) не имея четкой цели в их дальнейшем использовании. В литературе такие люди нашли воплощение в образе Плюшкина. Каковы, по вашему мнению, психологические причины такого поведения [11]?

Задание 7. Психологическая диагностика

Проведите мини-опрос определенной социальной группы (8-10 человек) с помощью следующей анкеты.

В какой форме вы осуществляете свои сбережения?

а) в наличном долларовом запасе;

б) в форме депозитов в банке;

в) в форме покупок ценных бумаг;

г) в наличных белорусских рублях;

д) в форме валютного счета за рубежом;

е) в виде вложения в недвижимость.

Определите соотношение форм сбережения в процентах. Сделайте письменное резюме по результатам исследования, приложив анкеты [11].

Задание 8.  Тестовый контроль знаний по теме

    1. Какое понятие экономической науки может быть определено следующим образом: "... - это совокупность материальных и стимостных благ, полученная индивидом по результатам определенной деятельности".

       2.  Продолжите предложение: «Сбережения – это …».

    3. Назовите цели сбережения индивида, выделенные Дж. Катоной: А).... ; Б)... .

       4. Расклассифицируйте нижеперечисленные мотивы сбережений, записав ответ в виде сочетания буквы и цифры:

А) прагматические; Б) не имеющие практической направленности.

1) мотив достижения контроля над ситуацией; 2) мотив получения дохода; 3) мотив сбережения как самоцели; 4) мотив безопасности; 5) альтруистический мотив; 6) мотив престижа.

    5. Сформулируйте психологический закон Дж. Кейнса.

    6. Перечислите основные особенности процесса сбережения у населения на постсоветском пространстве (не менее трех).

    7. Из предложенного ниже набора слов составьте определение одного из понятий экономической психологии: «... отношения, объекты, и, по поводу, собственности, материальные, них, субъектами, это, различными, собственность, между».

    8. Выберите все правильные ответы среди предложенных ниже:

«К субъектно-объектным отношениям по поводу собственности относятся: А) раздел собственности; Б) владение собственностью; В) передел собственности; Г) распоряжение собственностью; Д) пользование собственностью.

    9. Впишите пропущенные слова в предложении: "Выделяют следующие формы собственности: ... , общая ( ... и ... ), ... ".

       10. Перечислите типы  имущественно-собственнического поведения индивидов (не менее четырех).

 

Практическое занятие №5

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Государство и его основные функции.

2. Факторы, определяющие отношение индивида к государству.

3. Государственная экономическая политика и факторы, ее регулирующие.

4. Менталитет нации и институт лидерства как факторы, определяющие экономическую политику государства.

5. Задачи экономической политики государства.

6. Модуляциия курса экономической политики

7. Психологические закономерности восприятия государственной экономической политики.

8. Влияние населения на курс экономической политики государства.

9.  Влияние предпринимательских структур и общественных объединений на курс экономической политики государства.

10.  Теневая экономика, ее причины и формы проявления.

 

Задание 1. Обсуждение рефератов на тему:

1. Восприятие экономической политики государства различными слоями населения.

2. Психологическая характеристика девиантных форм экономического поведения (шантаж, подкуп, сговор, коррупция, рэкет).

3. Представления населения об уровне экономического благосостояния.

4. Психологические проблемы теневой экономики.

Задание 2. Аннотирование статьи

Ниже приведены выдержки из Главы 17 “Регулирующая роль государства в развитии рыночной экономики” книги «Экономическая социология» [1, с.195-202]. Внимательно изучите текст, выполните следующие задания:

1. Охарактеризуйте принцип самоорганизации, который реализуется в рыночной экономике.

2. Почему в условиях рыночной экономики необходимо государственное регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования?

3. Назовите основные виды государственного регулирования экономики. В чем заключаются основные задачи этого регулирования?

4. Каковы особенности регулирования экономики государством в потсоветских странах?

5. Подготовьте аннотацию данной статьи.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 497.