Монетарные стратегии экономического поведения молодежи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

… В монетарных стратегнях экономического поведения молодежи России проявляются тенденции оптимизма, отражающие свойственный этому возрасту образ идеального будущего. У юношей и девушек есть определенные планы как в отношении своих занятий, профессионального становлення, так и в отношении уровня своих доходов в будущем. В их жизненных планах находит место предприимчивость, большое желание в будущем иметь собственное дело. Кроме того, молодежь демонстрирует готовность работать сверхурочно при большей оплате труда, но в то же время к себе как работнику относится щадяще, ориентирована на сохранение своего здоровья и не готова имигрировать с целью заработков.

Молодые люди не скрывают, что в своих планах они полагаются на удачу, а основным фактором материального успеха считают везение. К такому же заключенню пришли О.С. Дейнека и М.В. Свинцов, причем последний предложил социокультурное обьясненне этому: «...в полном соответствии с традициями российской социокультуры добиваться всего упорным трудом счнтается уделом людей не вполне удачливых и не сулит достиження материальных высот». Современной российской молодежи присущи те характерные качества, которые всегда отличали ее от других возрасных групп. Это – оптимизм с элементами идеализма в планах, склонность к риску, более высокие, чем в других возрастных группах, уровень эгоизма, мобильности, завистливости и др. Однако за последние годы изменнилась трудовая мотивация молодых людей: от ориентации на интересный, содержательный труд к направленности на высокий заработок. Отмечается устойчивое повышение уровня притязаннй молодежи, которая постепенно становится более самостоятельной, чем раньше. Иногда в этом просматриваются черты социальной инкапсуляции, когда потеряно доверне к другим и полагаться можно только на самого себя.

Участвовавшие в исследовании респонденты рассматривают образование как такое средство, которое сделает их труд более оплачиваемым и продуктивным, при этом в их поведении прослеживаются элементы формальности – получение диплома о высшем образованнн как путевки в дальнейшую жизнь, принятие возможности в будущем работать не по выбранной спецнальности и т.п.

Готовность незаконно зарабатывать деньги в сознаннн молодых людей положительно связана с их ориентацией на профессию, которая пользуется в обществе наибольшим спросом, является престижной. Но более тревожным является то, что они терпимо относятся к незаконным действиям других людей (например, к неуплате налогов). Такая позиция молчаливого одобрения способствует формированию социально равнодушных людей.

Молодежь не согласна с тем, что ее жизнь «однодневна», но и не строит далеко идущих планов. Одновременно с этим выявлена связь между несформированностью жизненных планов у юношей и девушек и их представлением о нецелесообразности перпективного планирования будущего материального и социального положения. Данные результаты во многом обьясняют отсутствие понимання молодежью образа своего будущего.

       Сравнение отношения британских и российских молодых людей к различным способам обогащения позволило выявить ряд различий. Так, А. Фенем и Р. Окамуро получили в 1998 г. на британской выборке следующие результаты.

Первый фактор, имеющий «вес» 2,76, был назван авторами исследования «кошмар» (как антоним устоявшегося поня­тия «американская мечта»), поскольку он указывал на то, что деньги приобретаются благодаря нечестности и непо­рядочности, жадности и скупости, нужным связям и друзьям, везению и удаче при отсутствии каких-либо способностей. Второй фактор («вес» - 1,90) был назван «мечта», так как именно умственные способности, талант и терпение, бережливость, упорная работа требовались, чтобы «приобрести состояние». Третий фактор («вес» - 1,11), названный «амбиции», включал такие позиции, как желание, амбиции и риск.

Как указывалось выше, полученные на отечественной выборке результаты отличаются от данных А. Фенема и Р. Окамуро.

Первый фактор («вес» - 2,74), названный «Дон Кихот», отражает получение денег с помощью способностей, честности и порядочности и отсутствия жадности и скупости. Это, безусловно, нравственный способ приобретения денег. На фоне положительных факторных нагрузок таких признаков, как образование и трудолюбие рассматриваемая стратегия получения денег выглядит идеалистически. Возможно, таким способом деньги действительно зарабатывают, а не «делают».

Второй по «весу» (1,78) фактор был назван «Емеля». Он включал такие признаки, как нужные связи и везение, удача. Кроме того, в данный фактор вошли с отрица­тельным знаком образование, трудолюбие, усердие. Этот самый легкий способ получения денег связан с «портретом» бездельника, ловца удачи, уверившего в то, что деньги могут прийти сами собой, без усилий, «по щучьему ве­ленью». Мечта о таком способе достижения денег имеет об­щечеловеческую природу и представлена не только в русском фольклоре, но и эпосе, сказаниях народов других стран. Од­нако, как отмечает В.С. Магун, «специфика России в том, что эти мечты о «поле чудес» получили мощное психологическое подкрепление, связанное переходом к принципиально новому строю общественной и экономической жизни, переходом, который сопровождался взлетом ожиданий и надежд, в том числе и на легкие способы обогащения».

Третий фактор («вес» - 1,36) – «Скупой рыцарь» – выражает степень согласия с тем, что деньги можно заработать благодаря сочетанию терпения, бережливости и отсутствию желаний, амбиций. Эта позиция, направленная на пресечение всякого рода трат, имеет явно пассивный характер.

В рассмотренных выше факторах нашло отражение идеа­листическое и одновременно противоречивое представление российской молодежи о различных способах обогащения… В этой связи важно признать, что конкуренция на уровне массового сознания привела российское население в состоя­ние растерянности, которое, в свою очередь, повлияло на цен­ностный мир молодежи, ставший крайне противоречивым и хаотичным. В этом усматривается релятивизация ценностей, как глобальная тенденция нравственной динамики современ­ного общества: человеку все труднее разобраться, что хорошо, а что плохо, что одобряется, а что осуждается. В таких аморфных условиях, как отмечает О.С. Дейнеко, резко возрастает психологическая нагрузка на «живущего в них человека, его психика несет бремя конфликт ценностей». Так, в результате факторного анализа отношения молодежи к деньгам обнаружилось, что современные юноши и девушки стали «заложниками» конфликта ценностей, основанного на конкуренции традиционной модели ценностно-рационального типа, типичной для русской культуры, и модели целерационального типа, свойственной западному обществу. Российская молодежь, следуя распространенной установке «не дать деньги взаймы – проявить бессердечие», сама при этом испытывает неудовлетворенность жизненными условиями в обществе при перманентном недо­статке денег.

С помощью опросника «На что бы Вы решились ради денег?» выяснилось, какими ресурсами молодежь готова жерт­вовать ради своего обогащения. Анализ полученных данных показал значимые различия в монетарных стратегиях эконо­мического поведения молодежи Москвы и регионов России. Так, молодые люди из регионов характеризуются социальными установками жениться (выйти замуж) по рас­чету, переехать в другую страну и выполнять работу, которая им не нравится. То есть провинциальная молодежь проявляет готовность приносить в жертву ради денег собственную неза­висимость (брак по расчету), изменять привычный образ жиз­ни, культурную среду, круг общения, возможность самореали­зоваться в профессиональной деятельности. Юноши и девушки из столицы демонстрируют намерения обмануть биз­нес-компаньона и дать или получить взятку, т.е. они в боль­шей степени, чем провинциальные сверстники, готовы идти на риск, сопряженный с нарушениями моральных принципов…

Молодые люди из регионов чаще испытывают отрицательные эмоции, связанные с трата­ми денег. Они больше склонны к самоограничению и матери­ально депривированы, реже используют деньги как инстру­мент в межличностном взаимодействии, чаще наделяют их смыслом безопасности. Для их сверстников из столицы день­ги - это и власть, и средство межличностного взаимодействия, и предмет гордости.

Анализ личностных детерминант стратегий экономичес­кого поведения молодежи выявил существенную роль локус-контроля. Положительная связь между интернальностью и компонентами отношения к деньгам проявилась только в пун­ктуальности оплаты счетов и оценке зависимости количества денег от усилий и способностей человека. В остальном экстерналы меньше контролируют финансовую ситуацию с точки зрения возможности изменить ее, больше прояв­ляют озабоченность деньгами, думают о них, фантазируют о том, как можно их потратить, чаще используют деньги как психотерапевтический фактор. Они больше надеются на силу денег, считая их единственным средством, которое может решить все их проблемы. Кроме того, интерна­лы меньше используют деньги как власть над другими и реже придают им значение престижности…

 

Задание 3. Интерпретация афоризмов

Проанализируйте представленные ниже афоризмы известных мыслителей [2]. Выберите наиболее понравившиеся высказывания и обоснуйте свой выбор. Отберите высказывания, с которыми вы не совсем согласны и прокомментируйте их.

Человеку не нужно ничего сверх того, что ему дала природа. За исключением денег.

Ю. Бестер

Деньги нужны даже для того, чтобы без них обходиться.

О. Бальзак

Деньги не имеют значения – пока они у вас есть.

Дж. Миллер

Деньги – это чеканенная свобода.

Неизвестный

Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете уже только о деньгах.

П. Гетти.

Деньги стоят слишком дорого.

Р. Эмерсон

Человек может долго жить на деньги, которых ждет.

У. Фолкнер

О жизни и деньгах начинают думать, когда они подходят к концу.

Э. Кроткий

Чем больше у тебя денег, тем больше знакомых, с которыми ничто тебя не связывает, кроме денег.

Т. Уильямс

Когда человек говорит, что деньги могут все, знайте: у него их нет, и никогда не было.

Э. Хау

Если деньги – все, что вам нужно, то это все, что вы получите.

Неизвестный

Задание 4. Какой процесс вызывает у вас более сильную отрицательную реакцию: факт недополучения вами средств (например, в виде стипендии) или факт случайного перерасхода вами средств [11]? Почему?

 

Задание 5. Сравните денежный дизайн банкнот разных стран (России, США, ФРГ, Украины, Беларуси). Какие аспекты психологического восприятия денег вы можете выделить [11]?

Задание 6. По данным исследования К. Рабинстайна, выполненного для журнала «Psychology Today» и охватившего более 20 000 респондентов. 57% опрошенных считают благоразумным скрывать свой доход от семьи и друзей. 97% были готовы разгласить сумму супругу, 52% – родителям, 44% – друзьям, 29% – сотрудникам, 18% – братьям и сестрам. Процент респондентов, скрывающих свое финансовое положение, увеличивается с ростом дохода. Установлено также, что чем больше источников дохода в семье, тем больше разногласий по поводу трат и вкладов.

Почему, по вашему мнению, люди в меньшей степени склонны разглашать сведения о своем доходе братьям и сестрам, чем другим родственникам и коллегам?

Используя свой жизненный опыт, объясните, почему с увеличением количества источников доходов в семье усиливаются разногласия по поводу их трат [3]?

 

Задание 7. Психологическая диагностика

 Проведите исследование своего отношения к деньгам с помощью опросника  А.М. Полеева [3]. Проанализируйте  результаты исследования.

Инструкция. Ответьте устно, но искренне на следующие вопросы:

1. Охватывает ли Вас желание что-то купить, когда у Вас тяжело на душе?

2. Испытываете ли Вы чувства тревоги или вины, когда тратите деньги на себя, хотя при этом на близких людей Вы можете тратить деньги щедро и от души?

3. Приводит ли Вас в ужас мысль о том, что Вы можете утратить свои сбережения, хотя у Вас постоянный заработок?

4. Предпочитаете ли Вы сохранять сложные любовные или супружеские отношения из страха, что в одиночку не сможете обеспечить себя материально?

5. Покупаете ли Вы своим близким и друзьям дорогие подарки, даете ли Вы им деньги взаймы только потому, чтобы окружающие больше любили и уважали Вас?

Интерпретация результатов. В опроснике отражены психологические символы денег – любовь, безопасность, сила и свобода. В том, как человек обращается с деньгами, находит отражение его отношение к себе и к близким, любимым людям. Если какой-то вопрос вызывает неприятные чувства, значит, он затрагивает определенную личностную проблему. Утвердительный ответ хотя бы на один вопрос свидетельствует о связи денежных конфликтов с психологическими проблемами.

Задание 8. Тестовый контроль знаний по теме

   1. Вставьте слова, пропущенные в предложении: «Основными экономическими характеристиками денег являются следующие: А) универсальный товар; Б)…; В) государственный документ; Г) …».

   2. Исключите лишний элемент в суждении: «Психологическая сущность денег проявляется в том, что они рассматриваются как: А) источник достижения политических целей; Б) источник достижения социальных целей; В) источник  денежных эмоций; Г) источник самоутверждения».

   3. Укажите основные  функции денег (не менее четырех).

   4. Из предложенного ниже набора слов составьте определение одного из понятий экономической психологии: «людей, успехов, денежные, от, чувства, зависимости, в, неудач, делах, в, возникающие, эмоции, это, или».

   5. Исключите лишний элемент в суждении: «На восприятие человеком денежной купюры влияют: А) цветовая гамма; Б) размер купюры; В) плотность рисунка; Г) выражение лица государственного деятеля; Д) четкость обозначенной суммы».

   6. Выберите правильный ответ: «Длительное чувство удовлетворенности,  доставляемое наличием денежных средств, достаточных для удовлетворения денежных потребностей – это: А) денежная радость; Б) денежное счастье; В) денежное наслаждение; Г) денежная страсть».

   7. Выберите правильный ответ: «Угнетенное эмоциональное состояние, которое проявляется в неуверенности в денежном будущем в результате потери денежного источника, угроз потери имеющихся денег – это: А) денежный страх; Б) денежное отчаяние; В) денежное огорчение; Г) денежная страсть».

    8. Завершите предложение: «Психологическое воздействие денег на людей меньше предопределено сущностью денег, а больше зависит от: А) …, Б) …,
В) … ».

    9. Вставьте слова, пропущенные в предложении: «Социокультурные особенности отношения к деньгам проявляются: 1) в структуре трат, 2) … , 3) …, 4) в чувствах, испытываемых к более богатым или бедным согражданам,5) в проблемах уравнительного распределения».

10. Установите соответствие между возрастом детей и возрастным восприятием денег. Ответ запишите в идее сочетания буквы и цифры.

 

1) 4-6 лет А) средство улучшения жизни; измеритель ценности вещей и благ.
2) 6-8 лет Б) универсальное средство обмена, национальная и иностранная валюта. Средство оплаты труда.
3) 8-10 лет  В) инструмент экономических отношений, причина зависимости одних людей от других, способ влияния в социальных группах и обществе.
4) 10-12 лет Г) плата за выполненную работу, за оказанные услуги. Средство вознаграждения, дарения, помощи.
5) 12-14 лет Д) средство покупки, приобретения вещей.
6) 14-16 лет Е) всесильное, всемогущее средство; источник радостей и огорчений. Средство стимулирования, возбуждения заинтересованности, подкупа
7) 16-18 лет Ж) источник богатства и удовольствия, причина бедности.

Практическое занятие №4

Дата: 2018-11-18, просмотров: 711.