Предприимчивость и парапредпринимательство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На базе качеств мотивационно-волевого блока построена и одна из моделей, безусловно заслуживающая внимания и представляющая иной, более демократичный подход к портрету предпринимателя. Так, по мнению К.Э.Варнерида, нет двух четко разграниченных групп людей: предпринимателей и непредпринимателей. Различия между людьми заключаются в том, как много предпринимательской активности они проявляют, и в том уровне предприимчивости, которая заключена в этой активности.

Предприимчивость — это комплекс качеств, обеспечивающих способность достигать конкретных целей в хозяйственной, социальной или иных сферах общественной жизни за счет своей инициативы, изобрета­тельности, самостоятельности, находчивости, нестандартных решений, готовности рисковать и нести ответственность за результаты.

Если занимать данную позицию, то правомерно говорить и о парапредпринимательстве как фор­ме деятельности, которая осуществляется параллельно с бюджетной либо на ее базе. В настоящее время это явление достаточно распространено в нашей стране. С этой позиции объяснима и фигура интрапренера — чело­века, работающего в организации, но обладающего наклонностями и спо­собностями предпринимателя.

Портрет молодого российского предпринимателя

Есть ли специфические особенности в портрете российского пред­принимателя? Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные нами исследова­ния представителей малого и среднего бизнеса показали, что у молодых российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Правда, высокие показатели са­мостоятельности нередко сочетаются с пониженной ответственностью.

Кросс-культурные исследования также показали, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психоло­гически защищены от социального неодобрения, чем немецкие. Это свя­зано с тем, что российское предпринимательство развивается в условиях  несбалансированного рынка при отсутствии реальной и последовательной поддержки со стороны государства и в социокультурной среде неодобре­ния, часто демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государ­ству и крайнее проявление индивидуализма.

Для каждого общества характерен свой психологический тип предпринимателя, формирующийся и изменяющийся в результате приспособления и отбора под воздействием факторов культуры и социальной атмо­сферы. Как подчеркивает Г.К. Гинс, этот процесс создает господствующие в данной нации или стране тип предпринимателя и формы предпринимательства.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И МЕНЕДЖЕР

… И предпринимателям, и менеджерам свойственна высокая целеустремленность деятельности, развитый мотив достижения.

Различия между предпринимателями и менеджерами могут быть интерпретированы следующим образом: менеджеры в большей степени опасаются новизны, потому что их основная цель – сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та предпринимательская активность, которую они, несомненно, проявляют, во множестве ситуаций направлена на выживание кампании. Предприниматель, напротив, стремится к переменам, развитию и риску, … который возрастает с увеличением поиска новизны и целеустремленности деятельности. На протяжении жизненного цикла фирмы нуждаются и в той, и в другой предпринимательской активности.

Предприниматель – это своеобразная антитеза менеджеру, поскольку первый работает в неструктурированном окружении, где быстрые изменения происходят все время. Второй действует в налаженной управленческой иерархии, законы функционирования которой всесторонне описаны в классическом менеджменте.

Согласно литературным данным, наиболее яркие различия в психологических портретах предпринимателя и менеджера касаются лидерства и потребности во власти. Например, Х. Хекхаузен считает, что и менеджеры, и предприниматели проявляют выраженные лидерские качества, но менеджер – лидер иерархии, а предприниматель – лидер идей.

По мнению Д. Мак-Клелланда, предприниматели, создающие фирмы, редко отличаются лидерскими качествами, потому что у них доминирует мотив достижения, который есть "игра одного человека", а для нее не требуется глубокого вовлечения других людей. Такая трактовка созвучна данным тех авторов, которые делают акцент на независимости личности предпринимателя. Так, например, Р. Хисрич выделяет в качестве ведущих мотивов предпринимателя стремление к независимости, свободу действий, творческой работы и создания капитала. У менеджера иная мотивация: стремление получить продвижение по службе и иметь другие признаки престижа в корпорации (собственный кабинет, власть, штат).

С позиций инновационного менеджмента предприниматель – преобразующий лидер в отличие от лидера административного менеджмента.

Четких границ между предпринимателями и менеджерами порой не существует. Эти две фигуры могут быть представлены в одном лице в малом бизнесе. Кроме того есть промежуточная фигура – интрапренер или «внутренний предприниматель» – обладающий тем же комплексом качеств, что и предприниматель.

 

Задание 3. В трудах каких крупнейших экономистов значимо присутствуют психологические факторы? Какие параметры психики человека при этом рассматриваются [11]?

 

Задание 4. В экономической теории спроса представлена аксиома «жадности», суть которой заключается в следующем: «Если корзина А содержит такие же товары, что и корзина В, но хотя бы на одну единицу одного товара больше, то корзина А всегда будет предпочитаться корзине В». Приведите примеры нерационального с экономической точки зрения выбора, опровергающего аксиому «жадности». Проанализируйте ситуации и объясните причины нерационального поведения [3].

Задание 5. В реальной жизни человеку часто приходится делать выбор из двух или более возможностей, каждая из которых имеет свою вероятность (например, покупать или нет лотерейный билет, в каком банке хранить сбережения и т.д.). Известны следующие виды систематических ошибок, допускаемых при оценке вероятностей:

А) эффект наглядности – переоценка вероятности ярких, запоминающихся событий;

Б) эффект эгоцентризма – использование преимущественно собственного опыта и недостаточный учет априорной информации;

В) эффект Ирвина – переоценивается вероятность желательного события и недооценивается – нежелательного;

Г) эффект края – недооценивается возможность вероятных событий и переоценивается – маловероятных;

Д) эффект якоря – влияние точки отсчета, с чем сравнивается;

Е) эффект Монте-Карло – при оценке вероятностей двух последовательных независимых событий человек стремится установить между ними связь;

Ж) эффект Стоунера – позитивный сдвиг риска в групповых решениях по отношению к индивидуальным решениям.

Проанализируете:

- какой эффект используется страховыми компаниями;

- какой эффект проявился в массовом риске вкладчиков МММ;

- какой эффект проявляется в пренебрежении к предостережениям не связываться с наперсточниками;

- какой эффект используется разорившейся компанией, которая уговаривает вкладчиков не доводить дело с выплатами им долга до суда, поскольку в таком случае они хоть что-нибудь получат [3].

 

Задание 6.  Каким образом, по вашему мнению, отношение человека к рыночной системе зависит от: 1) уровня его доходов; 2) перемен в его материальном положении; 3) мировоззрения; 4) системы окружающей информации. Определите роль каждого фактора отдельно, затем проанализируйте их возможные сочетания [11].

Задание 7. Психологическая диагностика

В процес­се реконструкции отечественной экономики складывается определенная модель делового поведения предпринимателей и деловых людей, которая изучается в экономи­ческой психологии. Проведите исследование возможных стереотипов дело­вого поведения работников государственных и частных предприятий (8-10 человек) [9]. Проанализируйте результаты исследования и сравните их с результатами российских исследователей, которые представлены после текста методики. Сделайте выводы об осо­бенностях делового поведения отечественных предпринимателей.

Инструкция. Ниже приведены признаки делового поведения людей. Мы просим вас с позиции эксперта оцепить, в какой степени эти признаки проявляют­ся в поведении людей, с которыми вы находитесь в деловых отношениях с частотой, по крайней мере, один-два раза в неделю.

Оцените каждый пункт-признак, исходя из такой шкалы:

- степень проявления высокая - 5;

- степень проявления  выше средней - 4;

- степень проявления  средняя - 3;

- степень проявления  ниже средней - 2;

- степень проявления  низкая - 1;

- проявление признака отсутству­ет - 0.

Ответы занесите на специальный бланк.

Укажите, пожалуйста, на бланке следующие данные: пол, возраст, про­фессию, место работы (государственная или негосударственная структура). Спаси­бо за сотрудничество!

 

 

1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) 13) 14) 15)
16) 17) 18) 19) 20) 21) 22) 23) 24) 25) 26) 27) 28) 29) 30)
31) 32) 33) 34) 35) 36) 37) 38) 39) 40) 41) 42) 43) 44) 45)
46) 47) 48) 49) 51) 52) 53) 54) 55) 56) 57)        

 

Признаки делового поведения

1. Недальновидность («загадывать вперед не будем, время покажет!»).

2. Надежда на «авось», на удачу.

3. В экономической жизни страны действуют «правила игры, которые меняются без правил».

4. Жить задним умом: «Эх! Знать бы, где упасть, соломку бы подстелил».

5. Больная совесть и самобичевание.

6. Круговая порука (коллективная ответственность всех за всех или всех за от­дельного члена группы, взаимная выручка, взаимное укрывательство).

7. Общинное пользование (коллективное пользование и владение благами).

8. Надежда на прокормление от государства.

9. Двойственность сознания, «двойная бухгалтерия»: на бумаге одно, а на деле – по-другому.

10. Не высовывайся: инициатива наказуема.

11. Подозрительность к высоким доходам (богатым быть стыдно, сейчас бедным быть стыдно).

12. Я начальник – ты дурак; ты начальник – я дурак.

13. Работа дураков любит, а дураков – нет. Это российская трудовая установка.

14. Экономическая и хозяйственная неграмотность.

15. Широкая масштабность замыслов.

16. Космополитизм: идеология гражданина мира.

17. Проблема формы (трудности организационного оформления замыслов).

18. Этого никогда не может быть, потому что у нас этого не может быть никогда.

19. Сильное противостояние начальствующей силе: «я сам не дурак».

20. Бунтарский дух в поведении.

21. Нахрапистость в подходе к делу (дерзость, наглость, бесцеремонность, бесстыдность, нахальство).

22. Авральность.

23. Выдерживание сильных нагрузок: «мозолистые кулаки».

24. Выживание в условиях двусмысленности, неопределенности.

25. Высокая интуиция.

26. Эвристичность (изобретательность) мышления.

27. В отношении «своих» проявляется большая щепетильность, чем к другим.

28. Скрытность в отношениях с деловыми партнерами (склонность к полуправде, всякого рода секретам, дефициту информации там, где нет признаков «коммерческой тайны»).

29. Неразвитость умения вести деловую переписку, деловые переговоры.

30. Индивидуализм.

31. Автономность.

32. Коллегиальность (открытая совещательность с собратьями по профессии и делу).

33. Идентификация себя со своей фирмой и делом («я есть мое дело»).

34. Расчет не на авось, а на результаты своего собственного труда, свои усилия и энергию.

35. Выносливость и сила в невероятных ситуациях.

36. Терпеливость.

 37. Лояльность (внешняя верность действующим законам, благожелательность).
 38. Способность нести потери.

39. Многостороннее образование.

40. Высокие технические умения, навыки и уровень знаний и специалистов, и рабочих.

41. Нахождение неожиданных и оригинальных решений.

42. Общительность.

43. Способность к обобщениям.

44. Духовное богатство и культура.

45. Отсутствие целеустремленности.

46. Неумение ставить цели и работать над ними.

47. Отсутствие старательности.

48. Стиль «все равно» (« как не для себя делают»).

49. Недостаточная дисциплинированность.

50. Политическая отдаленность (« до бога высоко, до царя далеко»).

51. Депрессивность (подавленное, угнетенное настроение).

52. Отсутствие интернационализма.

53. Языковые проблемы.

54. Некачественность документации.

55. Чинопочитание при принятии решений.

56. Авторитарность, проблема «больших директоров» («Вот приедет барин, ба­рин нас рассудит!»).

57. Неясное осуществление производства («Править надо правителям, а не смотреть, что будет»).

Российскими исследователями установлено, что в деловом поведении россиян в высокой степени проявляются такие этнические стереотипы, как: «правила игры меняются без правил»; «я начальник – ты дурак...»; «двойная бухгалтерия»; «общительность»; «неясное осуществление производства»; в средней степени – «русский авось», «подозрительность к высоким доходам», «экономическая неграмот­ность», «индивидуализм»; в малой степени – «круговая порука»; «общинное пользование»; «надежда на прокормление от государства», «космопо­литизм, идеология гражданина мира»; «этого никогда не может быть, потому что у нас этого не может быть никогда»; стиль «все равно, как не для себя делают»; «языковые проблемы». На основе этого были сделаны выводы об осо­бенностях делового российского поведения: аморфность, нечеткость, отсутствие правил экономической жизни, производство осуществля­ется неясно, в деловом сознании проявляется двойственность, в обще­ственном сознании не выражено уважение к личности и субъекту дела. В то же время отмечается, что идеи «коллективного пользования» и «прокормления от государства», возможно, себя изживают.

 


Задание 8. Тестовый контроль знаний по теме

1. Установите соответствие между типом темперамента и особенностями экономического поведения индивида:

Тип темперамента         Особенности экономического поведения
1) холерик реактивность, слабо выраженная чувствительность к внешним воздействиям, стремление самому воздействовать на внешний мир, пластичность
2) меланхолик слабая чувствительность, ригидность, уравновешенность, терпеливость и выдержанность
3) сангвиник эмоциональная возбудимость, активность, слабо выраженная пластичность, неуравновешенность и несдержанность
4) флегматик высокая чувствительность, низкая активность, ригидность, слабость эмоциональных реакций

           

2. Вставьте пропущенные слова в предложение: «Индивиды, которые предпочитают формулировать спрос, отличаются высокой пластичностью экономического поведения, повышенной реакцией на новизну обладают … типом потребностной сферы».

3. Выберите все правильные ответы среди ниже представленных:
«В соответствии с выполняемыми ролевыми функциями в экономике выделяют: А) человека-производителя благ; Б) человека-субъекта управления; В) человека-политического; Г) человека-объекта управления, Д) человека-наблюдателя; Е) человека-социального; Ж) человека потребителя; З) человека-деятеля».

4. Исключите лишний элемент в суждении: «Существуют следующие  механизмы целеполагания: А) формирование цели для удовлетворения потребности; Б) формирование цели на основе заданной извне целевой установки; В) формирование цели для максимального самовыражения и самореализации; В) формирование цели исходя из системы ценностей».

5. Вставьте пропущенные слова в предложении: «Выделяют … и … мотивы экономического поведения».

6. Закончите предложение одним из предложенных ниже вариантов ответов: «В экономической психологии в понятие «выгода» включается не только экономическая, но и »

А) моральная составляющая; Б) социальная составляющая; В) политическая составляющая; Г) правовая составляющая.

7. Укажите основные цели экономической деятельности индивида (не менее пяти).

      8. Укажите основные цели экономической деятельности государства (не менее шести).

  9. Завершите предложение: «Основными условиями развития предпри­нимательства являются: 1)  политика государства в отношении частного бизнеса; 2) система ценностей общества, которая психологиче­ски поощряет и поддерживает дух индивидуальной инициативы; 3) … ».

     10. Расклассифицируйте качества, составляющие психологический портрет предпринимателя, по трем блокам. Ответ запишите в виде сочетания цифры и букв:

1) интеллектуальный блок; 2) мотивационно-волевой блок; 3) коммуникативный блок

А) компетентность; Б) координатор усилий сотрудников; В) склонность к риску; Г) выраженный мотив достижения успеха; Д) комбинационный дар; Е) терпимость в общении с людьми; Ж) развитая интуиция; З) ответственность, И) потребность в самореализации; К) перспективное мышление.


Практическое занятие №3

Дата: 2018-11-18, просмотров: 474.