Такая форма общения не требует от руководителя каких-либо личностно-профессиональных качеств. Руководитель отдает приказы и их необходимо выполнять.
Руководители, использующие эту форму управленческого общения, делятся на два типа:
номенклатурный сноб. Чаще всего это руководитель, назначаемый, а не избираемый коллективом. Чем скромнее его интеллектуальные характеристики, тем больше он подвержен обольщению властью, используя свой статус и данные ему полномочия.
амбициозный руководитель. Для такого руководителя властные отношения являются приоритетными.
В отношениях с подчиненными амбициозный руководитель «давит» не только должностным статусом, но, по возможности, и интеллектуальным преимуществом.
В целом, оба типа характеризуются бесцеремонностью, категоричностью суждений, психологически травмируя подчиненных и ограничивая проявления их творческих возможностей.
Как правило, они не скрывают факт, что не испытывают желания контролировать свое поведение. Для них также характерно сохранение значительной дистанции между собой и подчиненными.
В организациях, где оплата труда каждого, в том числе руководителя, зависит от эффективности усилий всего коллектива, существование подобной формы управленческого общения неприемлема.
Служебно-товарищеская форма.
Предполагает общение «руководитель-подчиненный» в рамках выполнения своих служебных обязанностей и разграничения профессиональных полномочий.
При этой форме управленческого общения предполагается уважение и внимание к подчиненным, поддержке их творческой инициативы, следование корпоративному и служебному этикету. Проявляя заботу о здоровом морально-психологическом климате коллектива, руководитель обеспечивает себе соответствующий имидж и уважение подчиненных.
Дружеская форма управленческого общения.
Такая форма общения, несмотря на положительные стороны, зачастую приводит к ослаблению отношений «руководитель-подчиненный» и ведет к потере контроля и доминирования руководителя. Возникает опасность перехода делового общения в панибратство, не должна допускать покровительственных проявлений. Следует учитывать, что в отношениях с подчиненными опасность встать на путь фамильярных отношений велика, а последствия такой ошибки особенно тяжелы.
Любому руководителю приходится сталкиваться в своей практике с ситуациями, когда тяжело решаются поставленные задачи из-за трудности организации делового общения с подчиненными.
Характерные черты поведения «трудных» подчиненных в трудовом коллективе в соответствии с классификацией Е.С. Яхонтовой можно объединить в следующие типы, представленные рис. 9.11.
1. «Хронический жалобщик» | ||
2. «Самолюбивый человек» | ||
Дата: 2018-11-18, просмотров: 349.