Теории возникновения лидерства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  2. Теория интеллигентности.   3. Теория черт.   4. Ситуационная теория лидерства.     5. Системная теория лидерства.

 

Рис. 9.3. Теории возникновения лидерства.

 

Теория физических качеств.

Одной из первых появилась теория или концепция физических качеств лидера, к которым относились высокий рост, вес, сила. Однако данная теория не подтвердилась. Напротив, часто лидер бывает малого –роста, малой физической силой.

Теория интеллигентности (Гизели).

Данная теория предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе чего делался вывод: наличие указанных личностных качеств, предсказывает управленческий успех. Выделяли следующие личностные качества лидера:

интеллигентность в вербальном и символическом плане;

инициативность, то есть способность направлять активность, желания в новом направлении;

уверенность в себе – благоприятная самооценка;

привязанность к сотрудникам;

решительность: мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);

зрелость;

мотивационные способности, то есть мотивировать, вызывать потребности у людей за счет следующих факторов: гарантии работы, финансового вознаграждения, власти над другими, самореализации, достижения в работе.

Теория черт (харизматическая теория).

Акцентирует внимание на врожденных качествах лидера, то есть на обладании им определенным набором личностных черт, к которым относятся:

уверенность в себе;

острый и гибкий ум;

компетентность, как доскональное знание своего дела;

сильная воля;

умение понять особенности психологии людей;

организаторские способности и т.п.

Многие авторы пытались выделить различные черты лидера, создавались системы тестов. В 1940 г. К. Берд составил список из 79 черт, в который были включены также инициативность, общительность, чувство юмора, уверенность и т.д. Однако в целом эта задача оказалась неразрешимой, так как по-разному трактовались даже такие черты, как «сила воли», «гибкий и острый ум» и т.д.

Анализ реальных групп показал, что порой, лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.

Разочарование в теории было настолько велико, что в противовес ей была выдвинута теория «лидера без черт».

Ситуационная теория лидерства.

Пришла на смену теории черт. Согласно этой теории лидером становится тот человек, который при возникновении в коллективе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данного коллектива. То есть в новой трактовке теория черт не отбрасывается полностью, но утверждается, что лидерство, в основном – продукт ситуации. Таким образом, черты, качества лидера оказываются относительными. Ж. Пиаже подверг критике эту теорию, так как при таком подходе снимается вопрос об активности личности лидера, он превращается в какой-то «флюгер». Тем не менее, ситуационная теория приобрела популярность, на ее основе проведено много экспериментов.

Системная теория лидерства.

Рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера – как субъекта управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его нужно с точки зрения целей и задач группы, хотя структура личности лидера также не должна сбрасываться со счетов. Системная теория имеет преимущества перед другими, так как учитывает крайние точки зрения предыдущих концепций. Ее можно применять при изучении не только лидерства, но и руководства. Большинство отечественных исследований лидерства осуществлено в рамках, близких к этой модели.

В трудовом коллективе лидер может выполнять следующие роли: координатора, контроле­ра, плановика, политика, устанавливающего цели, эксперта-специалиста, арбит­ра, символа, носителя групповой ответственности или вины и т.д.

В большинстве случаев лидер — также источник цен­ностей и норм, составляющих групповое мировоззрение, поскольку в коллективе общее мышление обычно ближе к образу мысли руко­водства, чем рядовых членов.

В коллективе, общий уровень развития которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопро­сам или эмоционального центра, т.е. он может подбодрить, посочувство­вать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития лидер является, прежде всего, интеллектуальным центром, источником идей, кон­сультантом по самым сложным проблемам.

В обоих случаях он является интегратором коллектива, инициатором и организатором его активных дей­ствий, образцом, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.

Лидерство в трудовом коллективе складывается из следующих компонентов:

Эмоционального.

Делового.

Информационного.

 В соответствии с указанными компонентами выделяется:

«Эмоциональный» лидер – это личность, к которой каждый человек коллектива может обратиться за сочувствием.

«Деловой» лидер – это организатор, который может наладить функционирование коллектива, организовать деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

«Информационный» лидер – эрудит, к которому обращаются члены коллектива за объяснением и необходимой информацией.

Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента. Однако, чаще всего на практике встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового и пр.

Выделяют и различные стили лидерства. Традиционно рассматривают три основных стиля лидерства, предложенные К. Левиным и представленные в таблице 9.5. Имеется в виду психологический рисунок типа принятия решения.

 

Таблица 9.5.

 

Основные стили лидерства.

 

Стиль лидерства Формальная сторона Содержательная сторона
Авторитарный Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицания субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Показ приемов – не система. Позиция лидера – вне группы. Дела в группе планируются заранее во всем их объеме. Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны. Голос лидера – решающий.
Демократический Инструкции в форме предложений. Речь не сухая, а товарищеский тон. Похвала и порицание – с советами. Распоряжения и запреты – с дискуссиями. Позиция лидера – внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложения отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.
Попустительский Тон – конвенциальный (соглашательский). Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера – незаметно в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

 

В трудовом коллективе лидер всегда является носителем какой-либо роли. Выделяют десять ролей лидеров, представленных на рис. 9.4.

 

1. «Соверен».
2. «Вожак».
3. «Тиран».

Ролевые типы лидеров

4. «Организатор» 5. «Соблазнитель». 6. «Герой». 7. «Дурной пример». 8. «Кумир». 9. «Изгой». 10. «Козел отпущения».

 

Рис. 9.4. Основные роли лидеров в трудовом коллективе.

 

«Соверен» или «патриархальный повелитель».

Лидер в образе строгого, но любимого отца. Он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитания.

«Вожак».

В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Ему стараются подражать в коллективе.

«Тиран».

Становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха. Лидер-тиран – доминирующая, авторитарная личность. Его обычно боятся и подчиняются ему.

«Организатор».

Выступает для членов коллектива, как сила для удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.

«Соблазнитель».

Играет на слабостях других. Он дает выход подавленным эмоциям людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера очень ценят и часто не замечают всех его недостатков.

«Герой».

Жертвует собой ради других. Такой тип особенно проявляется в ситуациях коллективного протеста, благодаря его храбрости. Другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой членов коллектива.

«Дурной пример».

Выступает, как источник заразительности для бесконфликтной личности. Такой лидер эмоционально заражает других.

«Кумир».

Влечет, притягивает, положительно заражает окружение. Его любят, боготворят и идеализируют.

«Изгой»

«Козел отпущения».

Два последних типа лидеров, по существу, антилидеры. Они являются объектом агрессивным тенденций, благодаря которым развиваются коллективные эмоции. Часто коллектив объединяется для борьбы с антилидером. Но стоит ему исчезнуть, как коллектив начинает распадаться, так как пропал общеколлективный стимул.

 

Тест

« Лидер»[2]

Тест на лидерство применяются для выявления лидерских качеств и степени их выраженности. Испытуемым, имеющим довольно низкие оценки тестирования, целесообразно подумать над своими индивидуальными качествами, определить пути развития лидерских способностей и использовать соответствующие упражнения тренинги. Даже если вы не стремитесь стать руководителем, систематическая работа по развитию лидерских способностей не будет напрасной, так как повысит ваше влияние на окружающих.

Инструкция

 

Вам предлагается 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответов. Выберите, пожалуйста, один из вариантов и пометьте его.

Опросник

 

Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

а) да;

б) нет.

Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение в обществе, пользуются большим уважением, чем вы?

а) да;

б) нет.

Находясь на собрании людей, равных вам по общественному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

а) да;

б) нет.

Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?

а) да;

б) нет.

Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого возражал?

а) да;

б) нет.

Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

а) да;

б) нет.

Согласны ли вы с утверждением «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»?

а) да;

б) нет.

Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который бы мог направлять вашу профессиональную активность?

а) да;

б) нет.

Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?

а) да;

б) нет.

Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются вас?

а) да;

б) нет.

Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание?

а) да;

б) нет.

Считаете ли вы обычно, что ваша внешность производит внушительное (импозантное) впечатление среди сверстников?

а) да;

б) нет.

Считаете ли вы себя мечтателем?

а) да;

б) нет.

Легко ли вы теряетесь, если люди, которые вас окружают, не согласны с вашим мнением?

а) да;

б) нет.

Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т.п.) групп?

а) да;

б) нет.

Если мероприятие, которым вы занимаетесь, не дает намечавшихся результатов:

а) вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;

б) вы умеете взять на себя всю ответственность за решение, которое было принято.

Какое из этих двух мнений приближается к вашему собственному?

а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в мелочах;

б) настоящий руководитель должен уметь управлять.

С кем вы предпочитаете работать, сотрудничать?

а) с людьми покорными;

б) с людьми строптивыми.

Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий, споров?

а) да;

б) нет.

Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца или матери?

а) да;

б) нет.

Умеете ли вы в профессиональной дискуссии повернуть на свою сторону (уговорить) тех, кто раньше с вами был не согласен?

а) да;

б) нет.

Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:

а) вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе;

б) вы просто полагаетесь на решение других.

Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы вы делали выбор, то что бы вы предпочли:

а) быть первым в деревне;

б) быть вторым в городе.

Считаете ли вы себя человеком, сильно влияющим на других людей?

а) да;

б) нет.

Может ли неудачный прошлый опыт в определенном вопросе заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы в данном деле?

а) да;

б) нет.

С вашей точки зрения, истинный лидер группы тот, кто:

а) самый компетентный;

б) у кого самый сильный характер.

Всегда ли вы стараетесь понимать, входить в положение людей?

а) да;

б) нет.

Соблюдаете ли вы дисциплину?

а) да;

б) нет.

Какой из двух типов руководителей кажется вам более значительным (предпочтительным)?

а) тот, который все решает сам;

б) тот, который постоянно советуется.

Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия?

а) коллегиальный тип;

б) авторитарный тип.

Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребляют?

а) да;

б) нет.

Какой из двух следующих портретов больше приближается к вашему образу?

а) громкий голос, экспрессивный жесты, за словом в карман не полезет;

б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд.

На собрании или совещании вы один имеете мнение, противоположное мнению других, но вы уверены в своей правоте. Как вы поведете себя?

а) будете молчать;

б) будете отстаивать свою точку зрения.

Хотя бы иногда называли ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела?

а) да;

б) нет.

Если на вас возлагается очень большая ответственность за какое-то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги?

а) да;

б) нет.

Что вы предпочли бы с своей профессиональной деятельности?

а) работать под руководством хорошего руководителя;

б) работать независимо.

Как вы относитесь к такому утверждению: «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов?

а) это верно;

б) это неверно.

Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других лиц?

а) да;

б) нет.

Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних?

а) да;

б) нет.

Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?

а) трудности обескураживают, подавляют вас;

б) трудности заставляют вас действовать активнее.

Часто ли вы делаете резкие упреки своим знакомым, когда они их заслуживают?

а) да;

б) нет.

Считаете ли вы, что ваша нервная система успешно выдерживает напряженность жизни?

а) да;

б) нет.

Если вам предстоит произвести реорганизацию, то как вы поступите?

а) ввожу изменения немедленно;

б) осуществляю медленные, эволюционные изменения.

Если это необходимо, сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника?

а) да;

б) нет.

Согласны ли вы с такой мыслью: «Чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

а) да;

б) нет.

Считаете ли вы, что каждый из людей, благодаря своим человеческим способностям, должен сделать что-то выдающееся?

а) да;

б) нет.

Кем (из предложенных профессий) вам в ранней юности хотелось быть?

а) известным художником, композитором, поэтом, космонавтом и т.д.;

б) руководителем коллектива (уважаемым, солидным человеком).

Какую музыку вам приятней слушать?

а) торжественную, могучую;

б) тихую, лирическую.

Испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными личностями?

а) да;

б) нет.

Часто ли вы встречаете человека с более сильной волей, чем у вас?

а) да;

б) нет.

Подведите итоги

 

Подсчитайте количество набранных баллов, используя ключ, приведенный в таблице 9.6. Найдите сумму баллов и оцените результат.

 

Таблица 9.6.

 

Ключ

 

Варианты ответов

Оценка ответов, баллы

Номер вопроса

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 А 1 1 - 1 1 - 1 - - 1 1 1 - - 1 - Б - - 1 - - 1 - 1 1 - - - 1 1 - 1

 

 

Варианты ответов

Оценка ответов, баллы

Номер вопроса

17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
А - - - 1 1 1 1 1 - 1 - 1 - - 1 1 1
Б 1 1 1 - - - - - 1 - 1 - 1 1 - - -

 

 

Варианты ответов

Оценка ответов, баллы

Номер вопроса

34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
А 1 - - 1 - 1 - 1 1 1 1 - 1 - 1 - -
Б - 1 1 - 1 - 1 - - - - 1 - 1 - 1 1

 

 

Степень выраженности лидерства:

До 25 баллов – лидерство выражено слабо.

26-35 баллов – средняя выраженность лидерства.

36-40 баллов – лидерство выражено в сильной степени.

Свыше 40 баллов – склонность к диктату.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 1401.