Рис. 9.9. Профессиональные способности руководителя.
Дидактические способности.
Предполагают готовность обучать творчески, развивая мышление подчиненных, приучая их работать сознательно, инициативно, самостоятельно. Умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным для обучаемых и был прочно ими усвоен. Исходным материалом для обучения являются текущие производственные вопросы.
Дидактические способности связаны в достаточной степени с характером базового образования руководителя. Не случайно, что в США лишь 2% высших руководителей фирм – инженеры, а остальные – юристы, экономисты, психологи, управленцы. В нашей стране картина обратная: на начало 90-х гг. 85% руководителей имели техническое образование, 13% – экономическое, 2% гуманитарное.
Для развития в себе дидактических способностей руководитель должен постоянно работать над собой, изучать опыт коллег, публикаций по специальности, работ по педагогике и психологии.
Экспрессивные способности.
Предполагают умение руководителя образно и ярко выражать свои мысли с помощью слов, жестов, мимики и т.д., то есть за счет средств вербального и невербального делового общения. С помощью этих средств можно дать знания, убедить в целесообразности напряженной творческой работы, дисциплинированного поведения и т.д.
При этом следует помнить, что вербальные и невербальные средства по-разному влияют на разных подчиненных. Любой материал необходимо не только хорошо изложить, важно, чтобы он был правильно воспринят и усвоен.
Чтобы овладеть экспрессивными способностями, следует чаще выступать, разговаривать со своими подчиненными, анализировать прошедшие выступления и беседы и в дальнейшем исправлять допущенные ошибки.
Перцептивная способность.
Это способность к восприятию внутреннего мира подчиненных, умение выявить их подлинное отношение к работе, к руководителю, почувствовать психическое состояние рабочего, служащего в каждый отдельный момент времени. Основа перцепции в аналитическом подходе к каждому подчиненному, в готовности формировать в своем сознании значимые детали его поведения, раскрывающие его внутренний мир.
Понять сотрудника, помочь ему добиться успехов в труде можно только хорошо зная, что именно мешает работнику серьезно относиться к делу. Аналитический метод позволит устранить причины отрицательных влияний и использовать оптимальные в каждой определенной ситуации методы воздействия.
Научные и научно-технические способности.
Подразумевают участие руководителя в научно-исследовательской работе, систематически изучать специальную литературу. Развитие научных и научно-технических способностей особенно важно потому, что добиться успеха в повышении квалификации специалистов и рабочих можно только проявляя собственную инициативу и творчество, участвуя в модернизации производства.
Авторитарные способности.
Заключатся в умении быстро завоевать уважение, а в дальнейшем высокий авторитет, в волевом влиянии на подчиненных. Авторитет руководителя зависит от следующих факторов:
высокого уровня образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессиональной области;
широты взглядов, эрудиции, глубокого знания как своей, так и смежных сфер деятельности;
в стремлении к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
поиску новых форм и методов работы, помощи окружающим, их обучению, уважению к подчиненным;
умению планировать свою работу и т.д.
Авторитет руководителя не вечен. Он может укрепляться или, наоборот, утрачивать свою силу. Ему присуща инерция и иррадиация.
Инерция – это длительное отношение к авторитетной личности с уважением или же, наоборот, длительное неуважение к человеку, который не сумел завоевать авторитет. Наличие инерции позволяет понять, почему завоевать авторитет много легче, чем вернуть утерянный. Однако завоеванный авторитет не может сохраняться долгое время, если его систематически не подкреплять.
Иррадиация – это распространение авторитета на те виды общественной деятельности человека, в которых он себя ничем не проявил. Явление иррадиации показывает, почему особенно важно тщательным образом подготовиться к первой встрече с подчиненными. На первой же встрече необходимо показать себя с самой лучшей стороны.
Для развития авторитарных способностей необходимо постоянное самовоспитание. Для этого необходимо выявить качества, которые мешают завоевать авторитет, сформировать у себя твердую установку на процесс самовоспитания и проявить волевые усилия, направленные на достижение поставленной цели.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 421.