Гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и трудового коллектива.
При использовании этого стиля выделяют следующие уровни развития сотрудников коллектива:
низкий уровень характеризуется низкой квалификацией работников или их недобросовестностью;
средний уровень характеризуется недостаточностью опыта у работников, которые, тем не менее, обладают определенными базовыми навыками. Они старательны и добросовестны.
хороший уровень характеризуется тем, что у сотрудников имеются базовые навыки и квалификация, достаточные для большинства технических аспектов работы. Дальнейшее развития такого коллектива требует, чтобы сотрудники в своей работе брали на себя больше ответственности.
высокий уровень характеризуется творческим отношением работников к своему делу. Сотрудники с высоким уровнем развития являются специалистами высокой квалификации, обладающие высокой степенью ответственности, инициативности.
Для каждого уровня развития организации формируется следующий стиль руководства:
«Авторитарный» стиль для низкого уровня развития коллектива характеризуется следующими формами поведения руководителя:
четкими указаниями и инструктажем;
постоянным контролем работы;
организацией системы наказаний и поощрений.
«Популяризационный» стиль для среднего уровня развития, который характеризуется:
указаниями и инструктажем в популярной форме наставничества, рекомендаций, в необходимых случаях – приказами;
предоставлением возможности проявления самостоятельности в выполнении заданий;
регулярном контроле работы;
уважительном, доброжелательным отношением;
интенсивным общением, во время которого оцениваются индивидуальные характеристики работника, выявляются общие интересы;
организацией поощрений за позитивное поведение и наказания в необходимых случаях.
«Участие в управлении» для хорошего уровня развития коллектива характеризуется:
консультациями с сотрудниками по отдельным проблемам;
поощрением инициативы подчиненных;
увеличением ответственности у подчиненных;
ограничением прямых указаний и контроля деятельности работников;
организацией системы самоконтроля сотрудников;
постановкой целей перед работниками без уточнения способов их выполнения;
широким общением;
системой вознаграждения за активность, инициативу, хорошую работу.
«Передача полномочий» для высокого уровня развития коллектива, который характеризуется:
постановкой проблемы перед сотрудниками, выработки согласия по формам ее решения;
передачей полномочий и прав работникам для самостоятельной работы;
отсутствием вмешательства в дела;
самоуправлением и самоконтролем сотрудников;
поддержкой со стороны руководства;
системой вознаграждения за творческое решение проблемы.
Какой бы репутацией в организации ни пользовался руководитель, за глаза его будут обязательно критиковать. О приятном человеке будут говорить, что он слабохарактерный или лицемер; если он энергичен и предприимчив, его будут называть жестким человеком; если же это пожилой человек, за ним закрепится репутация немощного руководителя. Однако, подчиненным следует запомнить, что в любом случае своему руководителю следует выказывать лояльность и говорить о нем только то, что можно сказать ему в лицо. Даже если не касаться нравственной стороны вопроса, всегда найдется человек, который запомнит ваши слова и, намеренно или непреднамеренно, процитирует их в самый неподходящий момент. Если вы чего-то не сказали, нечего будет и рассказывать.
При выборе стиля руководители должны пользоваться следующими основными критериями:
наличие достаточной информации и опыта у подчиненных;
уровень требований, предъявляемых к выполнению поставленной цели;
четкость и структурированность проблемы;
степень причастности подчиненных к делам организации и необходимость согласовывать с ними решения;
вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку исполнителей;
заинтересованность исполнителей в достижении целей;
степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.
Качества, необходимые руководителям, большинство специалистов представляют как профессиональные способности и разделяет на следующие группы (Станкин М.И.), представленные на рис. 9.9.
1. Дидактические способности. | ||
2. Экспрессивные способности. | ||
3. Перцептивные способности. | ||
4. Научные и научно-технические способности | ||
Дата: 2018-11-18, просмотров: 380.