Важным фактором лидерства является доверие коллектива, которое понимается, как признание его достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками, так как заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.
От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения, программа действий и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Для организации исполнения принятых решений лидер добивается поддержки всего коллектива или его подавляющей части. Реализация принятых решений предусматривает:
Подбор и расстановку исполнителей.
Доведение до них выработанного решения.
Уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения.
Создание внешних и внутренних условий исполнения.
Координацию деятельности исполнителей.
Подведение итогов и анализ результатов.
Поскольку лидер отражает интересы коллектива, он определенным образом выполняет функции контроля, проявляющиеся в том, что лидер следит, чтобы конкретные действия каждого из его членов не противоречили общим интересам, не подрывали единство группы. В необходимых случаях лидер может вступить в связи с этим в конфликт с администрацией, санкционируя даже в сфере производственной деятельности только те ее решения, которые не противоречат интересам представляемого им коллектива.
Бороться с лидерством практически невозможно, так как давление на лидера вызывает лишь еще большее сплочение коллектива и его противостояние администрации. Считается, что в конфликтной ситуации с лидером лучше идти на компромисс, предложив ему официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает. Проще всего это сделать тогда, когда границы формального и неформального коллектива, возглавляемого таким лидером, совпадают, и его члены ориентируются на общеорганизационные ценности. В этих условиях лидеру, получившему должностные полномочия, будет гораздо проще управлять коллективом, и до определенной степени он сможет пренебрегать его интересами ради организации, на что люди, доверяя ему, могут согласиться. Однако при этом официальные решения приходится все же корректировать с учетом интересов людей, так как злоупотреблять их доверием опасно.
Лидерство возникает там, где есть потребность в инициативных действиях. Существуют различные теории возникновения лидерства, которые не всегда отражают объективные стороны этого процесса. Основные теории возникновения лидерства в организации представлены на рис. 9. 3.
1. Теория физических качеств. | ||
Дата: 2018-11-18, просмотров: 317.