В основе деятельности трудового коллектива лежит лидерство или руководство.
Лицо, принявшее на себя добровольно больше ответственности, чем предписано должностью, становится неформальным лидером. Лидер не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, при этом они выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.
В трудовом коллективе лидерство может быть формальным и неформальным. То есть должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Можно быть главным руководителем в организации, но не являться фактическим лидером. Лидер психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и показать выход из казалось бы безвыходных ситуаций.
В разных ситуациях трудовой коллектив выдвигает специфические требования к лидеру, и поэтому лидерство может переходить от одного человека к другому.
Формальное лидерство в трудовом коллективе определяется как руководство, которое связано с определенными правилами назначения руководителя и предполагает функциональные отношения.
Неформальное лидерство возникает на основе личных взаимоотношений между людьми. Руководство и неформальное лидерство могут дополнять друг друга.
Американские специалисты выявили закономерность: если руководитель не является неформальным лидером, то подчиненные работают на уровне 65% своих деловых возможностей.
Однако существуют и другие теории, которые не рекомендуют делить лидерство на формальное и неформальное. Такое деление считается упрощенным. Поэтому последователи противоположной точки зрения не рекомендуют заменять руководителя и назначать на его место неформального лидера трудового коллектива. Такая перестановка зачастую приводит к дезорганизации деятельности предприятия, поскольку лидер не всегда способен выполнять функции руководителя.
Различия между лидером и руководителем можно обозначить по нескольким параметрам:
лидер призван осуществлять регуляцию межличностных отношений, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений;
лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или избирается;
явление лидерства нестабильно и зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;
руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения;
сфера деятельности лидера – в основном рабочая группа, а сфера действия руководителя шире, поскольку она представляет формальный трудовой коллектив;
лидерство формируется в условиях микросреды (рабочей группы), руководство – элемент макросреды, то есть оно связано со всей системой общественных отношений.
Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в их деятельности существуют общие черты. Строго говоря, лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов рабочей группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в трудовом коллективе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом процесс.
На возникновение неформального лидерства оказывают влияние следующие факторы:
Условия деятельности, к которым относятся:
макросреда (политическая система, культура, экономическое развитие общества, социально-экономические условия и т.д.);
проблемы, стоящие перед организацией;
взаимосвязи организации с другими организациями, фирмами и предприятиями – государственными структурами, клиентами, конкурентами и т.д.
Личные черты лидера – индивидуальные особенности, мотивы, цели, стиль и т.д.
Характеристика коллектива.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 326.