Регулирует межличностные отношения в сфере досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Официальный (профессиональный) этикет.
Определяет поведение людей в деловом общении.
Разновидностями официального этикета являются:
придворный (дворцовый) этикет;
дипломатический этикет;
воинский этикет;
деловой этикет.
Придворный (дворцовый) этикет появился при королевских дворах, в период зарождения абсолютных монархий для возвеличения царственных особ и закрепления сословной иерархии.
Дипломатический этикет (протокол) отличается строгостью и неукоснительностью соблюдения при выполнении различных дипломатических мероприятий.
Воинский этикет регулирует внешние проявления взаимоотношений между военными.
Большинство правил делового, воинского, дипломатического этикета в той или иной мере совпадают, но соблюдению правил дипломатического этикета придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.
Деловой этикет регламентирует поведение людей связанных с выполнением ими служебных обязанностей.
Для этикета характерны определенные свойства, представленные на рис. 5.7.
1. Устойчивость | ||
Свойства этикета
Рис. 5.7. Основные свойства этикета.
1. Устойчивость.
Проявляется в том, что правила этикета вырабатывались веками и для воспитанного человека соблюдение этих правил обязательно, привычно и не вызывает затруднений.
Диалогичность.
Диалогичность проявляется в знании правил этикета всеми людьми, общающимися между собой.
3. Всеобщность.
Предполагает общее знание и соблюдение правил этикета в цивилизованном обществе.
Условность.
Условность этикета ставит соблюдение правил этикета от наличия определенных условий (например, если в столовой нет столовых приборов кроме алюминиевых ложек и вилок, то от приема пищи в соответствии с правилами этикета придется отказаться).
5. Обязательность исполнения.
Означает, что в случае неисполнения правил этикета возможно общественное порицание.
Все виды этикета, в том числе и делового, строятся по определенным правилам, которые формируются за счет соблюдения двух основных аспектов: морально-этического и эстетического.
Морально-этический аспект этикета помогает четко оценить поведение участников межличностных отношений, вырабатывая дополнительные критерии, позволяющие судить о том, что, хорошо, а что плохо в деятельности деловых партнеров, сотрудников, руководителя, трудового коллектива, администрации предприятия.
Нормы морали считаются важнейшим приобретением культуры. Их соблюдение способствует упорядочению межличностных отношений. Уважая в себе личность, человек должен понимать, что каждый, с кем он вступает в общение, также рассчитывает на признание его личности и достоинства.
Этикет составляет большую и важную часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали.
Моральный фактор способствует успешной деловой деятельности. В организациях, где деловые отношения строятся на основе взаимного уважения, взаимопомощи и внимания к личности каждого сотрудника степень надежности и гарантия успеха выше.
По моральным качествам определяется авторитет личности, в том числе и личности руководителя. Бизнесмены всего мира единодушны относительно трех наиболее предпочитаемых качеств делового партнера:
компетентности;
порядочности;
надежности.
Эстетический аспект этикета – это его внешнее проявление, «техника» этикета. Эстетический аспект выражается в предписаниях, как выбрать правильный вариант поведения в зависимости от социальной роли и ситуации, в которой находится человек; в красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности.
Деловой этикет включает ряд правил, представленных на рис. 5.8. Эти правила составляют основу кодекса поведения хорошо воспитанного человека в различных ситуациях и при взаимодействии людей в деловом общении.
Правила приветствия.
Являются залогом успешного установления деловых отношений. С приветствия начинается любой разговор, и именно произнесенные при приветствии слова задают тон дальнейшему разговору. Слова часто сопровождаются действиями – рукопожатием, поклоном, поцелуем руки женщины, снятием шляпы. При этом крайне важно выбрать вариант приветствия – что сказать, как сказать и как себя держать.
Существуют общепринятые правила приветствия:
Первым приветствует: мужчина – женщину, младший – старшего (по возрасту, рангу, должностному положению), входящий – присутствующих.
Во время приветствия мужчина может приподнять или снять шляпу.
1. Правила приветствия. | ||
2. Правила представления. | ||
3. Правила обращения. | ||
4. Правила денежных отношений. | ||
Дата: 2018-11-18, просмотров: 407.