Модель дистанционного обучения, основанная на сотрудничестве нескольких учебных заведений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Такое сотрудничество в подготовке и использовании средств дистанционного обучения повышает их качество и делает эти средства менее дорогостоящими. Сотрудничество может быть национальным и интернациональным.

Известно, например, сотрудничество Северных колледжей (Northern Colleges) Англии. Северные колледжи имеют корпоративную телекоммуникационную сеть, которая связана с глобальной сетью Internet. Поскольку внешним партнером этого содружества колледжей является известная английская компания Би-би-си, услуги телекоммуникационной сети для студентов достаточно дешевы.

Основу дистанционного обучения в сотрудничестве Северных колледжей составляют электронные учебники, которые пересылаются студентам по сети. Создание электронных учебников представляет собой сложную задачу. Так стоимость разработки электронного учебника по всем дисциплинам одного курса обучения оценивается примерно в 1 млн фунтов стерлингов. Содружеством Северных колледжей декларируется возможность связи студентов с тьюторами по сети в реальном масштабе времени с 0 час до 23 час. 59 мин. На самом деле такой режим работы лишь декларируется. Фактически режим общения студентов с тьюторами идет как в режиме прямого общения в рабочее время, так и с организацией тьютором записи информации в память сервера и после обработки отправки ее по сети студенту.

Большой опыт в развитии этой модели дистанционного обучения имеется в Австралии. Там успешно функционирует консорциум девяти традиционных университетов – Открытое обучение Австралии (Open Learning Australia – OLA). Обучение идет по 150 дисциплинам высшей школы, охватывающим социальные науки, бизнес и т.д., с использованием как печатных материалов и почты, так и телевидения, радио, аудио- и видеозаписей. Однако просмотр телепрограмм и прослушивание радиолекций необязательно. Они дублируются в учебных печатных материалах.

Учебный год в OLA делится на четыре учебных периода (по 13 недель в каждом). Любые два последовательных учебных периода составляют семестр. Оплата за учебу осуществляется по семестрам. Ежегодно в OLA обучается более 12 тыс. студентов.

Примером международного сотрудничества в области дистанционного обучения является межуниверситетская телеобразовательная программа Capricon Interuniversity Tele-education Program, в разрезе которой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Парагвая и Чили.

Балтийский Университет в Швеции объединяет в области дистанционного обучения более пятидесяти университетов балтийского региона. Используя системы спутникового телевидения, студенты Балтийского университета из 10 стран балтийского региона имеют возможность осуществлять образовательные контакты по тематике, представляющей совместный интерес.

Модель дистанционного обучения в университетах, специально созданных для этих целей.

Одним из самых крупных подобных учреждений является Открытый университет Великобритании (ОУВ) в г.Милтон Кейнз близ Лондона. Он был основан Указом Королевы Великобритании в 1969 г. Его создание определенным образом связано с посещением СССР Гарольдом Вильсоном, на которого хорошее впечатление произвела наша система заочного образования. Выступая затем в Глазго, он предложил идею «Эфирного университета», использующего теле- и радиовещание для заочного обучения «и доставки преподавателей на дом к студентам».

Большой популярностью пользуется программы высшего экономического образования этого университета, по которым ежегодно обучаются около 100 тыс. студентов. На базе ОУВ проходят дистанционное обучение студенты не только из Великобритании, но и многих других стран. С этой целью он располагает 305 учебными центрами (УЦ) в Великобритании и 42 – в других странах. За каждым зарегистрированным в ОУВ студентом учебный центр закрепляет тьютора.

В основе обучения лежит самостоятельная работа студента с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами. Наряду с этими средствами обучения в учебном процессе начали использоваться компьютерные телеконференции. Введение телеконференций потребовало определенных изменений в учебных планах и в организации учебного процесса.

При проведении телеконференции основные затраты связаны с этапом ее проведения. Так, за проведение компьютерной телеконференции, в которой могут принимать участие сотни студентов, тьютору выплачивается сумма, в несколько раз превышающая оплату его занятий в аудитории «лицом к лицу». Поэтому за счет лучшей методической подготовки ставится задача уменьшить необходимое учебное время с использованием такого достаточно эффективного средства обучения. Следует отметить, что в Открытом университете Великобритании затраты по использованию телефонных линий при проведении телеконференций возмещают сами студенты.

Примером успешного развития специализированных университетов с использованием дистанционной технологии обучения может служить Испанский национальный университет дистанционного образования (UNED). Он был основан для предоставления равных возможностей доступа к высшему образованию тем, кто по каким-либо причинам (местожительство, работа и др.) не может посещать занятия в традиционных университетах.

UNED имеет 58 учебных центров внутри Испании и 9 – за ее пределами (Бонн, Брюссель, Женева, Лондон, Париж, Рим и т.д.). Наиболее распространенными средствами дистанционного обучения являются печатные материалы. Используются аудио- и видеокассеты. С 20 до 23 часов по Национальному радио Испании передаются учебные программы UNED. В последнее время используются также телекоммуникационные связи, поэтому его студенты могут обучаться даже в Нью-Йорке. Общее количество студентов, обучающихся в университете, составляет 124 тыс. человек.

Голландский открытый университет создан в 1985 г. В нем по дистанционной технологии обучаются около 22 тыс. студентов.

Калифорнийский виртуальный университет образован в 1997 г. и объединяет 95 вузов и колледжей. В нем в настоящее время обучаются более 28 тыс. студентов. В перспективе планируется довести количество студентов до 500 тысяч.

 


Важно отметить, что корпоративными партнерами университета являются такие крупные фирмы Sun Microsystems, Microsoft, Pacific Bell, Chico Systems, которые, с одной стороны, имеют возможность включать свои программные продукты и системы в учебный процесс и размещать их рекламу на серверах университета.

 


Практикум

       Данный опросник можно использовать при выборе направления дальнейшего образования.

Способности

Есть ли у меня способности для работы с цифрами?

Есть ли у меня способности к механике?

Способен ли я гладко и правильно излагать свои мысли устно и на бумаге?

Обладаю ли я особыми способностями?

Какими способностями мне хотелось бы обладать больше всего?

 

Образование

Посещал ли я какие-либо курсы, которые дали мне подготовку к определенной профессии?

По каким предметам я успевал лучше всего? Хуже всего?

Какие предметы мне нравились больше всего? Меньше всего?

Каким образом моя внеучебная деятельность подготовила меня к определенной профессии?

Является ли выписка из моего диплома точной картиной моих академических способностей? Почему?

Очень ли мне хочется поскорее получить диплом? Хотел бы я получить его до того как начну работать?

Почему я выбрал именно этот профилирующий предмет?

 



Резюме

В настоящее время одна из главных задач образования – научить студентов учиться, потому что в быстро меняющемся мире необходимо уметь совершенствовать свои знания, корректировать их, то есть преподавателям важно готовить студентов к непрерывному образованию, ведь образование, как и развитие в целом не может быть законченным.

К принципам, положенным в основу образования относятся: гуманизация, демократизация, индивидуализация, вариативность, интегрированность, психологизация, активные методы обучения, стандартизация.

Основные предпосылки к учению самого обучающегося напрямую зависят от подходов преподавателя к образовательному процессу. Выделяют традиционный, авторитарный подход и гуманистический, личностно-ориентированный.

К основным методам обучения относятся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Педагогическое общение – основная форма осуществления педагогического процесса. Его эффективность и продуктивность определяются целями и ценностями, которые принимаются всеми субъектами педагогического процесса в качестве ведущих факторов их индивидуального поведения.

Основными стадиями педагогического общения являются: Подготовка преподавателя к общению, вступление в педагогический контакт, организация и управление общением в ходе учебных занятий.

Выделяют следующие основные стили общения в образовательном процессе: авторитарный, либеральный, свободно-либеральный, демократический.

К педагогическим способностям относятся: академические, дидактические, речевые, перцептивные, организаторские, авторитарные, коммуникативные, педагогическое воображение, способность к распределению внимания.

Конфликты в педагогической деятельности делятся на конфликты деятельности, поведения (поступков), отношений. В зависимости от качества управления последствиями, конфликты бывают функциональными и дисфункциональными.

Основными риторическими приемами, используемыми в педагогической деятельности являются: ответствование, заимствование, сообщение, предупреждение, риторический вопрос, цитирование.

Основными составляющими элементами лекционного процесса являются: преподаватель, содержание лекции, аудитория, цель лекции, ситуация, средства.

Дистанционное обучение – это современная форма образовательного процесса, основанная на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся, как правило, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время имеют возможность поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Выделяют следующие технологии дистанционного обучения: кейс-технология, TV-технология, сетевая технология, которые строятся на основе определенной дидактической концепции, которая и определяет набор методов, организационных форм и средств обучения.

 



Вопросы для самоконтроля

Приведите понятие образовательного процесса. Укажите, современные критерии, предъявляемые обществом к образованию.

Приведите основные принципы образования. Дайте их характеристику.

Охарактеризуйте основное направление гуманизации образования. Перечислите основные предпосылки учения и личностные установки преподавателя.

Перечислите основные формы и методы обучения. Приведите их краткую характеристику.

Укажите основные особенности общения в образовании. Охарактеризуйте стадии общения в образовательном процессе.

Охарактеризуйте основные стили педагогического общения. Укажите наиболее приемлемые в различных ситуациях образовательного процесса.

Дайте характеристику основным педагогическим способностям. Какие по-вашему мнению наиболее важные из них?

Укажите особенности конфликтов в образовательном процессе. Перечислите способы разрешения педагогических конфликтов.

Поясните, в чем особенности педагогической риторики. Охарактеризуйте стадии подготовки и проведения лекционных занятий.

Выразите свое отношение к спорам в учебном заведении. Какие правила надо соблюдать при организации спора?

Дайте определение понятия дистанционного обучения и технологии дистанционного обучения. В чем преимущества и недостатки такой формы образовательного процесса?

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 534.